В Воронеже правозащитники проанализировали соотношение Законопроекта «О полиции» с возможностями реализации права на мирные собрания
Межрегиональная Правозащитная Группа — Воронеж/Черноземье подготовила обзор и свои замечания к подброшенному на обсуждение интернет-средой проекта закона «О полиции» в свете его соотношения с гарантиями реализации конкретного права на свободу мирных собраний. Текст анализа можно найти здесь: http://irhrg.ru/pravozashchitniki-proanalizirovali-sootnoshenie-zakonoproekt.
Правозащитники проанализировали все положения законопроекта, которые связаны с проведением акций, с учетом опыта мониторинга ситуации с правом на свободу собраний в РФ с 2006 по 2009 год, а также прецедентной практики Европейского Суда по правам человека. Выводы правозащитников неутешительны: «Законопроект содержит ряд норм, несущих угрозу легализации как уже существующих, так и новых практик вмешательства в право на свободу мирных собраний». Полиция может получить право оцеплять акции и пропускать участников после досмотра их вещей. Так уже делается в Москве, но не по всей стране и не на всех акциях. Против протестных акций появится возможность использовать водометы, светошумовые установки, слезоточивый газ и дубинки. В случае желания помешать какой-либо акции ничто не сможет помешать полиции установить вокруг места ее проведения режим ограничения свободы передвижения и устроить повальную проверку документов. А собрание, которое чем-то не понравится присутствующим полицейским, можно будет разогнать, приказав всем разойтись. За невыполнение этого приказа — задержание на 3 часа.
Полиция на публичных мероприятиях лишь под предлогом пресечения потенциального правонарушения получает право на применение физической силы. Публичные мероприятия, равно как футбольные матчи или концерты, практически всегда содержат потенциальную угрозу возникновения массовых беспорядков или возможности совершения участниками правонарушений или преступлений. Гипотетическая угроза или предположение не может и не должно быть основанием для существенного ограничения прав. В идеале полиция должна для принятия любых ограничительных мер иметь четкие, конкретные и материальные основания. В Германии, например, полиция может задерживать участника акции только когда уже имеет свидетелей и видеозапись на которой видно, что тот совершил нарушение.
Есть в законопроекте и некоторые ограничения произвола, но их явно недостаточно. Так, запрещено использовать оружие при скоплении народа. А при минусовой температуре не рекомендуется применять водомет, что хотя и защищает общество от массовых обморожений, все же, в первую очередь, спасает технику, не приспособленную к работе в мороз.
Автор обзора, специалист по теме свобода собраний и координатор правовых программ МПГ Наталья Звягина пояснила: «Идея взглянуть на проект закона через призму соблюдения конкретного права возникла сразу после беглого просмотра текста проекта. Судя по нему, пресечение массовых беспорядков — одна из важнейших задач полиции. При этом, ни для кого не секрет, что в последние годы власти особенно насторожено относятся к практически любой протестной активности. И роль милиции в разгоне мирных публичных акций выходит за пределы разумного. В результате изучения текста проекта пришлось придти к неутешительному выводу, что, готовя текст, его авторы не слишком задумывались о балансе полномочий полиции и гарантий различных прав. Под угрозой оказались право на свободу собраний, права на свободу выражения мнения и свободу передвижения. Это означает, что при дальнейшей работе с текстом проекта необходимо будет более тщательно проработать все пункты, которые могут пусть даже косвенно затрагивать права граждан, которые ничего не нарушили, но пытаются реализовать свои права».
В действующем законе «О милиции», в отличие от законопроекта «О полиции», нет специальных упоминаний о функциях, реализация которых возможна в ситуации публичных акций, т.е. демонстраций, митингов, шествий и пикетов. Отдельные упоминания о задачах, правах и обязанностях милиции в связи с массовыми акциями сегодня можно найти в подзаконных актах: в Уставе патрульно-постовой службы милиции и в документах, регламентирующих деятельность ОМОН, дорожно-патрульной службы и т.д., а также в законодательстве, регулирующем организацию публичных мероприятий.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.