Заведующая кафедрой «Связи с общественностью» ВГТУ Надежда Скрипникова рассказала корреспонденту газеты Светлане Попело о предстоящей поездке в Европейский институт по связям с общественностью (IEERP, Paris) и ее участии в качестве докладчика и модератора в Международной научно-практической конференции «Брендинг как коммуникационная технология XXI века», на которой она будет представлять экспертное сообщество и ученых ЦЧР, занимающихся практическими коммуникациями в проекте продвижения территорий РФ.

На конференции выступят ведущие европейские специалисты по брендингу, профессора Сорбонны, Института Политических наук (Париж), Университета Лувэн (Бельгия), эксперты и ученые вузов РФ.

— Что такое геобрендинг?

— Геобрендинг — это создание и продвижение территориального бренда. На Международной научно-практической конференции «Брендинг как коммуникационная технология XXI века» будет сделан акцент на инновационных стратегиях и технологиях в управлении брендом как нематериальным активом, на роли сетевых коммуникаций, на моделях оценки кампаний по продвижению бренда, на практическом консалтинге и экспертной работе в брендинге. Это сложный комплексный процесс, включающий диагностику, аудит, анализ истории места и многие другие факторы.

Геобрендинг — это не только технологии связей с общественностью (Public Relations) и реклама. Это и инновации в административном управлении, именно поэтому эта проблематика напрямую касается и органов власти. Это и работа с социально ответственным бизнесом, который в этом случае работает не только на своё имя, но и на продвижение территории в целом. Это организация и проведение мероприятий, которые могут стать драйверами по привлечению инвестиций. Аспектов много, но главное все же понять, что имидж и репутация — это общее дело. Сильным территориальным брендом могут воспользоваться абсолютно все, кто здесь живёт и работает.

— Какие проекты развития и продвижения территории Воронежа можно назвать удачными?

— Как вы, вероятно, знаете — Воронеж вошел в число 18 муниципалитетов, утвержденных Минстроем РФ для реализации федерального проекта «Умный город», и был принят во всемирную Ассоциацию умных городов. В этих 18 городах будут протестированы комплексные технологические решения и точечные разработки, направленные на повышение комфорта жизни горожан. «Умный город» (smart city) объединяет проекты по формированию городской среды, повышению эффективности организации системы управления, планированию городских ресурсов и созданию инструментов вовлечения граждан в процесс управления городским хозяйством.

Думаете, что будущее в виде «умных городов» где-то далеко? А вы присмотритесь, оглянитесь вокруг и увидите, что многие технологии уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Потребность в повышении качественного уровня жизни граждан постоянно возрастает,  необходимость внедрения цифровых технологий для удобства, мобильности, эффективности сервисов, безопасности людей уже очевидна. Чтобы войти в число лидеров смарт-развития, российским городам необходимо объединить усилия исполнительной, законодательной власти, экспертов и социально ответственного бизнеса, готового работать в новых условиях цифровой экономики.

Воронежская область была выбрана для реализации пилотного проекта «Умный город» как развивающийся регион с высоким потенциалом инновационной специализации, в том числе благодаря передовым научным разработкам ученых Воронежского опорного университета, которые убедительно демонстрируют, что российские информационные технологии — это тот современный инструмент, с помощью которого можно достичь значительного экономического и финансового эффекта в развитии территорий. Как неоднократно подчеркивал ректор ВГТУ, профессор Сергей Колодяжный, «в нашем университете преподаватели и студенты успешно занимаются научными исследованиями в области smart-технологий. Воронежский опорный университет будет делиться опытом в этом направлении, и все студенческие проекты будут доступны для любых регионов. Также в вузе планируется открытие новых проектно-ориентированных магистерских программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Магистерские программы будут сформированы таким образом, чтобы обеспечить подготовку специалистов, обладающих, в том числе, компетенциями технологического предпринимательства, которые необходимы для создания комфортной городской среды».

— Тема геобрендинга все чаще сегодня появляется и в региональной повестке дня территорий РФ?

— Безусловно. Институтом по связям с общественностью во Франции была издана книга по геобрендингу на русском языке, в которой я в качестве одного из авторов представила бренды Воронежской области: от традиционных (Воронежский Чернозем) до абсолютно новых, например, Платоновский фестиваль искусств. Говоря о геобрендинге, важно понимать: сегодня у территорий разного уровня появляется потребность иметь свою идентичность, и поэтому регионы России проводят серьёзную работу по продвижению местных продуктов на национальный рынок и по

формированию своей идентичности. Причём, если раньше в геобрендинге чаще всего использовали событийный инструментарий (фестивали, выставки и т.д.), то сегодня речь идёт о более «глубинных» подходах. Эксперты совместно с представителями власти, бизнеса стараются использовать в программах коммуникации природу генетического кода бренда территории и в зависимости от него стремятся комплексно формировать имидж территории.

— Входит ли эта важная тема в научную работу преподавателей и студентов кафедры «Связи с общественностью» ВГТУ?

— Да, в качестве приоритетной. Так как одно из направлений научных исследований нашей кафедры — совершенствование коммуникативных практик в сфере муниципального управления, тема формирования позитивного имиджа и повышения репутации власти напрямую связана с информационно-коммуникативными процессами продвижения территории нашего региона и создания эффективных инструментов для привлечения инвестиций. Ежегодно на кафедре выполняются выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации по актуальным практикам брендинга Воронежской области.

— Как вы оцениваете роль ВГТУ в формировании имиджа Воронежа как успешной территории?

— На мой взгляд, бренд Воронежа и Воронежской области активно развивается, в том числе и благодаря Воронежскому опорному университету. За последние несколько лет в нашем вузе прошло много научных конференций, форумов, студенческих фестивалей и других знаковых мероприятий. Только за 2018 год в ВГТУ было организовано более 80 научных мероприятий, а студенты и преподаватели приняли участие более чем в 600 мероприятиях в регионах нашей страны и везде представляли свой город и Воронежский опорный университет. В Воронеж приезжали и продолжают приезжать учёные, общественные деятели, студенты, просто туристы. Для многих теперь Воронеж ассоциируется в том числе и с нашим вузом, с его академическими традициями. Это и есть важная частьпрактического геобрендинга.

В заключении хотела бы отметить, что в конкурентной среде необходима сильная инфраструктура, подкрепленная репутацией территории. Геобрендинг в этой ситуации становится лучшиммаркетинговым ходом. Многие процессы, в том числе связанные с  привлечением инвесторов для реализации амбициозных проектов по превращению нашего города в удобное место для жизни, конечно, можно будет оценить только со временем. Но ещё раз подчеркну: важно, чтобы это были совместные усилия и власти, и бизнеса, и жителей.

...