15 мая сенатор Сергей Лукин принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,местному самоуправлению и делам Севера. Парламентариям был представлен доклад о ходе исполнения Постановления СФ от 16 ноября 2016 года «О государственной поддержке социально-экономического развития Воронежской области». На заседании обсуждались рекомендации верхней палаты, ход их реализации, а также информация и предложения региона.

Напомним, что Дни Воронежской области в Совете Федерации проводились 24-26 октября 2016 года.По итогам рассмотрения вопросов социально-экономического развития региона,верхняя палата обозначила в указанном Постановлении 19 поручений, из которых, на данный момент, выполнены 16 пунктов.

Одной из главных нерешённых проблем остается водоснабжение. Более половины населения Воронежской области потребляет некачественную воду. Износ инженерных сооружений составляет свыше 60%. Своими силами регион эту проблему решить не может, поэтому необходимо возобновить федеральное финансирование ФЦП «Чистая вода».

В своём комментарии сенатор Сергей Лукин напомнил, что вопрос о важности продления данной программы не раз поднимался губернатором Воронежской области. В рамках её реализации в нашем регионе было построено порядка 230 объектов водоснабжения и водоотведения в 220 населенных пунктах. В 2011-2013 гг. Воронежская область получала средства из федерального бюджета, с 2014 года ФЦП «Чистая вода» финансировалась только из областной казны. Для продления этой федеральной программы региональных средств оказалось явно недостаточно. В связи с этим в октябре 2016 года данная проблема была озвучена в Совете Федерации в ходе Дней Воронежской области. И палата регионов поддержала инициативу региона по возобновлению ФЦП «Чистая вода». Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила тогда, что повышение качественного уровня питьевой воды –вопрос, актуальный для всех субъектов РФ.

Но при формировании бюджета на 2018 год Правительство РФ не изыскало возможности продления срока реализации указанной федеральной целевой программы.

И на сегодняшнем расширенном заседании Комитета, вице-спикер Галина Карелова вновь заявила о важности возобновления федерального финансирования ФЦП «Чистая вода»: «Сегодня это объективная необходимость для целого ряда регионов, где означенная проблема является архисложной. Пусть это будет небольшая сумма на данном этапе. Но возобновление финансирования побудит и другие регионы заниматься этой темой».

В своём выступлении представитель в Совете Федерации от законодательной власти Воронежской области Сергей Лукин подчеркнул, что вопрос водоснабжения должен быть одним из приоритетных направлений развития субъектов РФ на ближайшие годы. «Доступность и качество питьевой воды во многом определяют здоровье нации. По данным ООН «О состоянии водных ресурсов мира», 350 тысяч россиян ежегодно умирают от болезней, возникающих из-за употребления некачественной питьевой воды, –отметил сенатор. – По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, частота заболеваний, переносимых водой, является самой высокой. Воздействие данного фактора на здоровье населения постоянно подтверждается более чем столетней практикой водоснабжения».

Сенатор Сергей Лукин добавил, что качество воды заметно ухудшают изношенные сети и устаревшие системы очистки. Серьёзную озабоченность вызывает тот факт, что услугами центрального водоснабжения в России обеспечено лишь 75% от общей численности населения страны. Острая проблема доступности и качества питьевой воды существует и в сельской местности. В российских селах и деревнях менее половины домов подключены к централизованной системе водоснабжения.

«В соответствии с данными Управления Роспотребнадзора по Воронежской области, доля населения, обеспеченного водой надлежащего качества,составляет только 42,4% (0,89 млн. человек) в городских и 35,6% (0,75 млн. человек)– в сельских населенных пунктах. Без привлечения финансирования из федерального бюджета решить указанную проблему практически невозможно. Хотя регион за счёт своих средств ежегодно выделяет 500-700 миллионов рублей», – сообщил Сергей Лукин.

По данным исследования «Реестр 140 ведущих инжиниринговых компаний РФ в сфере водоочистки, водоснабжения и водоотведения», износ коммунальной системы России составляет от 60% до 80%, более 200 тыс. км водоводов и водопроводных сетей страны нуждаются в замене. Региональные власти ведут активную работу по актуализации данных о состоянии инженерных коммуникаций, но при этом объём мероприятий, призванных исправить ситуацию, остается недостаточным, чтобы переломить отрицательную динамику обветшания инфраструктуры водоснабжения.

Выступая на заседании Комитета, член Совета Федерации Сергей Лукин отметил: «В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», особое внимание уделено повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). Для достижения этих показателей считаю крайне важным вернуться к проблеме безопасного водоснабжения, имеющего огромное значение для здоровья нации».

В своём постановлении по итогам расширенного заседания,члены верхней палаты рекомендовали Правительству РФ при формировании федерального бюджета на 2019 год рассмотреть возможность возобновления финансирования ФЦП «Чистая вода».

В ходе обсуждения Сергей Лукин затронул ещё одну тему, значимую для всех регионов.Парламентарий вернулся к вопросу о разработке нормативных правовых актов, предусматривающих возможность высвобождения у недобросовестных заявителей части неиспользуемых мощностей по разным видам энергетических ресурсов, а также установления порядка её перераспределения. Сенатор напомнил в своём выступлении, что в соответствии с требованиями законодательства и действующей практикой, головным предприятием региона в сфере электроснабжения ПАО «МРСК Центра» — «Воронежэнерго» совместно с областным Правительством была разработана и утверждена Министерством энергетики РФ инвестиционная программа на 2016-2020 годы.

«Однако в Воронежской области, как и в ряде других субъектов РФ, сложилась ситуация, когда на крупных региональных центрах электропитания, подстанциях отсутствует свободная электрическая мощность, – отметил Сергей Лукин. – Имеющиеся мощности распределены между заявителями по документам о технологическом присоединении, а фактическая загрузка мощностей, в основном, достигает уровня 70%. При этом зарезервированные различными потребителями мощности не могут быть предоставлены инвесторам, желающим подключиться к электрическим сетям, чтобы приносить региону экономическую пользу». Структуры, зарезервировавшие эту мощность на пять-десять лет, не используют её и не осуществляют оплату за мощность.

В результате, возникает парадокс: казалось бы, энергетические мощности существуют, но инвестору они недоступны. В итоге появляется «черный» рынок перепродажи энергетических ресурсов, тарифы увеличиваются и для предприятий, и для населения.Сергей Лукин подчеркнул, что необходимо навести порядок в этой сфере: «Если структура резервирует энергетические мощности и не использует их, значит, она должна оплачивать резервируемую мощность, а не выгадывать, как более рационально перепродать в будущем, чтобы получить свою выгоду. Эти мощности созданы при участии государства, инвестиционные тарифы формируются и утверждаются за счёт увеличения тарифов на электроэнергию, и таким образом дополнительные затраты накладываются и на население, и на собственные доходы МРСК».

В итоге расширенного заседания, решено было продолжить обсуждение затронутой сенатором Лукиным проблемы в рамках «круглого стола» на площадке Совета Федерации.

Ирина Размустова

...