Участникам банды «партизан», нападавших на милиционеров в Приморье, предъявлены обвинения по восьми уголовным статьям, самая тяжкая из которых — «Убийство» — грозит пожизненным сроком. Помимо уже известных эпизодов преступлений, их также обвинили в убийствах четырех жителей поселка Кировка в 2009 году, которых считали пропавшими без вести, сообщает newsru.com.

Между тем появляются все новые свидетельства о том, что «партизаны» признаются в преступлениях недобровольно. Адвокаты еще в начале июля жаловались СМИ, что на их подзащитных пытаются навесить нераскрытые убийства, выбивая признания издевательствами и угрозами. Один из арестованных — Александр Ковтун — рассказал о пытках на ВИДЕО, выложенном в интернет.

Учитывая, что большинство пользователей интернет-форумов Приморья и ряда других регионов страны в истории с «партизанами» встали на их сторону, а не на сторону сильно запятнавших себя в последнее время правоохранительных органов, власти развернули контрпропаганду. Они усиленно подчеркивают, что обвиняемые — не борцы за справедливость, а люди, которые совершали преступления против личности и собственности с целью извлечения выгоды.

Это, в частности, подчеркнул «Интерфаксу» во вторник официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России Владимир Маркин. По его словам, в течение многих месяцев банде «удавалось безнаказанно совершать множество преступлений против простых граждан, которые честным трудом зарабатывают себе на жизнь». Это были кражи бытовой техники и продуктов из домов, разбойные нападения, захват автомобилей.

Маркин дал понять, что нашумевшие нападения на милиционеров с февраля по май 2010 года, которые на интернет-форумах и в прессе представляли едва ли не как героическую подпольную борьбу против душегубов в органах (тогда нападавших и прозвали «партизанами»), банда совершала исключительно с целью заполучить огнестрельное оружие для совершения более тяжких преступлений.

Отметим, правоохранительные органы еще в пору усиленных поисков банды в Приморье подчеркивали, что все ее нападения на милиционеров — никакая не месть за злодеяния, а исключительно завладение оружием. Одновременно силовики в ходе поисковой операции рапортовали, что в тайге обнаружены многочисленные схроны и тайники с оружием и боеприпасами. «Но тогда где тут логика: рискуя жизнью, охотиться за табельными «макаровыми», имея целые схроны оружия в лесу?» — задавалась вопросом «Новая газета».

Напомнив, что преступная группа состояла из шести человек в возрасте от 18 до 23 лет (двое из них — Андрей Сухорада и Александр Сладких — покончили жизнь самоубийством, четверо — Роман Савченко, Максим Кириллов, Владимир Илютиков и Александр Ковтун — находятся под стражей), представитель СКП подробно перечислил эти нападения.

Так, 27 февраля 2010 года во Владивостоке на улице Давыдова Ковтун, Сухорада и Савченко напали на двух сотрудников патрульно-постовой службы, в результате чего один сотрудник был убит, второй ранен, похищено табельное оружие, патроны, радиостанция.

В ночь на 14 апреля они проникли в дом в поселке Кировский, откуда похитили бензопилу, электропилу, электродрель и иное имущество.

2 мая вечером Ковтун, Сухорада, Сладких и Илютиков с целью завладения огнестрельным оружием незаконно проникли в дом в селе Подгорное, где тайно похитили ружье, патроны и другие вещи.

16 мая утром возле закусочной «Эдельвейс» в районе села Вольно-Хвалынское Спасского района участники банды, применяя насилие, напали на женщину — водителя автомашины, затолкали ее в багажник, увезли в район другого населенного пункта и оставили там. Затем они похитили автомобиль Toyota Corolla Fielder и скрылись.

24 мая 2010 года ночью в городе Лесозаводске вооруженные и одетые в камуфлированные костюмы и маски злоумышленники напали на троих граждан, избили их и, угрожая применением огнестрельного оружия, похитили автомобиль, деньги и другое ценное имущество.

В ночь на 25 мая все шестеро подъехали к территориальному пункту милиции по Яковлевскому району на станции Варфоломеевка на похищенном ранее автомобиле Nissan Safari. «Они искали оружие, однако оружия в пункте милиции не оказалось, и тогда злоумышленники похитили другое имущество: радиостанцию, фотоаппарат, форменное обмундирование сотрудника ДПС, карту дислокации постов милиции, а затем подожгли территориальный пункт милиции и скрылись», — сказал Маркин.

27 мая в селе Ракитное с целью завладения огнестрельным оружием обвиняемые с оружием проникли в помещение территориального пункта милиции, убили сотрудника, похитили имущество и скрылись.

