Нобелевский лауреат Новоселов: «Есть идеи. Я буду продолжать самые интересные эксперименты по графену»
Ученый Константин Новоселов, который вместе своим руководителем Андреем Геймом получил Нобелевскую премию 2010 года по физике, поделился секретами успеха. По словам ученого, надо помнить, что наука — интернациональная вещь, не жалеть денег на исследования, не вынуждать ученых решать административные задачи, а также создавать творческую атмосферу в научном коллективе, сообщает newsru.com.
«Самое важное, что нас полностью оградили от большинства административной работы, и мы можем сконцентрироваться только на науке», — заявил Новоселов в интервью «Российской газете», опубликованном в пятницу, отвечая на вопрос об условиях работы, предоставленных Университетом Манчестера.
Он признал, что британские ученые постоянно сетуют на недостаточное финансирование науки. «Это правда, — сказал Новоселов. — Но мы оказались в привилегированной ситуации, нам повезло. У нас было достаточное финансирование».
5 октября Нобелевский комитет в Стокгольме назвал Гейма и Новоселова лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года. Оба они являются выходцами из России, однако в настоящее время работают в Великобритании, в Университете Манчестера. Нобелевская премия присуждена им за «новаторские эксперименты, касающиеся двумерного материала графена», использование которого может вывести электронику на новый уровень, передает «Интерфакс».
Как отмечает Новоселов, все последние семь лет они с Геймом «делали очень интересные эксперименты и получали массу удовольствия от этого». Говоря об истоках открытия, он обратил внимание на созданную Геймом в лаборатории особую атмосферу творчества и научной смелости: «Это, в принципе, стиль работы, который Андрей насаждает, или, вернее сказать, прививает в нашей лаборатории, и которому я стараюсь следовать — так называемые «эксперименты в пятницу вечером».
«То есть, — пояснил он, — когда вы можете выдвинуть совершенно глупую, бредовую идею и попробовать ее. И если не сработала, то не страшно — вы не потратили много времени. А если сработала, то она может принести очень большие плоды. И графен был одной из таких идей».
Была идея, рассказал Новоселов, «сделать транзистор из графита с помощью расщепления его на мелкие чешуйки, и, как ни странно, буквально первые же образцы заработали, и после этого было очевидно, что за этим стоит очень интересная физика».
Своим главным учителем он называет Гейма: «Я, разумеется, очень много узнал про физику на физтехе и в Черноголовке, но то, как делать науку, я узнал, наблюдая за Андреем». «Он бесконечно умный человек. Я не люблю слова гений, но, наверное, к нему оно применимо. Самое главное, чему Андрей научил меня, это не бояться признавать свои ошибки и просто быть достаточно смелым в науке», — отмечает Новоселов.
Он отдает должное и российской науке: «База была заложена именно в России. Физтех — это лучший институт в мире, наверное. После него я работал в Черноголовке, где совершенно замечательная школа экспериментальной и теоретической физики. Поэтому все, что я знаю о физике — не все, но, наверное, очень многое, — я получил именно там».
Вместе с тем Новоселов подчеркивает, что «наука — интернациональная вещь». «Без этого она работать ну никак не может. Из всего, что мы знаем в данное время о графене, может быть, только 10 процентов или даже меньше были получены нами. Огромное количество групп по всему миру работает над этой проблемой, и мы в нашей работе пользовались их результатами тоже. У нас огромное количество коллабораторов по всему миру, и мы с ними и сотрудничаем и соревнуемся одновременно. Поэтому это существенно интернациональная работа», — пояснил нобелевский лауреат.
Он желает «только лучшего российской науке, но это было бы совершенно неправильно, взять и сказать, что мы лучшие». «Надо лишь признавать, что мы очень хорошие, и поэтому нам надо идти в люди. Идти в другие страны, отдавать то, что у нас есть, и брать то, что есть у них», — считает Новоселов.
Новоселов даже жалеет, что получил Нобелевскую премию
Ученый хотя и радуется Нобелевской премии («Это, наверное, мечта каждого физика»), но все-таки испытывает некоторое сожаление: «Но за те несколько минут, которые прошли во всем этом первом шоке, я вдруг понял, что все — жизнь изменилась очень сильно. И мне захотелось как бы ее вернуть обратно. И вообще все стало как-то непонятно… Ведь все-таки тяжело представить, как все теперь пойдет. И хочется вернуть все на круги своя и начать снова нормально и продуктивно работать».
