Исполняющий обязанности председателя Следственного комитета России Александр Бастрыкин на днях уволил руководителя управления СКП по Хабаровскому краю Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко, курировавшего расследование особо важных дел. Оба считались ведущими сотрудниками СКП, однако в результате ведомственных проверок выяснилось, что они злоупотребляли служебным положением и могли быть связаны с криминальными авторитетами, сообщает newsru.com.

Такой строгости по отношению к своим подчиненным за главой СКП РФ раньше не замечали, отмечают СМИ. По мнению экспертов, ужесточение кадровой политики стало условием президента, выполнив которое, Бастрыкин может избавиться от приставки «и.о.», пишет РБК daily.

Бастрыкин подписал приказ об увольнении руководителя Хабаровского краевого управления СКП Геннадия Фатеева и его заместителя Константина Лысенко 5 октября. Официальный представитель СКП Владимир Маркин по этому поводу ограничился весьма кратким комментарием: оба лишились своих должностей за «нарушение присяги прокурора (следователя)» и совершение поступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 43 федерального закона «О прокуратуре»), а решение об увольнениях было принято по итогам служебной проверки.

Между тем еще совсем недавно оба отставника являлись ведущими сотрудниками ведомства Бастрыкина. Достаточно отметить, что Фатеев, работавший в органах прокуратуры с 1986 года и прошедший за это путь от стажера следователя до первого заместителя прокурора Хабаровского края, в 2008 году был утвержден президентом Медведевым членом коллегии созданного за год до этого СКП, а еще через год указом того же президента ему было присвоено звание «Заслуженный юрист РФ», отмечает «Коммерсант».

Проверять работу краевого СКП начали еще в 2008 году. Основанием для этого стали в том числе запросы в Генпрокуратуру депутата Госдумы Бориса Резника, много лет проработавшего журналистом на Дальнем Востоке. Резник уверен, что их уволили за целый шлейф злоупотреблений. По его словам, некоторые местные следователи разваливали уголовные дела, вымогали средства с бизнесменов, работали в тесном контакте с местным криминалитетом.

По словам депутата, на связь Фатеева с криминалом он обращал внимание еще тогда, когда тот работал прокурором Индустриального района Хабаровска. «На одной из аудиозаписей зафиксирован разговор Фатеева с местным бандитом, который дает прокурору указание, что и как ему делать», — заявил Резник. После этого народный избранник пытался изобличить пошедшего на повышение Фатеева в связях с «авторитетами» дальневосточного оргпреступного сообщества «Общак».

В своих обращениях в Генпрокуратуру депутат Резник утверждал также, что Фатеев воспользовался подложными документами и якобы за счет средств СКП купил в Хабаровске для сына квартиру.

«По результатам проверок Генпрокуратура, насколько мне известно, несколько раз обращалась к Александру Бастрыкину, чтобы тот возбудил уголовные дела в отношении Фатеева, однако в СКП не усматривали в его действиях состава преступления, — сказал Резник. — В итоге он был только уволен, а значит, справедливость восторжествовала только частично».

«Я не хочу критиковать Следственный комитет, поскольку они приняли верное кадровое решение, но для этого понадобилось без малого три года», — указывает Резник.

Как отмечает издание, в последнее время Бастрыкин стал более гибким в своих кадровых решениях и отстранил от должностей наиболее критикуемых руководителей следственных управлений.

В ноябре прошлого года, выступая в Совете Федерации, Александр Бастрыкин сообщил, что у него «в личных планах снять по итогам года 12 начальников территориальных управлений СКП, которые плохо работают». Но тогда своих постов лишились только двое: руководители управлений по Тульской и Новгородской областям.

Впрочем, уже тогда наблюдатели стали обсуждать перспективы еще двух подчиненных Бастрыкина — тогдашнего главы московского управления Анатолия Багмета и руководителя УСКП по Хабаровскому краю Геннадия Фатеева. Прошло более полугода, прежде чем глава Следственного комитета отстранил наиболее критикуемых подчиненных.

«Ужесточение кадровой политики стало условием президента Дмитрия Медведева, которому предстоит утверждать кандидатуру руководителя отделенного от прокуратуры Следственного комитета, — предполагает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — И тогда Багмета перевели на менее публичную и менее влиятельную должность (руководитель Института повышения квалификации СКП), а затем и Фатеева убрали, чью деятельность критиковали не только СМИ, но и депутаты «Единой России». Итогом компромиссного поведения, по мнению эксперта, станет скорое избавление Бастрыкина от приставки «и.о.».

...