Братья Запашные: «Хотим построить российский цирк возле Ниагарского водопада!»

То, что творится сегодня у касс цирка – не передать словами. Люди штурмом берут кассы, стоят в километровых очередях, и все для того, чтобы увидеть новое шоу братьев Запашных, которое будет гостить в нашем городе до 5 апреля!

Братья Запашные привезли в столицу Черноземья совершенно новую программу. Правда, самые известные трюки братьев, которые принесли им всемирную славу, воронежцы все же увидят. «Прыжок верхом на льве, который исполняет Аскольд, это уже классика! И мы знаем, что зрители хотят его увидеть, — улыбается Эдгард. – Кстати, этот трюк в 2006 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса! Поэтому новое – это, конечно, хорошо, но на концертах Майкла Джексона поклонники всегда ждали «Билли Джин» и «Триллер»…»

Как выяснилось, труппа у Запашных огромная – более ста человек артистов и обслуживающего персонала. Колоссальная работоспособность и профессионализм – вот что отличает тех, кто работает с Запашными. Братья и сами не привыкли халтурить, и другим не дают. «На всех последних цирковых международных фестивалях в Испании, Италии, Москве, Монте-Карло наши номера брали исключительно золотые и серебряные награды, и лишь один раз бронзовую, — поведал воронежским журналистам во время пресс-конференции Эдгард. — У нас выступают артисты топ-уровня, которые представляют Россию на международном уровне – они все в прекрасной соревновательной форме…»

У воронежцев есть возможность увидеть и большой конный номер под названием «Эллада», где задействовано порядка 10 лошадей и столько же артистов (среди них, конечно же. И сами братья Запашные!) Недавно этот номер взял в Монте-Карло серебряную и золотую награды одновременно, а в 2011 году один из трюков, исполняемый Эдгардом в этом масштабном аттракционе, был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Кстати, аттракцион «Эллада» не имеет аналогов во всем мире – здесь представлены сразу несколько цирковых жанров: жонглирование, джигитовка. Па-де-де, акробатика на лошадях и т.д.

Главным режиссером-постановщиком новой программы выступил Аскольд Запашный. О своем детище он рассказал следующее: «В программе представлено очень много различных жанров, и в какой-то момент, как режиссер, я понял, что в ней еще присутствует вся эмоциональная гамма от каждого исполнителя. Мне захотелось это как-то донести до зрителя. И я выразил это в цветах. Каждый номер, который зритель увидит в программе, обозначен своим цветом. Кроме того, у нас есть три комедийных персонажа – цветная девочка, черный и белый клоуны, которые являются некими проводниками между номерами, каждый из которых имеет свою философию. Мы стараемся дернуть зрителя за каждую ниточку души, вызвать у них какие-то эмоции, чтобы они после нашего представления зарядились энергией… Эта постановка не имеет какой-то конкретной сюжетной линии – в том смысле, что нет персонажей, которые к чему-то стремятся, куда-то идут… Это просто некая философская история…»

Эмоций от увиденного действительно много! Это смех, и страх за артистов, которые без страховки исполняют смертельные номера, и просто эстетическое удовольствие. Это и есть философия братьев Запашных, очищенная от всего лишнего.

— Мы привыкли видеть вас блондинами, да к тому же с длинными волосами. Почему вы решили сменить имидж?

Аскольд: — С тех пор, как мы приезжали в Воронеж последний раз (в 2010 году, — Прим. Авт.) произошло много событий, мы приняли участие во множестве проектов. Лично я был режиссером-постановщиком первого проекта, ради которого Эдгард сменил имидж. Он играл злодея, поэтому привычные длинные белые волосы брата туда никак не подходили. Мы посовещались, и решили сменить имидж. Эдгард сразу согласился, ему это тоже было интересно, так как много лет мы проходили с одинаковым имиджем. А я в одном из проектов делал себе узоры на голове. Мне понравилось, и я оставил.

— Я знаю, что своих четвероногих подопечных вы называете в честь любимых артистов. А как знаменитости реагируют, что львы и тигры носят их имена?

Эдгард: —— За редким исключением всех звезд мы просим давать разрешение на то, чтобы их именами назвать животных. Имя Филипп нашему льву мы подарили на день рождения дочки Киркорова. С Жанной Фриске тоже согласовывали. На концерте Томаса Андерса мы с братом вынесли на сцену белого тигренка, и перед публикой спросили — можем ли мы тигренка назвать в его честь. Томас разрешил. Но есть звезды, с которыми мы в силу дальности не можем связаться. К примеру, недавно у нас появился новый тигренок по кличке Оззи — в честь Оззи Осборна. Я вообще не уверен, что с ним даже в шаговой доступности можно было бы нормально поговорить. Но любя его и уважая творчество Осборна, мы решили назвать тигренка в честь Оззи.

