Государство не рассматривает возможность выкупа долей основных акционеров ГМК «Норникель» — «Интерроса» и «Русала», которые находятся в состоянии затяжного конфликта. «Мы пока не обсуждали этот вопрос», — заявил вице-премьер Игорь Сечин журналистам по итогам совещания в Норильске c участием премьера Владимира Путина, бизнесменов Олега Дерипаски и Владимира Потанина, а также региональных властей, сообщает newsru.com.

«Основные акционеры будут свои позиции согласовывать. Мы в корпоративные процессы не лезем, это дело акционеров. Но если это (конфликт акционеров, – прим. ред.) будет сказываться негативно на социально-экономическом положении Норильска, мы пересмотрим отношение к этому вопросу», — сказал Сечин.

— Потанин: разрешения конфликта может и не случиться
— Путин решил публично в конфликт не вмешиваться
— История конфликта вокруг «Норникеля»

Также вице-премьер заявил, что «еще не думал» о возможности вхождения в капитал «Норникеля» третьего крупного акционера.

В то же время свои комментарии журналистам дали крупные акционеры «Норильского никеля» Олег Дерипаска, который мог и не присутствовать на заседании, и Владимир Потанин.

Глава «Русала» Олег Дерипаска заявил, что не видит смысла ни в национализации «Норникеля», ни в привлечении третьего крупного акционера.

Дерипаска также рассказал, что проведет переговоры с миноритарными акционерами «Норникеля», чтобы добиться изменения состава совета по итогам внеочередного собрания акционеров компании в октябре.

«У меня радикальный подход — чтобы большинство в совете директоров было у независимых, профессионалов горно-металлургической отрасли, потому что три представителя менеджмента в совете директоров понизили его работоспособность и сделали его бессмысленным», — сказал Дерипаска журналистам по итогам совещания в Норильске.

«Мы, скорее всего, будем разговаривать с владельцами ADR и миноритарными акционерами и даже готовы предложить, чтобы в совете директоров было большинство у независимых директоров — представителей миноритариев», — сообщил он.

Владимир же Потанин на вопрос о возможности вхождения в капитал «Норникеля» третьего крупного акционера ответил вопросом: «Чтобы еще веселее стало?»

По его мнению, корпоративное управление «Норникелем» постепенно должно дрейфовать в сторону таких образцов, как Rio Tinto и BHP Billiton, «где акционеры на операционную деятельность влиять перестали». Ситуацию вокруг «Норникеля» глава «Интерроса» не считает конфликтом.

«Для меня лично конфликта не существует, несмотря на его яркое отражение и всплески в СМИ. Есть разные подходы к тому, как предприятие должно развиваться и управляться», — сказал Потанин.

По его словам, разница в подходах, например, состоит в том, что «мы не считаем правильным методом вмешательство (акционеров) в оперативную деятельность компании». «Не надо вмешиваться в оперативную деятельность. И когда коллеги говорят нам — у нас мало власти и влияния, я спрашиваю: зачем оно нужно, для того чтобы что изменить?»

Он напомнил, что на совещании во вторник премьер Владимир Путин упомянул, что ВЭБ смог заработать на приобретении акций «Норникеля» в кризис. Между тем, «вложенные ВЭБом средства в IPO «Русала» пока приносят убыток более 30%». «Норникель» демонстрирует устойчивый рост, а «Русалу» предстоит показать, как они смогут подняться с 30% убытков от IPO. Дай бог им этого. Мне будет интересно посмотреть, как это произойдет», — сказал Потанин.

«Может быть, коллегам, у которых есть свои проблемы, следует сосредоточиться на своих проблемах?» — добавил он.

Потанин: разрешения спора может и не случиться

Говоря о расстановке сил в новом составе совета директоров ГМК, глава «Интерроса» высказал мнение, что, «может быть, это и к лучшему, что в нем меньше представителей акционеров».

Отвечая на вопрос о том, когда сможет разрешиться спор акционеров «Норникеля», он выразил мнение, что «разрешения может и не быть». Премьер на совещании обозначил такую позицию — до тех пор, пока на предприятии все нормально, а акционеры способствуют его развитию, а не препятствуют, государство не будет вмешиваться в спор, отметил Потанин.

Он также вновь выразил готовность обсуждать покупку пакета «Русала» в «Норникеле», если такое намерение у алюминиевой компании появится. «Русал» заявил, что не хочет продавать, для них это долгосрочная инвестиция. Но если у него появятся такие планы, мы поговорим», — сказал Владимир Потанин.

Путин решил публично в конфликт не вмешиваться

Премьер, открывая во вторник совещание в Норильске, с ходу заявил, что в этом конфликте есть «определенное движение вперед».

Открывая во вторник совещание по вопросам социально-экономического развития Норильска и развития компании «Норникель», премьер напомнил, что неделю назад из-за погодных условий не смог прилететь в Норильск.

Вместе с тем за эту неделю «акционеры компании и менеджмент и представители правительственных структур вместе работали над сложными проблемами компании, и мне кажется, есть определенное движение вперед по этим вопросам», сказал Путин.

История конфликта вокруг «Норникеля»

После июньского годового собрания акционеров «Норникеля» между «Русалом», «Интерросом», которые владеют по 25% в ГМК, и менеджментом компании развернулась публичная дискуссия о легитимности итогов собрания.

«Русал», который не смог провести в совет директоров столько своих кандидатов, сколько планировал, обвинял менеджмент «Норникеля» в махинациях с акциями, которые повлияли на итоги собрания. Проверкой бюллетеней голосования на годовом собрании занимаются Федеральная служба по финансовым рынкам и Генпрокуратура.

В минувшую пятницу Путин констатировал, что нынешний конфликт акционеров «Норникеля» наносит ущерб этой компании, являющейся одним из крупнейших в мире производителей цветных металлов.

Накануне же премьер рассказал, что не собирается в Норильске заниматься «разборками» между акционерами «Норникеля», не собирается выяснять, «кто прав, а кто виноват, кому отдать предпочтение, кого ущемлять».

Путин считает, что на комбинате надо решать много других вопросов: лицензии на сырье, проблемы ЖКХ, проблемы переселения, экологическую проблему. Этим премьер и намерен заняться: «Надо строить либо служебное жилье, как жилье временного пребывания. Но это должен делать комбинат. И одновременно надо дать возможность людям заранее подумать, где они будут жить после окончания работы здесь», — сказал он.

...