15 июля сенатор Российской Федерации Сергей Лукин принял участие в 486-м заседании верхней палаты парламента.

В рамках насыщенной повестки дня Совет Федерации обсудил необходимость увеличения федерального финансирования приобретения жилья для детей-сирот, определил условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, расширил использование электронных технологий при регистрации объектов интеллектуальных прав, призвал активизировать работу по регистрации региональных брендов, поддержал ряд общественно значимых законопроектов.

— Особое место среди рассмотренных вопросов занимают изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», – отметил Сергей Лукин. – Принятие этого законопроекта позволит обеспечить гарантии реальной вовлеченности граждан в обустройство комфортной среды для жизни.

Одобренный парламентариями документ направлен на реализацию поручения Владимира Путина, данного по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 года.

По словам сенатора, законопроект устанавливает правовые основы участия жителей в решении вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления.

— Для того, чтобы бюджетные средства были выделены на те улучшения, которые жители считают приоритетными, необходимо внести в местную администрацию инициативный проект. Согласно принятым Советом Федерации законодательным нормам, инициатором может выступить группа граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления (ТОСы) или староста сельского населенного пункта. Предварительно проект необходимо обсудить на собрании или сходе, — уточнил  Сергей Лукин.

Законом определены не только требования к содержанию инициативного проекта, но и гарантии его открытого и объективного рассмотрения, а также исчерпывающие основания для отказа в поддержке. Предусмотрено и право граждан осуществлять общественный контроль реализации инициативных проектов.

— Администрация обязана рассмотреть проект в 30-дневный срок. Если представлено несколько проектов, проводится конкурсный отбор. Поддержанные проекты реализуются за счет средств местного бюджета. Кроме того, закрепляется возможность перечисления в местный бюджет для реализации конкретных проектов так называемых инициативных платежей – добровольных денежных взносов граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц. Но это не является необходимым, — пояснил Сергей Лукин.

Суть инициативного бюджетирования – не сбор денег, а участие граждан в принятии бюджетных решений. Поэтому финансовый или трудовой вклад местных сообществ – не главное и не обязательное условие выдвижения инициативных проектов.

— Закон создает на федеральном уровне правовые гарантии включения жителей муниципалитетов в определение направлений расходования средств и позволяет развивать в регионах разнообразные практики «народного» бюджетирования. Теперь у граждан есть возможность участвовать в процессе распределения местного бюджета, — заявил сенатор.

Необходимо отметить, что институт инициативного бюджетирования до настоящего времени не был закреплен в федеральных законах, однако соответствующая практика существует более чем в 60 субъектах РФ и регламентируется региональным законодательством. В частности, в Воронежской области действуют три модели инициативного бюджетирования.

Одна из них – поддержка местных инициатив. В 2020 году конкурсной комиссией отобраны к реализации 94 проекта, в основном они касаются благоустройства территорий, ремонта объектов водоснабжения, дорожной инфраструктуры. Работы по 25 из них уже завершены, остальные находятся в стадии реализации. Объем субсидии из областного бюджета составит 167,5 млн рублей.

Также в регионе на конкурсной основе происходит отбор практик гражданских инициатив. По этому направлению в 2020 году запланировано 46 проектов – обустройство парков, скверов, тротуаров, велодорожек, смотровых площадок, территорий у социальных объектов. На эти цели в областном бюджете предусмотрена субсидия в размере 266,6 млн рублей.

Кроме того, на поощрение общественного значимых проектов ТОС в Воронежской области в 2020 году выделено 90 млн рублей, к реализации отобрано 237 проектов.

— Правовое регулирование реализации инициативных проектов регионами характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов. Закон, одобренный Советом Федерации, устанавливает единые правовые нормы на федеральном уровне, – подчеркнул Сергей Лукин.

 

 

 

Ольга Вороновская

 

 

...