7Железнодорожный райсуд рассмотрел дело экс-оперативника Валерия Мочалова, который обвинялся в пытках невиновных людей. После апелляции один из трех эпизодов дела об истязании людей в отделах полиции облсуд направил на новое рассмотрение. В итоге Мочалов получил 3 года 7 месяцев колонии общего режима и на 3 года лишился права занимать должности в правоохранительный органах, пояснили журналисту РИА «Воронеж» в суде во вторник, 8 декабря. Посла апелляции райсуд добавил полицейскому за один эпизод о побоях до разрыва печени всего один месяц. До этого облсуд снизил срок Мочалову с 6 лет колонии до 3 лет 6 месяцев. Приговор бывшему оперативнику Александру Новикову, который пытал троих братьев из Бутурлиновки вместе с Мочаловым, суд оставил прежним – 3 года колонии.

Сомнения у второй инстанции вызвал самый серьезный эпизод из дела, связанный с причинением тяжкого вреда здоровью гражданину Узбекистана. У мужчины от побоев разорвалась печень, и, если бы не своевременная помощь врачей, которых вызвали прямо в Железнодорожный отдел полиции, он бы мог умереть. Именно после этого ЧП в полиции вскрылись остальные превышения полицейских.

В облсуде защита бывших полицейских указала на то, что потерпевшему на глаза надвинули шапку, и он не видел, кто именно его пытал. Но мужчина совершенно точно опознал, что задерживал его Мочалов, он слышал по голосу, и уверен, что это был он. Чтобы не осталось сомнений, которые трактуются в пользу подсудимых, вторая инстанция направила эпизод на новое рассмотрение.

Валерий Мочалов во время следствия и суда в Бутурлиновке провел 14 месяцев под домашним арестом, который пошел ему в срок. После приговора в июле 2014 он на 16 месяцев оказался в СИЗО. В итоге он уже отбыл наказание – 2,5 года. Если приговор на 3 года 7 месяцев вступит в силу, то Мочалов уже сможет просить об условно-досрочном освобождении.

Контекст

Издевательствах над невиновными в полиции вскрылись после инцидента с разрывом печени от побоев в Железнодорожном отделе полиции. Тогда, в марте 2012 года как стражам порядка пришлось вызвать в Железнодорожный отдел полиции «скорую» для умирающего человека. Тогда по факту причинения парню тяжкого вреда здоровья началась доследственная проверка. В ходе нее вскрылись и другие случаи пыток, жертвами которых стали еще нескольких человек – в Россоши и в Таловой, где жертвами пыток стали трое братьев.

Как установил Бутурлиновский райсуд, ради признаний полицейские пытали людей током, ставили на них стул и садились сверху, подвешивали на металлической трубе, закрепленной между двумя столами. Чтобы прекратить издевательства, мужчины под диктовку оперативников писали явки с повинной.

Тогда экс-оперативники были признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (ч. 3 ст. 286 УК РФ), а Мочалов еще и в причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц (ч. 3 ст. 111 УК РФ).

Потерпевшими по делу о пытках во время следствия в СУ СКР по региону были признаны пять человек, в том числе трое братьев из Бутурлиновского района. В мае 2011 года полицейские заподозрили мужчин в серии угонов автомобилей. Полицейские пытали их током, ставили на них стул и садились сверху, подвешивали на металлической трубе, закрепленной между двумя столами. Чтобы прекратить издевательства, мужчины под диктовку полицейских писали явки с повинной.

Валерий Мочалов, как следует из приговора, участвовал в издевательствах над людьми и в Россоши. В сентябре 2011 года руководство регионального управления МВД направило его в райцентр, чтобы помочь местным полицейским в расследовании жесткого убийства местной предпринимательницы. Суд установил, что Мочалов вместе с «неустановленными лицами» подвешивал задержанного по подозрению в этом преступлении россошанца к трубе, пытал его током и избивал, пока тот не написал явку с повинной. Впоследствии мужчина отказался от своих слов, но после новой серии пыток вновь сознался в убийстве. Однако через несколько дней силовики нашли настоящего убийцу предпринимательницы в Москве.

В марте 2012 года Валерий Мочалов участвовал в расследовании изнасилования жительницы Воронежа. Подозреваемым по делу был житель Нововоронежа. Мочалов вывез его в неизвестное помещение и там с помощью «неустановленных лиц» пытал по той же схеме, что и в Бутурлиновке и Россоши. Когда подозреваемого вернули в отдел полиции, он был при смерти. Полицейским пришлось вызвать «скорую», благодаря чему и появилось уголовное дело. — сообщает РИА-Воронеж

...