Проблема самовольного строительства в Воронежской области, да и в целом во всей России, является актуальной, поскольку она существенно затрагивает как государственные интересы, так и интересы рядовых граждан. Как правило, возведение незаконных построек влечёт грубые нарушения законодательства в сфере градостроительства, экологии, а также права собственности. На сегодняшний день все государственные структуры нацелены на исправление сложившейся ситуации с незаконным строительством, сообщили «Вести ПК» в пресс-службе УФССП России по Воронежской области.

Служба судебных приставов вносит свой вклад в борьбу с самовольными строениями путём исполнения судебных решений о сносе.

На первый взгляд количество исполнительных документов о сносе самовольно возведённых построек, предъявленных на исполнение в службу судебных приставов Воронежской области, кажется незначительным. Судебными приставами области возбуждено 50 исполнительных производств подобного характера. По 48 исполнительным производствам обязанность по сносу строений возложена на физических лиц, по 2 производствам – демонтаж незаконных строений обязаны произвести юридические лица. Вместе с тем, каждое исполнительное производство с точки зрения практического исполнения весьма проблематично, что можно объяснить несколькими причинами.

Большинство должников, обязанных решением суда произвести снос самовольно возведённых построек, являются гражданами. Перечень принудительных мер, которые вправе применить судебный пристав для понуждения должников данной категории к исполнению судебного решения ограничен законодательством. За неисполнение решения суда о сносе в отношении физических лиц могут быть применены лишь штрафные санкции, которые, как показывает практика, не всегда действенны, поскольку взыскать наложенные штрафы в ряде случаев не представляется возможным из-за неплатёжеспособности должников. Возможность применения мер уголовной ответственности за уклонение от исполнения судебного решения (ст.315 УК РФ) существует только в рамках исполнительных производств, возбужденных в отношении юридических лиц. Одним из вариантов решения указанной проблемы является изменение способа и порядка исполнения судебных решений путём возложения обязанности по сносу на взыскателя, который напрямую заинтересован в исполнении судебного акта.

Так, на исполнении в Железнодорожном отделе судебных приставов г. Воронежа находился исполнительный лист, обязывающий ООО «Мир» демонтировать торговый павильон площадью 540 кв.м, расположенный по ул. Димитрова. В данной организации отсутствовали руководитель и иное полномочное лицо, на которое возможно было возложить обязанность по сносу. Вместе с тем, администрация городского округа г. Воронеж уведомила судебного пристава о готовности самостоятельно осуществить снос. В итоге все мероприятия по демонтажу павильона были осуществлены.

Нередко в адрес службы судебных приставов поступают требования взыскателей об осуществлении сноса непосредственно судебными приставами. Действительно, российское законодательство позволяет производить снос самовольно возведённых строений силами службы судебных приставов. Однако для этого должен быть соблюдён ряд существенных условий. В частности, к должнику должны быть применены все возможные меры понуждения к исполнению судебного решения, все штрафные санкции должны быть взысканы. Судебный пристав-исполнитель должен доказать, что все принятые принудительные меры не принесли должного результата.

В такой ситуации судебный пристав в соответствии с нормами ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» обращается в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда путем возложения обязанности по сносу самовольно возведенной постройки непосредственно на службу, с последующим взысканием с должника понесенных расходов. При удовлетворении судом данного заявления Управление направляет в центральный аппарат ФССП России соответствующую заявку на выделение средств из государственного бюджета на осуществление работ по сносу.

После выделения денежных средств из бюджета служба судебных приставов на конкурсной основе заключает договоры со специализированными строительными организациями на осуществление работ по сносу незаконных строений, которые впоследствии и осуществляют снос.

Все расходы, затраченные на осуществление сноса, должны быть взысканы с должника.
Для многих взыскателей данная схема исполнения покажется очень простой и действенной. Однако если учесть, что на каждый снос могут быть затрачены денежные средства в размере минимум от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей, то государственный бюджет существенно пострадает, поскольку в большинстве случаев затраченные на снос деньги с должников не могут быть взысканы из-за их неплатёжеспособности. Сегодня ни служба судебных приставов, ни любая другая государственная структура не может позволить расходовать миллионы государственных денег, изначально зная, что эти деньги не будут возвращены.

Вместе с тем, на сегодняшний день есть единичные примеры сноса, произведённых службой судебных приставов на основании решений судов. Следует отметить, что процедура сноса (особенно сноса жилых строений) очень сложна и в техническом плане, и с точки зрения человеческой психологии. В качестве примера можно привести снос обычной пристройки к жилому дому в посёлке Тепличный Советского района, который потребовал привлечения к исполнительному процессу многих государственных структур и коммунальных служб города. В ходе сноса по месту совершения исполнительных действий присутствовали сотрудники прокуратуры, милиции, МЧС, скорой помощи, газовой службы. Привлекалась группа быстрого реагирования. И лишь благодаря «поминутно» выработанному алгоритму взаимодействия, несмотря на то, что должник и члены его семьи вели себя абсолютно неадекватно, удалось избежать негативных последствий.

Приведённый пример является прямым доказательством того, что работа по исправлению сложившейся ситуации по сносу должна быть основана на взаимном тесном сотрудничестве всех государственных структур, которые так или иначе заинтересованы в исполнении подобных судебных актов. На сегодняшний день для решения возникающих вопросов при администрации Воронежской области создана комиссия по выявлению, устранению и предотвращению фактов самовольного строительства, которая работает на постоянной основе. На её заседаниях обсуждаются проблемные моменты исполнения, а также вырабатывается единая позиция по взаимодействию в рамках исполнения соответствующих решений суда.

«Я уверена, что лишь системный, комплексный подход к работе в данном направлении позволит исправить положение в сфере незаконного строительства» – отметил руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Попова В.В.

...