— А ваши животные похожи на звезд, в честь которых они названы?

Эдгард: — Я отвечу коротко. У нас есть тигр Элтон. Он нормальный.

— Сколько всего животных задействовано в программе?

Эдгард: —— Порядка 60 голов в общей сложности. Для нас это такая рутинная работа, мы даже не считаем…

— Слышала, у вас очень жесткие требования по уходу за животными…

Аскольд: — Да, и они соблюдаются в первую очередь. Это приоритет. Мы даже мысли не допускаем, что животному может быть дискомфортно, слишком холодно, или слишком жарко. Соблюдается определенный температурный режим. У нас есть большие специально оборудованные фургоны для соблюдения, в том числе и всех дорожных стандартов. Из города в город за нами передвигается порядка 10 фур с животными и оборудованием. У нас дорогостоящая программа, мы ведь возим и свой свет, и звук… Не говоря уж о том, что в нашей труппе около сотни человек. Мы понимаем, что должны сделать так, чтобы зритель, заплативший за билет 500 рублей, почувствовал, что потратил свои деньги не зря.

— Мы заметили, что у вас очень лояльная ценовая политика…

Аскольд: — Мы стараемся, чтобы люди могли сходить в цирк всей семьей. Самое простое, что можно было сделать — это задрать цены. Но у нас есть своя форма патриотизма — отношение к публике. Да, безусловно, экономика ставит жесткие условия, со временем индексируется цена, но мы стараемся сдерживать цены на билеты, насколько это возможно.

Эдгард: — Что самое парадоксальное — самые дорогие билеты всегда раскупают первыми. На дешевые места люди идут с трудом…

Аскольд: — Низкие цены просто вызывают подозрение. Люди не верят, что Запашные по такой цене будут работать.

— Вы не были у нас почти шесть лет. Какие впечатления о сегодняшнем Воронеже?

Аскольд: —— В первые дни сходили в кино, побывали в «Балаган-Сити» — ресторан нас просто поразил! В один из воронежских спортзалов регулярно ходим – трижды в неделю. В общем, хороший город!

— Ваши хищники много снимаются в кино. Насколько легко им перестроиться? И не пугаются ли актеры хищников?

Аскольд: —— Мы только что закончили сниматься в сериале для Первого канала, который называется «Маргарита Назарова». Та часть, которая касалась нас и животных, закончена. Мы получили хороший актерский опыт, потому что раньше были задействованы лишь в маленьких эпизодах. Здесь же была объемная, большая работа. И меня поражали наши животные. Иногда наши животные, на которых можно положиться, которые уверенно себя чувствуют, вдруг пугались, становились агрессивными. Некоторые наоборот. Могу сделать реверанс Ольге Погодиной и Андрею Чернышову — они излишне смело себя вели. И чем чаще они входили в клетку, тем больше у них появлялся ажиотаж, который позволял терять грань дозволенного. Мы видели, что в какие-то моменты они шли сами дрессировать — разошлись во всю. Приходилось их одергивать, ради их же безопасности.

— Не страшно было за Ольгу Погодину, когда ей пришлось вкладывать голову в пасть тигра?

Эдгард: — Мы ее клонировали. У нас было четыре запасных варианта. Ха-ха-ха. На самом деле, мы с Олей дружим несколько лет, и она нами с братом изучена на степень ответственности, адекватности, смелости. Она знакома с нашими животными много лет, она знает их по именам, она понимает степень серьезности, соблюдения техники и правил безопасности. Мы ее конечно отговаривали от такого риска, предлагали дублера… На съемочной площадке были дублеры, но многие трюки (один из самых опасных — голова в пасти тигра), Оля решила исполнять сама. Конечно, мы долго репетировали, много времени потратили на то, чтобы животное подпустило к себе малознакомого человека. И все у нас получилось!

Аскольд: — Все зависит от человеческого фактора, от личности. Не секрет, что многие голливудские актеры также отказываются от дублеров, если чувствуют, что могут исполнить трюк сами.

Эдгард: — Сын Леонова захотел сам повторить трюк своего отца — когда тот сидит в ванне и к нему подходит тигр. У него другой мотивации, кроме как повторить то, что сделал отец, не было. Это было ни ради денег, ни ради популярности – Андрей и так узнаваемый человек. И в этом фильме он смело залез в эту ванну, и остался один на один с тигром. Представляете, какой риск! Человек сидит в ванне, и деться ему некуда – не выскочить, ни убежать! А рядом – тигр. Дрессировщики находились на довольно большом расстоянии. Так что в картине «Маргарита Назарова» мы воспроизвели кусок из «Полосатого рейса». У Андрея была удивительная возможность — сыграть собственного отца. Не всем она дается…

— Сколько ваших тигров снималось в фильме?