«Я уверен, что все еще впереди. Есть идеи. Я буду продолжать самые интересные эксперименты по графену. Эта премия нас очень сильно отбросила назад. Буду пытаться что-нибудь придумать и помимо графена», — сказал Новоселов.
Что касается России, то, по словам ученого, он бывает там «раз в год — полтора, к сожалению, не получается приезжать чаще». «В Москве и в Нижнем Тагиле живут мои родственники. Я с удовольствием туда приезжаю. У меня там огромное количество друзей», — рассказал он.
«За те 11 лет, как я уехал, изменения очень заметные. Люди на улицах стали выглядеть счастливее», — считает нобелевский лауреат.
Мобильный телефон с графеном появится в 2011-12 годах
В 2011 или 2012 году на рынке появится первое устройство, созданное с применением инновационного материала графена, это будет мобильный телефон с принципиально новым сенсорным экраном. В то же время компьютерные чипы на основе графена могут получить распространение не ранее чем через десять лет, считает Новоселов.
По словам экспертов, графеновый сенсорный дисплей, в отличие от ныне существующих, будет намного более устойчивым к износу, фактически «вечным». Графен также может найти применение при изготовлении телевизионных экранов, световых панелей и солнечных батарей.
В сообщении Шведской академии о присуждении премии говорится, что в будущем из пластика с добавлением графена могут производиться спутники, самолеты и автомобили, необыкновенно легкие и прочные.
Ученые также предсказывают, что графен — слой углерода толщиной в один атом — придет на смену кремнию при производстве транзисторов. Изготовленные из них компьютерные микросхемы будут работать быстрее, чем кремниевые.
«Идея практического применения графена витает в воздухе. Многие компании, которые этим занимаются, в частности, Samsung, предполагают выпустить первые продукты, которые основываются на этом материале, в 2011-2012 году, — сказал Константин Новоселов. — Я очень надеюсь, что практическое применение скоро будет очевидно для всех.
Вы сами подумайте: у вас есть материал, самый тонкий из всех, которые можно создать. Это самый прочный материал, который можно получить, самый эластичный, самый проводящий, у него есть еще с десяток свойств, к которым применимо слово «самый».
В частности, одним из первых его применений будет прозрачное проводящее покрытие, которое применяется в жидкокристаллических дисплеях, в солнечных батареях».
«Что касается использования графена при производстве компьютеров, это, конечно же, очень далеко идущие планы, — продолжает Новоселов. — Графен не заменит кремний в течение по крайней мере следующих десяти лет. Причина не в том, что кремний плох или хорош или графен плох или хорош. У нас недостаточно умения, чтобы производить те транзисторы, которые мы хотим произвести из графена.
Мы можем сделать один-два, но сделать тысячи и десятки тысяч, которые необходимы для микропроцессора, мы не умеем. И мы не умеем делать это ни из графена, ни из кремния. Но в других электронных приложениях этот материал может вполне найти применение, например, в высокочастотных транзисторах для мобильных телефонов, сверхбыстрых оптических датчиках для оптоволоконной связи. Это все вполне реально», — сказал нобелевский лауреат.
Новоселов не планирует открывать собственную компанию
Физик Новоселов не планирует открывать собственную компанию для коммерческого использования своего открытия. «Нет, это занимает очень много времени. Я получаю намного больше удовольствия, если занимаюсь физикой». «Мы сотрудничаем с Samsung, какое-то время мы работали с IBM, но сейчас мы передали это нашим студентам, которые открыли свою фирму, — говорит Новоселов.
«Есть много компаний, которые мы консультируем. Мы сотрудничаем с военно-воздушными и военно-морскими силами Америки», — добавил он. Пентагон финансирует разработку компанией IBM радиочастотных транзисторов на основе графена».
Константин Новоселов заявил, что у него были контакты с представителями российской компании «Роснано». «Я разговаривал с людьми из «Роснано», рассказывал им про возможности графена. Но ни о чем конкретном мы пока не говорили», — сказал ученый.
«Мы не занимаемся доработкой этого материала для его практического приложения, — пояснил нобелевский лауреат. — Мы занимаемся «вкусными» вещами, чтобы выявить какие-то интересные свойства, то, чего раньше никто не видел. Идей масса. Этот материал только начали изучать. Разумеется, мы будем делать это и дальше. Работы еще непочатый край», — говорит Константин Новоселов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.