Высоко-Петровский монастырь в Москве

Ученые из Института археологи РАН в процессе раскопок в Высоко-Петровском монастыре, расположенном в центре столицы, обнаружили две надгробные плиты начала XVI 100-летия. Особенно удачно, что эти плиты лежат на собственных местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком, — поведал глава раскопок, зав. отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев. В процессе раскопок ученые обнаружили две непотревоженные надгробные плиты, датированные 1512 годом, эпохой царствования Василия III.

Как минимум интересно то, что плита инока Феодосия была накрыта большим надгробным камнем середины XVI века — и на этом камне повторен тот же самый текст, однако шрифтом эпохи Иоанна Грозного. «Другими словами кто-то из родственников либо сам монастырь заказал и положил новейшую плиту, когда первая растрескалась», — объясняет ученый. Данная находка помогла пояснить серию исторических несовпадений и уточнить дату начала строительства первого в монастыре каменного собора.

В 2015-м году начались работы по реконструкции монастыря, и русские археологи, при содействии руководства РПЦ и организации, занимающихся реставрацией комплекса, начали вести раскопки на территории Высоко-Петровского монастыря.

На одном надгробии написано, что тут похоронен инок Феодосий Исаков, на втором — Епифаний. Под уголками его плиты имелись опоры, из которых сохранилась одна: капитель либо база маленькой колонны.

— В советское время на территории монастыря поселили рабочие семьи, кладбище засыпали землей, а после этого открыли детский парк, — повествует настоятель Высоко-Петровского монастыря игумен отец Петр.

В 1970-х годах тут же отыскали плиту инока Сергея Абрамова, датированную 1510 годом, однако ее особенности указывали на не менее позже время создания. Тем самым, получено указание на начало строительства храма святителя Петра Алевизом Новым не позже 1512-ого (раньше считалась — не до этого 1514 г.).

Директор группы археологов, работающих на этом объекте, Беляев, считает, что «ренессансные капители „пришли“ от итальянца, который возводил Архангельский храм в Кремле. Такие же капители на данный момент можно видеть в итальянских городах на ренессансных постройках», — добавил Леонид Беляев.

...