Аркадий Пономарев: «Без возврата к уголовной ответственности для фальсификаторов нам на сегодняшний день не обойтись»
Депутат Государственной Думы от Воронежской области, член думского комитета по аграрным вопросам, лидер Молочного союза России Аркадий Пономарев рассказал об укрепляющемся тренде на усиление требований к качеству и безопасности продовольственной продукции.
— 1 января 2016 г. закончился переходный период по введению технического регламента Таможенного союза на молоко и молочную продукцию – ТР ТС 033/2013. Теперь продукт на основе сухого молока можно называть «восстановленное молоко». Будет ли осуществлен контроль за исполнением этого закона? Предусмотрены рычаги воздействия на производителей, не соблюдающих его?
- Вы совершенно верно подметили: в любых инициативах главное – это контроль за их исполнением. За последний год разработано немало нормативов, усиливающих требования к качеству и безопасности выпускаемой продукции. В КоАП предложено ввести специальную статью, определяющую ответственность за нарушение требований техрегламентов именно в пищевом производстве. Меры административной ответственности предложено увеличить в разы, причем распространить их планируется не только на изготовителей, но и продавцов пищевой продукции. Следить за соблюдением правил в области защиты прав потребителей уполномочен Роспотребнадзор, в ветеринарии – Россельхознадзор.
Насколько результативной будет их работа? Поживем, увидим… По крайней мере, арсенал средств и рычагов воздействия на рыночные злоупотребления значительно обогатится. В период серьезных кризисных потрясений это совершенно оправданный шаг.
Любые изменения, происходящие в стране, оцениваются населением, прежде всего, через призму продовольственного рынка. Его способность или неспособность обеспечить безопасной, качественной и доступной продукцией. Предопределяет социальное самочувствие, настроение, мобилизует либо демотивирует людей. Как прямой показатель благополучия, продовольственный рынок очень индикативен для самой власти. Следовательно, участие государства в его регулировании должно быть предельно выражено.
Только государству со всеми его возможностями принуждения к порядку под силу обеспечить процессам в продовольственном секторе управляемый ход. Гарантировать оборот качественного продовольствия и не допустить спекуляций на предмет «количество ценой качества» из-за ухудшающейся покупательной способности населения.
— На полках магазинов появилось много фальсификата. Скажите, как бороться с производителями и поставщиками фальсифицированной молочной продукции?
- Нужно сделать так, чтобы наказание отбило всякую охоту производить и продавать такой продукт. И, по моему твердому убеждению, без возврата к уголовной ответственности для фальсификаторов нам на сегодняшний день не обойтись.
Административные и гражданские меры в виде штрафов и неустоек не оправдали ожиданий. Доля фальсификата на российском рынке продовольствия неуклонно растет. Молочный сегмент – один из самых подделываемых. А ведь это жизненно важный сегмент, напрямую влияющий на здоровье, долголетие и социальное самочувствие россиян. Значит мы имеем все политические, экономические и правовые основания для уголовного преследования за подобный обман. Тем более в складывающихся социально-экономических обстоятельствах.
— Некоторые крупные молокопереработчики предлагают маркировать молоко по категориям: высшее, первой и т.д. Как Вы считаете, не приведет ли это к тому, что молоко высшей категории окажется невостребованным из-за низкой покупательской способности?
- Во-первых, я не сторонник деления молока по сортам. И оцениваю его только как соответствующее требованиям установленных стандартов или нет. Каждый стандарт характеризуется своими органолептическими, физико-химическими и бактериологическими показателями.
А уж какой продукт выбрать по содержанию жира, белка, добавкам, кислотности и т.п. – прерогатива самого потребителя: пить, например, сливки или обезжиренный кефир. Для того и создают технологи множество разнообразных молочных продуктов, чтобы максимально удовлетворить потребительский спрос и угодить самым взыскательным покупателям.
— В ГД был внесен закон, обязывающий производителей наносить на упаковку продуктов соответствующую надпись, если продукт содержит пальмовое масло, и занимать она должна не менее 30% площади этикетки. Насколько актуален этот законопроект и будет ли он принят?
- Можно придумать разные способы акцентирования внимания на составе и свойствах продукта. Шрифт, размер, придумать что-то еще… Не это важно. Главное, чтобы требование о маркировке безоговорочно выполнялось, а ответственность за неисполнение наступала неотвратимо.
-
Ну, а в общих чертах об инициативе? Сегодня ее анонсирует Минсельхоз. В ближайшее время ведомство собирается внести в Думу законопроект об обязательном размещении информации о наличии в продуктах питания пальмового компонента. Представители МСХ предупреждают и о возможности утверждения положения об увеличении акцизов на этот продукт. Со слов министра Александра Ткачева законопроект уже прошел экспертизы в профильных ведомствах и находится на согласовании в ЕАЭС.
Все детали инициируемых нововведений пока не оглашаются, в том числе и требования к оформлению этикеток. Но о некоторых нюансах нововведений мы можем судить и сейчас. В начале февраля на публичное обсуждение были вынесены поправки в техрегламент Таможенного союза по маркировке пищевой продукции. В них уточняются важные для потребителя критерии маркировки. А конкретнее – легкочитаемость информации, достоверность, позволяющая однозначно идентифицировать продукт, и понятность, гарантирующая однозначную и не в специальных терминах передачу смысла.
— Какие, на Ваш взгляд, дополнительные меры способны поддержать в это сложное время наш продовольственный рынок и, в частности, молочную промышленность?
Стабилизирующие доминанты рынка – это спрос и предложение. Прописные истины, предельно обнажившие свою значимость в наши дни.
Падение платежеспособности населения стремительно сокращает спрос. Снижается уровень потребления жизненно важного продовольствия. По молоку этот показатель скатывается к «критическому» …
Этот «маховик» немедленно нужно остановить. А для этого социально значимым продуктам, в частности молоку и молочной продукции, необходимо придать специальный статус. Это значит жестко ограничить по торговой наценке с безусловным освобождением от иных плат. Ну и, конечно же, строго держать взятый курс на «очистку» от любых суррогатов и заменителей. Наши граждане должны быть уверены в безопасности и пользе российских продуктов. Только так мы сможем завоевать доверие населения, поддержим спрос, потребление, а значит и удержим пищепром.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.