Москва и Вашингтон договорились об обмене «шпионами». Встреча посла России в Вашингтоне Сергея Кисляка и заместителя госсекретаря Уильяма Бернса закончилась результативно: в частности, достигнута договоренность о возвращении в Россию самой известной из задержанных разведчиков — Анны Чапман, сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на осведомленный источник в дипломатических кругах. Официального подтверждения эта информация пока не получила, сообщает newsru.com.

По сведениям источника издания, Чапман (Кущенко), официально работавшую в Нью-Йорке руководителем сайта о недвижимости, доставят инкогнито в российскую столицу ближайшей ночью. Официально о факте обмена сообщаться не будет, отмечает издание. В Департаменте информации и печати МИДа России заявили, что не комментируют данный вопрос.

— Ученый Сутягин прибыл в Вену
— СМИ выяснили еще двух кандидатов на «шпионский» обмен
— Инопресса: в России отреклись от шпионов, чтобы сохранить репутацию Путина и ФСБ
— Washington Post: жизнь шпионов после обмена обычно становится малоприятной

Госдепартамент США официально подтвердил со своей стороны лишь, что судьба шпионов действительно обсуждалась. Исполняющий обязанности заместителя начальника пресс-службы Госдепа Марк Тонер сообщил журналистам, что хотя это «не было основной целью встречи, но, насколько я знаю, данное дело (о шпионаже) обсуждалось». В то же время некий ответственный сотрудник Госдепа, имя которого не называется, сообщил, что «в действительности это была регулярная, а не какая-то поспешно созванная встреча». «И, безусловно, ее целью не было обсуждение «шпионского» дела», — сказал дипломат.

Адвокат еще одной обвиняемой, испаноязычной гражданки США Вики Пелаэс сообщил The Wall Street Journal, что ему также звонили из Москвы и интересовались, не согласится ли его клиентка участвовать в обмене. По его словам, он предположил, что Вики вряд ли пойдет на это.

Между тем осведомленный официальный источник отметил, что обмен мог бы избавить женщину от суда, однако если она не согласится, то процесса ей не миновать.

До этого источники в американской администрации подтвердили, что ведут переговоры об обмене. «Это обычная практика. Так делалось много раз», — сказал чиновник агентству Reuters. По данным издания, сделка предусматривает, что задержанные в США российские разведчики признают свою вину и после этого будут высланы на родину.

Накануне федеральная прокуратура представила обвинительное заключение, в котором подозреваемые обвиняются в «преступном сговоре с целью действовать в качестве тайных агентов правительства Российской Федерации», а также в отмывании денег. В обвинительном заключении названы имена 11 человек, один из которых — Кристофер Метсос — находится в розыске.

Ученый Сутягин прибыл в Вену

Между тем один из предполагаемых участников «обмена», российский ученый Игорь Сутягин прибыл в четверг в Вену. «То, что мне известно, — Сутягин прибыл в Вену», — сообщил «Интерфаксу» правозащитник, ответственный секретарь Общества защиты ученых Эрнст Черный. «Мне сообщили, что далее он отправится в Лондон. В Вене его встречал британский офицер», — сказал правозащитник.

Между тем семья Сутягина этой информацией не располагает. «Никто ничего не подтверждает, с нами он не связывался», — сказал «Интерфаксу» брат ученого Дмитрий Сутягин. Адвокат ученого Анна Ставицкая со своей стороны сообщила: «Отцу сказали, что его видели в Вене».

Ранее в четверг адвокаты и родственники Сутягина заявляли, что ничего не знают о его местонахождении в настоящее время. «Мы вместе с родственниками безуспешно пытаемся выяснить его местоположение, — заявила Infox.ru адвокат ученого Анна Ставицкая. — Я слышала, что в интернете была фотография какого-то автозака в «Шереметьеве», а также информация, что около «Лефортова» полно омоновцев, но я не знаю, имеют ли эти сведения отношение к моему подзащитному».

Ранее газета «Коммерсант» писала, что Сутягина сначала вывезут из России в Вену, а дальше в сопровождении сотрудников уже британских спецслужб — в Лондон для дальнейшего обмена на одного из арестованных в США предполагаемых российских агентов. Куда из Вены повезут возможных других фигурантов сделки, пока остается неизвестным, отмечало издание. По словам Ставицкой, накануне Сутягин согласился на высылку и признал свою вину, хотя в личном разговоре с адвокатом продолжает настаивать на невиновности.

СМИ ранее сообщали, что кроме Сутягина и экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля в «обменный» список на пойманных недавно в США русских агентов могут добавиться бывший сотрудник СВР Александр Запорожский, осужденный за шпионаж на 18 лет в 2003 году, и агент ЦРУ Александр Сыпачев, получивший в 2002 году 8-летний срок.

Washington Post: жизнь шпионов после обмена обычно становится малоприятной

«Если обмен состоится, а Кремль не изменит своей традиции чествования секретных агентов, обвиняемые в шпионаже россияне вскоре, возможно, будут позировать дизайнерам марок в Москве, а не здешним тюремным фотографам», — пишет в блоге на сайте The Washington Post колумнист Джеф Стейн.

Однако, по его наблюдениям, жизнь многих российских шпионов по возвращении на родину оказывалась приятной лишь для стороннего и непосвященного наблюдателя, а на деле была не очень-то сладкой. Поэтому после депортации «главной заботой» вновь разоблаченных российских агентов, по мнению автора, будет «не впасть в уныние», сообщает InoPressa.ru.

В подтверждение своих слов Стейн разбирает несколько самых известных примеров. Так, Рудольф Абель, которого в 1962 году обменяли на сбитого над СССР летчика Гарри Пауэрса, 9 лет спустя скончался от рака легких. Хане Кехер, в 1986 году вместе с мужем Карлом выданной Чехословакии в обмен на советского диссидента Анатолия Шаранского, после триумфальной встречи на родине стала настолько «досаждать дурная слава шпионки», что она пыталась найти защиту в суде. Но жалобу отклонили.

Не была довольна своей жизнью на родине и чета Коэнов, укравших для СССР атомные секреты. Они удостоились высоких наград — как в советский, так и в постсоветский период, однако их «душевное состояние так и не пришло в норму». Коэны жили на даче под Москвой, отказываясь учить русский, контактировать со своими родственниками в США и западными СМИ. Затворником после героического возвращения на родину стал и Гордон Лонсдейл. Он критиковал экономическое устройство СССР и умер в возрасте 48 лет, собирая грибы, пишет Стейн.

«Анна Чапман, великолепная звезда из нынешней партии подозреваемых в шпионаже россиян, тоже, наверное, может рассчитывать, что ее покажут по телевизору (помимо портрета на марке) — вне зависимости от того, будет ли у нее в итоге все хорошо или нет. У большинства не было», — заключает автор.

...