В рамках Московского Международного Автосалона ОАО «АвтоВАЗ» проводит первую официальную презентацию серийного образца встроенной навигационной системы ГЛОНАСС-GPS на автомобилях LADA Priora и LADA Kalina. Экран навигационной системы интегрирован в комбинацию приборов. Управление системой осуществляется правым подрулевым переключателем. Навигационная система будет поставляться в комплектациях LADA Priora «Норма» и «Люкс», LADA Kalina «Люкс» и «Супер-люкс». ОАО «АвтоВАЗ» планирует начать серийное производство автомобилей со штатной навигационной системой в первом квартале 2011 года.

Представленное ОАО «АвтоВАЗ» решение является:
1. Первой в истории отечественного автопрома штатной (серийно устанавливаемой на сборочной конвейере) автомобильной системой навигации.
2. Первой в мире интегрированной автомобильной навигационной системой, использующей приемники сигнала российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Комментирует Михаил Фадеев, независимый эксперт рынка спутниковой ГЛОНАСС-GPS навигации:
«До настоящего времени в России было проведено не более 100 000 инсталляций приемников ГЛОНАСС-GPS на автотранспорт. Однако эти внедрения ГЛОНАСС в большинстве касались государственного сектора, систем управления транспортом, логистики, спец. применений (автотранспорт МВД, экстренных служб, военная техника). Проект ОАО «АвтоВАЗ» — первое в истории российской навигационной системы внедрение на потребительский рынок. Любой гражданин России, купивший автомобили LADA Priora и LADA Kalina получит возможность ежедневного бытового использования сигнала российской навигационной системы точно также, как сейчас используются миллионы навигационных устройств с системой GPS».
В представленной ОАО «АвтоВАЗ» встраиваемой навигационной системе используется цветной экран высокого разрешения, на который помимо навигационной информации выводятся основные параметры работы автомобиля и данные встроенного маршрутного компьютера. Управление навигационной системой, переключение между различными режимами работы осуществляется правым подрулевым переключателем. Ввод адреса осуществляется тем же переключателем с помощью перемещения курсора по кнопкам на экранной клавиатуре.
Навигационный модуль ГЛОНАСС-GPS¸ отвечающий за обработку навигационного сигнала, установлен в комбинации приборов. Навигационная программа работает на платформе, в основе которой лежит чипсет на базе архитектуры ARM9 и операционная система WindowCE.Net. Зона покрытия карт предустановленного в системе навигационное ПО включает 83 региона России (атлас дорог и обзорная карта), более 350000 объектов точек интереса (POI : АЗС, места отдыха, гостиницы, закусочные, магазины и другие). Карты содержат адресный план для 1500 городов и населенных пунктов (детализация с точностью «до дома», включая номера строений, их дроби, корпуса и т.п.). Еще 92 города имеют подробно отрисованную дорожную сеть и поиск «до улицы». Всего же на карту нанесено более 118 000 населенных пунктов России. Навигационная система может работать в режимах 2D и псевдо-3D, а также в режиме пошаговой (turn-by-turn) навигации: на экран выводится только стрелка указывающая следующий маневр. Голосовые подсказки транслируются через аудиосистему автомобиля.
Навигационная система полностью соответствует самым жестким требованиям автомобильной индустрии в отношении электромагнитной совместимости, вибрационных нагрузок и температурного диапазона. В частности диапазон рабочих температур системы составляет от -40 до +85 градусов Цельсия, что особенно важно для суровых российских условий.
ОАО «АвтоВАЗ» начнет серийное производство автомобилей с встроенной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS в первом квартале 2011 года. Первые автомобили появятся в салонах дилеров компании к середине 2011 года.
Навигационная система ГЛОНАСС-GPS будет устанавливаться на производственном конвейере предприятия на часть машин в следующих комплектациях:
 LADA Priora комплектация «Норма». Также в комплектацию входят ABS, климат-контроль, штатная аудиосистема, подушка безопасности водителя, электростеклоподъемники передних дверей, обогрев и электрорегулировка боковых зеркал.
 LADA Priora комплектация «Люкс». Также в комплектацию входят ABS, климат-контроль, штатная аудиосистема, подушки безопасности водителя и пассажира, полный электропакет, включая обогрев сидений, противотуманные фары, датчик дождя и автоматического включения ближнего света, паркотроник.
 LADA Kalina комплектация «Люкс». Также в комплектацию входят система ABS, климат-контроль, штатная аудиосистема, противотуманные фары, электростеклоподъемники всех дверей, обогрев сидений, электрический обогрев и регулировка боковых зеркал, подушки безопасности водителя и пассажира, литые диски колес.
 LADA Kalina комплектация «Супер-Люкс». Также в комплектацию входят система ABS, климат-контроль, штатная аудиосистема, противотуманные фары, электростеклоподъемники всех дверей, обогрев сидений, электрический обогрев и регулировка боковых зеркал, подушки безопасности водителя и пассажира, легкосплавные литые диски колес, датчик дождя и автоматического включения ближнего света, парктроник, система дистанционного открытия багажника.
ОАО «АвтоВАЗ» планирует обеспечить пользователям бесплатное обновление навигационной системы и навигационных карт в течение 3 лет с момента продажи автомобилей. Обновление карт может быть произведено владельцем автомобиля самостоятельно (подключением к комбинации приборов ноутбука через USB-интерфейс) или в центре технического обслуживания авторизованного дилера производителя.
В 2008 году ОАО «АвтоВАЗ» начал исследования возможности применения ГЛОНАСС-GPS навигационных устройств на своих автомобилях. В 2009 году (в период кризиса) компания продолжала активно работать над внедрением навигационной системы на серийные автомобили модельного ряда LADA Priora и LADA Kalina.
Комментирует Евгений Николаевич Шмелев, вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» по техническом развитию, ранее (2008-2009 гг) главный конструктор предприятия:
«Изначально наше предприятие рассматривало и исследовало несколько вариантов технических решений по инсталляции системы спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS в автомобили LADA. Кстати, информация об одном из таких предварительно рассматриваемых вариантов около года назад просочилась в СМИ. Изучив все «за» и «против», мы остановились на варианте размещения навигации в комбинации приборов автомобиля.

Итоговый вариант инсталляции ГЛОНАСС-GPS
навигации – интеграция экрана в комбинацию приборов

Во-первых, именно такое компоновочное решение является одним из самых удобных с точки зрения эргономики. Согласно проведенным исследованиям перевод взгляда с дороги на комбинацию приборов и обратно – наиболее естественный и привычный для большинства водителей сценарий поведения, гораздо более естественный, нежели перевод взгляда с дороги на экран навигатора, расположенного справа от водителя.
Управление системой реализовано комфортно и доступно для понимания неподготовленным потребителем, не имеющим большого опыта работы с навигационными устройствами.
Во-вторых, хочу отметить, что нам удалось обеспечить интеграцию навигационной системы ГЛОНАСС-GPS практически без внесения каких-либо изменений в конструкцию автомобиля. Инвестиции в проект со стороны АвтоВАЗ были минимальны, что в конечном итоге позитивно сказалось на себестоимости этой опции для конечного потребителя.
Кроме того, такое решение находится в русле современных тенденций развития встроенной автомобильной электроники. Именитые мировые автопроизводители активно используют в своих моделях поле комбинации приборов для отображения навигационной информации.

...