29 мая в районе государственной трассы «Спасск-Дальний — Варфоломеевка» они обстреляли сотрудников ГИБДД из огнестрельного оружия.

Наконец, 11 июня днем, находясь в осажденной милиционерами квартире дома на улице Тимирязева в Уссурийске, Ковтун, Сухорада, Сладких и Илютиков «с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов произвели в них выстрелы». Двое сотрудников были ранены.

Помимо перечисленных эпизодов 2010 года, «партизанам» инкриминируется прошлогоднее убийство четырех человек — жителей поселка Кировка, откуда родом сами обвиняемые. «Тогда четверо жителей пропали без вести. Установлено, что в сентябре 2009 года Ковтун совместно с другими обвиняемыми совершили убийство четверых наркоманов для завладения находящимся у них наркотиками и последующей их продажи», — заявил Маркин.

По его словам, у следователей есть неопровержимые доказательства причастности «партизан». Бандиты выследили потерпевших и убили одного за другим из ружья, а затем закопали тела в лесу. Как говорит представитель СКП, Ковтун «подробно показал место, где были обнаружены останки погибших с огнестрельными ранениями».

«Раскрытие и расследование этих преступлений, а также привлечение виновных к ответственности явилось результатом эффективного межведомственного взаимодействия следователей Следственного комитета по Приморскому краю и сотрудников милиции», — подчеркнул Маркин.

Членам банды предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105 УК РФ (убийство), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 209 ч.1 (бандитизм), 222 ч. 3 (незаконный оборот оружия), 158 (кража), 226 ч. 4 п. «а» (хищение оружия, боеприпасов), 162 (разбой), 167 ч. 2 (умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества).

Ковтун рассказал о пытках на ВИДЕО в интернете

Адвокаты и родственники обвиняемых неоднократно говорили о том, что «партизаны» за решеткой подвергаются психологическому давлению и даже физическим издевательствам. Во время конвоирования один из партизан — Владимир Илютиков — успел сказать журналистам, что за решеткой членов банды «п…дят». Защитница Александра Ковтуна Татьяна Уварова рассказала, что на него давят психологически, угрожая: «Когда утихнет шумиха, вот тогда-то мы начнем с тобой работать, и ты пожалеешь, что ты родился на этой земле». Официальная проверка эти данные не подтвердила.

Однако «слухи» о пытках не исчезли, а лишь активизировались. Адвокат Ковтуна сумела записать беседу с ним на видео и выложить в интернет. В ходе разговора арестованный рассказал, что милиционеры избивали и мучили его, чтобы заставить давать нужные показания.

По словам Ковтуна, к нему неоднократно применялось физическое насилие. Как утверждает молодой человек, его били по голове, в пах, «на шпагат садили», а также душили полиэтиленовым пакетом. «Говорили, что даю не те показания, которые надо… И чтобы жалобы не писал», — объяснил он мотивы своих мучителей. Ковтун утверждает, что именно из-за этого подписал явку с повинной, признавшись в убийствах четырех людей, — он «сломался» после того, как несколько раз терял сознание во время пытки пакетом.

Ковтун назвал две фамилии оперативников, которые участвовали в пытках, и выразил уверенность, что опознает остальных. По словам Ковтуна, жаловаться на происходящее милиционеры ему не советовали: все равно жалобы попадают к ним, а приказ пытать задержанных «пришел из Москвы».

«Когда на голову пакет наденут, четыре раза потеряете сознание, я думаю, вы и не то подпишите, — рассказала Татьяна Уварова в беседе с корреспондентом «Радио Свобода». — Мы с Ковтуном откровенно разговаривали… Он утверждал, что не совершал этих преступлений. Я ему говорила: «Потерпи, пожалуйста. Держись. Не подписывай ничего». А он: «Я не могу!..»

Уварова отмечает также, что «приморские партизаны» остались без достойной защиты: им приходится пользоваться услугами государственных адвокатов, потому что оплатить услуги других юристов родные не могут. Ссылаясь на то, что дело «уж больно громкое», адвокаты ломят цену от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Кроме того, «ни один из вменяемых адвокатов (из местных) в это дело сейчас не полезет, потому что оно приобрело политическую окраску», полагает Татьяна Уварова.

«В одном я уверена: в следующий раз (не дай бог), никто добровольно сдаваться не будет — что толку? — указывает адвокат. — Сотрудничество не идет, тебя никто не слушает, никому ты не нужен, с тобой работают оперативники так, как они считают нужным. И на тебя повесят все, что у них «висит». В таком случае — ради чего добровольно сдаваться?»

...