Открытие нового циркового сезона ознаменовалось в столице Черноземья приездом одной из лучших российских цирковых программ «Шоу гигантских тигров».  В новой программе, наряду с лазерами и прочими спецэффектами, имеется множество потрясающих номеров. Огромные перуанские попугаи летают по кругу над зрителями – это настолько зрелищно, что дух захватывает. Умиление вызывают белоснежные японские шпицы, вечно улыбающиеся малыши, безоговорочно выполняющие все трюки своих наставников — Артура и Анастасии Минасовых. Ну а главное, что смогут увидеть воронежцы — аттракцион, не имеющий аналогов в мире. На манеже появятся одновременно 12 гигантских тигров под управлением Народного артиста России Николая Павленко!

Имя Николая Павленко звучит сегодня в числе самых прославленных цирковых имен! Лауреат государственной премии России, обладатель «циркового Оскара» – Золотого Клоуна в Монте-Карло, Павленко признан специалистами и коллегами лучшим укротителем мира. В Монте-Карло, где ежегодно проходит самый престижный в мире цирковой конкурс, Николая Павленко назвали «Караяном в клетке». С тех пор это сравнение с блистательным дирижером прочно закрепилось за артистом и, многократно повторенное журналистами, кочует за ним из цирка в цирк, из страны в страну.

«Работа дрессировщика сродни работе педагога»

12 суматранских тигров, выходящих на манеж вместе с Николаем Павленко, не просто изо дня в день выполняют привычную работу, но как и положено хищникам, так же привычно изо дня в день выжидают возможность прекратить представление в охоту. А их повелитель, не выходя из образа, точным движением дирижерской палочки умудряется усмирять непокорных. Опытный зритель удивится, не услышав привычного предупреждения «с мест не вставать, детей от себя не отпускать», и не обнаружит за клеткой ассистентов с палками, пистолетами или брандспойтами наготове. Помощники у Павленко, разумеется, есть, но во время представления они нужны лишь для того, чтобы выпустить животных на манеж, или подать реквизит.

Маэстро нет нужды запугивать зрителей дешевыми эффектами. Он общается с животным на равных. И тигры по мановению дирижерской палочки «маэстро» выделывают такие трюки, что невольно в голову закрадывается мысль: «Да он маг какой-то!»

Последний раз «полосатый рейс» Николая Павленко пролегал через наш город 2,5 года назад, и вот снова воронежцы могут увидеть эту уникальную программу. Программа, к слову, за прошедшее время стала качественно лучше. Теперь это не только сильные цирковые номера, но и оформленное «по последнему слову техники» шоу – с лазерами и прочими спецэффектами.

Конечно, лето – не самая удачная пора для цирковых представлений — детвору развозят по лагерям, деревням и курортам, а в первую очередь цирковая публика – это, конечно, дети. Но «Шоу гигантских тигров» будет интересно абсолютно любому поколению. Здесь даже коверные не такие, как обычно. Вы не увидите разукрашенных лиц и красных «нашлепок» на нос, напротив – клоунский дуэт «Стелла и Арто» (супруги Светлана и Артур Минасовы являются призерами международных фестивалей) выгодно отличается в плане подачи номеров отсутствием пошлости и какой-то своей тонкостью и интеллигентностью, создавая как бы спектакль в спектакле. Воронежцы увидят иллюзию с живым огнем, немного освежатся из «брандспойта», насладятся и интерактивным общением с клоунским дуэтом.

Тигриный аттракцион Николая Павленко – так называемый «гвоздь программы». И здесь действительно есть на что посмотреть – шутка ли, в клетке работают сразу 12 свирепых хищников. Суматранцы, отличающиеся особой силой и агрессивностью, слушаются Николая Карповича, стоит ему лишь взмахнуть своей «дирижерской палочкой».

Суматранцы очень хороши собой! Блестящая шерсть, тяжелые когтистые лапы, ленивая грация и текучие движения, полные внутренней силы. Но эти животные здесь не для красоты, на манеже они показывают свое мастерство.

«Десятилетний тигр — это как 50-летняя гимнастка», — говорит Николай Павленко. При этом все тигры у него работают по 15-18 лет. Был, правда, один долгожитель — единственный контактный тигр по имени Тед. Он был любимцем маэстро Павленко, и дожил до 21 года. 

Свою работу Николай Павленко сравнивает с работой педагога. «Не все ведь ученики схватывают то задание, которое дает учитель, поэтому нужно к каждому находить свой подход. Самая главная мысль в дрессуре — как бы обхитрить, и добиться своего. Несмотря на то, что скоро будет полвека, как Николай Павленко работает с хищниками,  это совсем не повод расслабляться. Каждый раз, выходя на арену, он рискует. «Это дикие животные, — говорит дрессировщик. — Они внезапны и способны всегда на все, что угодно».

