В настоящее время продолжается эпидемия мошеннических схем с использованием мобильной связи. Несмотря на заявления о попытках борьбы с мошенниками со стороны операторов и контент-провайдеров, единственным способом не «попасть на деньги» остается осведомленность самих абонентов о способах «развода» и умение спокойно поразмыслить, получив «интересное» предложение.

Мошеннические и вымогательские схемы можно условно разделить на несколько типов. По способам оплаты: SMS на короткий номер или звонок на платный номер, активация карт оплаты или платеж через терминалы. Мобильный перевод со счета на счет не так популярен, потому что операторы ввели коды подтверждения, то есть не понять, что некая комбинация является мобильным переводом, сложно. По способам получения: мобильный телефон, интернет и… телевизор.
Счастливым владельцам компьютеров с доступом в интернет советую заранее поинтересоваться способами мошенничества, чтобы быть в курсе. Два оператора открыли специальные сайты с описанием способов мошенничества: safe.beeline.ru и stopfraud.megafon.ru. Там есть большинство способов с подробнейшим описанием.
Самих интернет-пользователей подстерегают среди прочего указание цены SMS со звездочкой и вирусы-блокираторы/шифровщики.
Писать о завлекательных предложениях с экранов телевизора, типа отгадать слово «лох» из букв «л», «х» и «о», тоже смысла не вижу. Надеяться, что именно вам заплатят миллион за такое простое задание, крайне наивно. А вот ожидание при звонке на указанные короткие номера платное.
Наиболее «информационно не защищенной» остается аудитория владельцев телефонов, без компьютера. Вот на них и направлен шквал мошеннических предложений. От довольно безобидных до жестоких. Описание разнообразных «предложений» – в следующем номере.
Удобный сервис оплаты по коротким номерам является сейчас наиболее востребованным – и мошенниками в том числе. Хотя доля мошеннических схем в общей статистике использования четырехзначных номеров и невелика. Вот, казалось бы, почему бы не пресечь недобросовестное использование именно «в корне»? Однако, судя по незатихающей волне мошеннических предложений, этого не происходит.
Впрочем, операторы иногда блокируют возможность отправки SMS на «подозрительный» номер, штрафуют контент-провайдеров, а те, в свою очередь, арендаторов номеров.
МТС, как сообщалось в апрельском пресс-релизе, оштрафовал несколько крупнейших контент-агрегаторов за использование обманных схем, таких как «Контент-провайдер Первый Альтернативный» (на сумму более 40 млн рублей), «Инкормедиа» (порядка 20 млн), «Нева Лайн» (более 15 млн рублей) и других. Некоторые контент-провайдеры, в чей адрес компания МТС получала регулярные нарекания, были отключены от сервисов, на которых было зарегистрировано использование мошеннических схем.
Другие сотовые операторы тоже принимают карательные меры. Да и контент-провайдеры как бы не остаются в стороне в борьбе с мошенниками. Например, по сообщению пресс-службы провайдера «А1 Агрегатор» (входит в «МедиаХолдинг Первый Альтернативный»), «если на основании данных оператора или по запросу силовых структур факт противоправных действий со стороны партнера получил подтверждение, мы прекращаем сотрудничество с ним и возвращаем абонентам денежные средства».
Главная страница сайта провайдера «Инкормедиа» (incoremedia.ru) украшена баннером «Внимание! В Интернете вирусы!» и содержит целый раздел с описанием мошеннических схем.
Тем не менее, по данным сайта антивирусной компании DrWeb, по количеству четырехзначных номеров, которые используются для вымогательства с помощью вируса-блокировщика (Trojan.Winlock), лидируют «А1 Агрегатор», «Инкормедиа» и ряд других. Впрочем, «А1 Агрегатор» пояснил, что «„МедиаХолдинг Первый Альтернативный“ является лидером SMS-платежей, доля которого на рынке составляет более 50%. При этом, как и в любых других отраслях, неизбежно присутствуют мошеннические схемы. Но процент их трафика в рамках компании ничтожен».
Однако вопрос, на что надеются мошенники, остается без ответа. Видимо, они все же успевают получить хотя бы часть средств до того, как до их счета «доберутся» сотовые операторы и контент-провайдеры. Ведь короткие номера, в частности, сдаются в субаренду, для регистрации «проекта» у некоторых субарендаторов не требуется предоставления документов, а выплаты полученных средств оперативно происходят через системы «электронных денег» (к примеру, Webmoney).
В общем, ситуация пока неутешительная. По-прежнему главной защитой пользователя является просвещенность. Поэтому читайте о способах и при первых же признаках звоните в контактный центр своего оператора, а уже там вам обязательно подскажут номер контент-провайдера. Не спешите отправлять SMS – попробуйте получить помощь бесплатно. Контент-провайдеры не заинтересованы в сотрудничестве с мошенниками. По крайней мере, мне, когда я поймал Trojan.Winlock, в течение пары часов прислали код разблокировки. Бесплатно, конечно. Просто по звонку в службу поддержки контент-провайдера.

С.Дитятев, Время связи, N86 (июнь 2010), www.timetv.vsi.ru
использована информация
с сайтов stopfraud.megafon.ru и save.beeline.ru
и пресс-релизы операторов

Советы при использовании коротких premium-номеров SMS
Уточняйте у оператора (на сайте, в абонентской службе) стоимость отправки SMS.
При скачивании контента на интернет-ресурсах внимательно читайте условия использования сервиса, а также информацию, размещенную с символом «звездочка» (*).
Не отправляйте SMS для разблокировки Windows и разархивирования файлов. Обратитесь к вашему оператору.
Избегайте или сводите к минимуму передачу любой конфиденциальной информации (номера кредитных карточек, PIN-коды, пароли и т.д.).
Не переводите денежные средства на номера, указанные в SMS от неизвестных или сомнительных отправителей.
При просьбах вернуть ошибочно зачисленные на ваш лицевой счет средства предлагайте обращаться к оператору.
Перезванивайте человеку, с которым якобы случилось несчастье, или тем, кто в настоящий момент может находиться рядом с ним, если вдруг номер вашего родственника выключен или находится вне зоны действия сети.
При пропущенных звонках не перезванивайте на незнакомые номера (особенно международные). Уточняйте у оператора и на специализированных ресурсах стоимость минуты разговора.
При получении информации о выигрыше приза не звоните сразу же на указанный в сообщении короткий номер, уточните информацию о проведении розыгрыша у организатора акции (на сайте, при звонке на городской номер).

Справка для абонентов
Звонком или SMS на платный номер можно, например, заказать картинку, мелодию, игру – эти услуги предоставляют контент-провайдеры. Перед тем как совершить вызов или отправить SMS, лучше уточнить стоимость услуги. Абоненты МТС могут узнать стоимость SMS на короткий номер, отправив на него знак вопроса («?»), а абоненты Tele2 – набрав *125*ХХХХ# (где ХХХХ – короткий номер). Подробное описание услуг, которые доступны по коротким номерам, можно узнать в службе поддержки или в офисе вашего оператора. Если вы сомневаетесь в услуге или информации, лучше получить достоверные сведения у своего оператора.

...