С минимальным отклонением
РГ: Бизнесмен Олег К. спрашивает, почему финуправления Воронежа и области не оплачивают счета по госконтрактам в установленные сроки. Его фирма «не раз выигрывала торги на поставку товаров для бюджетных организаций, оплата производилась в лучшем случае в течение трех месяцев после поставки, хотя в других регионах на это уходит 5-7 дней». Год назад его фирме «посчастливилось» поставить товар в конце года, и заказчики заплатили только к маю. В конце 2009-го сложилась сходная ситуация, но благодаря вмешательству некоего депутата деньги пришли 31 декабря в три часа дня…
Николай Шишкин: Конец года… Везде и всегда финансисты не успевают перечислить средства. Вообще, проблема лежит в плоскости гражданско-правовых отношений. В условиях контракта указан порядок урегулирования разногласий, возникающих при исполнении договора. Если одна из сторон его нарушает, другая вправе потребовать взыскания упущенной выгоды через суд. В регионе были сотни случаев, когда из бюджета истребовались положенные суммы.
РГ: Но читателя беспокоит как раз то, что взыскать с госучреждений можно только деньги, вложенные по условиям договора, но не упущенную выгоду. То есть, работая по госконтракту, фирма обрекает себя на определенные финансовые потери.
Шишкин: В любом случае вопрос решается в судебном порядке. Пусть звонивший оформит заявление на имя прокурора области с указанием проблемы. Ранее к нам такие сообщения не поступали.
РГ: Ольга Пантелеева из Нововоронежа позвонила от имени местных предпринимателей. «Власти города саботируют реализацию 159-ФЗ о преимущественном праве субъектов малого и среднего бизнеса на выкуп арендованных ими муниципальных помещений». Никто из бизнесменов, по ее словам, не получил разрешение на выкуп, хотя их заявки соответствуют требованиям. Многим в этом году не продлили договоры аренды, вынудив на конкурсе бороться за право остаться в «своем» помещении…
Шишкин: Пусть изложат ситуацию в заявлении на мое имя, поручу прокурору Нововоронежа разобраться. Отношения властей с малым и средним бизнесом у нас на особом контроле, есть наработки. Взять, к примеру, внеплановые проверки. В Воронежской области в прошлом году мы отклонили 25 процентов обращений о согласовании таких мероприятий (по России — около половины).
О чем это говорит? Во-первых, о компетентности тех, кто подавал обоснованные заявки. Во-вторых, о нашей принципиальной позиции: органы контроля отвечают за безопасность населения, и закрывать глаза на нарушения ради поддержки бизнеса нельзя. Потребитель должен быть уверен, что получит товар или услугу обещанного качества. Почти на каждом приеме граждан от представителей малого и среднего бизнеса я получаю на действия органов власти или контроля жалобы. Как правило, они удовлетворяются. Те, кто получает отказ, — это предприниматели, которые уклоняются от уплаты налогов, торгуют просроченными либо изъятыми из оборота товарами, нарушают законодательство. Пока при всех послаблениях бизнесу ситуацию удается удерживать. Массовых отравлений не было, положение с дошкольными и школьными учреждениями терпимое. Что будет дальше, сказать трудно. Повторюсь: мы как государственные служащие отвечаем в первую очередь за безопасность людей, а потом уже — за развитие бизнеса.
Зрят в корень
РГ: Коррупция — вечная проблема. Насколько эффективна борьба с этим явлением? На взгляд обывателя, в «сети» правоохранителей обычно попадает «мелкая рыбешка»…
Шишкин: Борьба с коррупцией существует столько же, сколько сама государственная власть. Эту работу я вижу в выстраивании системы противодействия. Пойманные за руку чиновники — производные этой системы. А корни зла — нормативно-правовые акты, которые дают представителям власти определенные привилегии, ограничивают предпринимателей в правах или обязывают к лишним действиям (кому-то заплатить, обратиться в аффилированную контору).
У нас создана система «нулевого» чтения правовых актов. Мы оцениваем на коррупциогенность проекты решений, постановлений и законов уровня облправительства и облдумы. Районные прокуратуры анализируют решения райсоветов и постановления глав муниципальных администраций. С департаментами и управлениями облправительства работать сложнее — они принимают очень много нормативных документов. Но мы стараемся.
РГ: Часто ли находите нарушения?
Шишкин: В 2009 году прокуроры выдали более 2,5 тысячи отрицательных заключений на проекты нормативных актов. Характерные ошибки: чиновники, превышая свои полномочия, пытаются наделить какие-то хозяйствующие субъекты налоговыми льготами (либо наоборот — повысить им ставку), необоснованно снять с них обязательные обременения, навязать представителям малого и среднего бизнеса несвойственные им функции.
Найти заказчика
РГ: Задолженность по зарплате в Воронежской области за прошлый месяц сократилась на 29 процентов. Без прокуратуры, наверное, не обошлось?
Шишкин: Год назад этот долг составлял более 180 миллионов рублей. Мы стали изучать ситуацию на предприятиях, где проблема была наиболее острой. Причин образования задолженности оказалось несколько. Первая — некомпетентный управленческий корпус (особенно на крупных заводах). Вторая — устаревшие технологии и оборудование, а значит, неконкурентоспособная продукция. Третье — непатриотичная позиция по отношению к отечественному производителю.
Возьмем Семилукский огнеупорный завод, где задолженность по зарплате год назад превышала 40 миллионов рублей. Почему предприятие не обеспечено заказами? Во всем мире таможенные пошлины на ввоз такой продукции составляют от 40 до 60 процентов, а в России — не более пяти. Внутренний рынок завален дешевыми китайскими огнеупорами. Мы направили эту информацию в Генпрокуратуру, чтобы сведения дошли до председателя правительства. А на уровне области, приняв комплекс мер, удалось сократить задолженность до 45 миллионов.
Всего в прошлом году мы направили порядка 5,5 тысячи заявлений в суд о взыскании задолженности по зарплате, дисквалифицировали шестерых руководителей предприятий, которые не направляли доходы на погашение долга перед сотрудниками. С начала 2010-го возбудили уже четыре уголовных дела в отношении должностных лиц за невыплату зарплаты.
Гастарбайтерам на замену
РГ: Несколько месяцев назад прокуратура добилась пересмотра областной квоты на ввоз иностранной рабочей силы. Зачем это было нужно?
Шишкин: Обычно региону утверждали квоту в размере 14-15 тысяч человек ежегодно. Заранее понятно: эти люди не вернутся на родину. Уволят, допустим, таджика или узбека через полтора месяца со стройки — все, он потенциальный преступник. Жить-то ему как-то надо. А у нас в области и так свыше 30 тысяч безработных. Поэтому мы договорились с губернатором, чтобы квоту на 2010 год сократили до восьми тысяч человек, а впредь такие заявки согласовывали с прокуратурой и ГУВД.
Кстати, туда, где обычно трудятся гастарбайтеры, можно посылать лиц, которые отбывают наказание, связанное не с лишением, а ограничением свободы. Скоро к этой категории будет относиться большинство осужденных (всего в регионе их порядка 8,5-10 тысяч).
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.