Секрет дрессуры

Николай Павленко рассказал о достижениях мировой дрессуры и раскрыл секрет своего интереса к суматранским тиграм:

— Я дрессировал слонов, пантер, верблюдов и леопардов. Раньше у меня было 19 тигров. Сейчас у меня 12 суматранцев. Эти тигры мне очень импонируют. Они живые, подвижные, темпераментные. Они меньше амурских ростом, но гораздо более стервозные. У них короткая бархатистая шерсть, что делает их красивее своих сородичей. У тигров, в отличие от львов, нет лидера. Вернее, лидер у них — блуждающий. Как правило, это самка, у которой определенный физиологический цикл. В прайде они и дерутся, и ревнуют, у них там свои сложные взаимоотношения, свои законы, мы туда не вмешиваемся. Были случаи, когда стая загрызла одного тигра. Дело в том, что это условия максимально приближенные к природе…

Когда мне задают вопрос: «Что делают ваши тигры?», я рассказываю, конечно, что у нас 12 тигров один за одним прыгают в огненное кольцо, преодолевая дистанцию в 3 метра. И они идут голова к голове. А некоторые дрессировщики хвалятся тем, что у них прыгает через горящее кольцо один тигр, да и то на метровую дистанцию. Наши тигры выкладываются ковром, а потом по мановению дирижерской палочки веером идут по манежу… Но запомните: ни у кого из дрессировщиков за последние 100 лет ничего нового не делалось и не будет делаться. Я имею в виду не только тигров, а всех животных, которые есть в цирке. Дрессура зародилась в 1890 году. Тогда, когда была изобретена круглая клетка, опоясывающая манеж. Вот с того времени и начали дрессировать. И до 25-30 годов прошлого века люди узнали все о возможностях каждого вида животных и все, что они могут сделать, сделали. Не может тигр стоять на передних лапах или на голове. Это может делать медведь или слон. Не может лошадь ходить на передних ногах, она ходит только на задних, и будет ходить, сколько бы тысячелетий не прошло! У каждой биологической особи есть свои физиологические возможности. И я не хочу издеваться над животными, учить их тому, чему научить невозможно. По сути, все цирковые животные делают одно и то же. Но главное, как они это делают. К слову, аттракцион Николая Павленко входит в Золотой фонд циркового искусства. Такого в нашей стране не делает больше никто!

Дрессировщик готовит номера с учетом характера каждого хищника и 12 огромных тигров на манеже слушаются Николая Карповича беспрекословно. «Моя линия поведения и общения с хищниками такова — никакой с моей стороны агрессии и никакого заигрывания, — говорит Павленко. — Оказывается, можно, если захотеть, выстроить с тиграми и такую, обоюдно уважительную, линию поведения. Для этого надо просто разбираться в зоопсихологии. Читать научную литературу, сравнивать со своим опытом и делать соответствующие выводы. Фамильярничать и заигрывать с тиграми никак нельзя, с ними надо быть на равных».

Немного истории

Кстати, Николай Павленко вовсе не из цирковой династии, эту професиию ему пришлось осваивать самостоятельно. Николай Карпович родился в Луганской области, в обычной семье — мама работала бухгалтером, отца же он никогда не видел (когда мальчик родился, он погиб на фронте). Будучи девятилетним  мальчиком, Павленко впервые попал в цирк и, как большинство в этом возрасте, заболел страстью к животным, выступавшим на арене. И с возрастом эта болезнь у него не прошла… К шестнадцати годам Павленко решил во что бы то ни стало устроиться в цирк. На любую работу. «В ту пору мы с мамой жили в Северодонецке, и туда приехал зооцирк, — вспоминает Николай Карпович. — Я беспрестанно стал туда наведываться, но прошло время, и зооцирк засобирался в дорогу. И тут я объявил маме, что уезжаю. Она особенно не сопротивлялась такому решению, посчитала, что, вдоволь хлебнувши трудностей кочевой жизни, сын все равно вскоре вернется домой. Но она ошиблась. По всей видимости, я родился дрессировщиком. 



Я люблю зверей с самых малых лет. Когда мы жили в Северодонецке, у нас во дворе в сарайчике, водились куры и коза. Это на мамином попечении. А на моем – кролики. Правда, они часто болели и дохли — собаки их душили. По натуре я жалостливый и когда вижу, как болеют животные, мне и самому бывает тяжко… Потому я пошел учиться на зоотехника. Сначала был рабочим по уходу за животными, затем лектором-экскурсоводом, а затем стал директором зооцирка. Параллельно работал с собаками динго, волками, ламами, верблюдом, слонами и ягуарами, бурым и белым медведями. И так продолжалось вплоть до 1972 года. 



А потом меня наконец заметили в «Союзгосцирке» и «прикрепили» в качестве стажера к выдающемуся укротителю тигров Александру Николаевичу Александрову-Федотову. Александр Николаевич – колоссальная личность. Не имея за плечами образования, он был истинным интеллигентом и интеллектуалом. Начитан, разбирался в тонкостях не только искусства цирка, но и в музыке, живописи, литературе. На наше с ним сотрудничество судьба выделила очень мало времени. Александр Николаевич был в ту пору тяжело болен. мой наставник на глазах угасал и страстно хотел передать все то, что он познал за годы работы на арене с хищниками. Вид мое рвение, он решил, что его преемником стану я. В 1973 году я самостоятельно вышел на арену с восемью тиграми, которые мне достались от Александрова-Федотова. В тот же год не стало и моего учителя. 


Марина Хоружая,

Фото автора

...