Аскольд: — Четыре. Анита, Оззи, Элтон и Джастин. Также в картине снималось два тигра наших коллег-дрессировщиков – Шакира и Шанель. Просто мы с братом не всегда могли приехать, а фильм снимался и продолжает сниматься. И за границей в том числе — в Италии, Германии… Поэтому мы вынуждены были просить наших коллег где-то помогать – это на самом деле очень большая, серьезная работа.

— Эдгард, вы снимались в «Короле ринга». В каких телепроектах заняты сейчас?

Эдгард: —— Недавно на канале «Россия 2» прошел телепроект «Дуэль», где я вместе с нашими коллегами попал в сборную России по фехтованию. Большим экспериментом было для меня окунуться в абсолютно неизвестный мне вид спорта. Да к тому же попасть в руки главного тренера олимпийской сборной Мамедову. Я был поражен, окунувшись в их распорядок дня, увидев 16-17 летних девочек, которые со шпагой творят такие вещи! Они здорового мужика – такого, как я, с легкостью разбивают в пух и прах. Жаль, что этот проект прошел тихо и незаметно. А еще я принял участие в проекте братьев Сафроновых «Империя иллюзий». Уже передача с нами прошла. Мы показывали два трюка — перевоплощение Ильи в тигра и комическую иллюзию с рисунками.

— Какой жанр вам было труднее всего освоить?

Аскольд: —— Мы с братом в последние годы освоили такое количество жанров для наших новых проектов! Более десяти! Причем, владеем ими очень серьезно. По-настоящему у нас не было никаких проблем, потому что мы в последние годы мы уже с братом соревнуемся сами с собой. Никто не делает таких крупных проектов ежегодно, как мы. Приходится полностью менять всю программу, чтобы удивлять публику.

Эдгард: —— Так что мы с легкостью делали все трюки, которые нам предложил Илья — он был нашим тренером, наставником. Кстати, братья Сафроновы участвовали в нашем проекте «Легенда», там мы тоже заставили их много нового сделать. Так что, выходит, они нам «отомстили».

— А вам не скучно соревноваться самим с собой?

Аскольд: —— Мы сейчас много новых рубежей для себя пытаемся открыть. В том числе активно занимаемся международными гастролями. В этом году у нас были большие гастроли в Минске, скоро поедем в Ригу… Мы никогда не упираемся в определенный потолок и не скучаем. Есть повод развиваться, и сейчас мы ведем переговоры на тему открытия цирка в Канаде возле Ниагарского водопада. Так что отдыхать не приходится. В Канаде мы хотим открыть именно российский цирк, потому что мы с братом сейчас занимаемся больше российским цирком в целом, чем «Цирком братьев Запашных». Эдгард является директором Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, я – его художественным руководителем. Приходится много сил и времени отдавать на развитие…

— В Канаде вы будете и здание строить, и артистов подбирать?

Аскольд: —— Да! Но давайте не будем спешить вперед паровоза. Где Канада, а где мы. Брат месяц назад был в Америке и встречался там с большим количеством импресарио, директоров цирка. Заинтересованность есть, но я больше всего уверен, что такого гостеприимства, которое мы в России оказываем цирку Дю Солей, не будет. И это правильно. Мы по собственной глупости создаем условия для иностранных конкурентов, брендов. Тем самым разрушая самих себя. А они вводят санкции против нас, и мы оказываемся на пятой точке, так как не готовы ко многим вещам. Потому-то до сих пор нигде в мире нет филиала Большого театра. Это серьезный конкурент, который просто подомнет и уничтожит балет во многих странах. Это грандиозный уровень, с которым будет сложно бороться. И за рубежом, конечно же знают, все громкие имена вышли именно из российского цирка. Зайдя на их рынок, мы создадим им большие проблемы, конкуренцию. Так что без государственной помощи, вмешательства МИДа здесь не обойтись. На Западе ведь будут создавать любые условия, чтобы нас там не было.

— Вы такие бесстрашные, а в Донецке не побоитесь выступить, если позовут?

Эдгард: —— Побояться можно по двум причинам: военные действия и политика. Для артистов, которые выступают в Донецке сейчас, автоматически включаются санкции. Первый план — это все-таки безопасность. Когда 2000 зрителей собираются ежедневно в одной и той же точке, ты рискуешь не собой, а зрителями. Ты ж не просто сегодня приехал и уехал, цирк приезжает на месяц, и создает плацдарм, чтобы на тебя навелись.

Аскольд: —— Впрочем, и предложения выступить в Донецке нам еще не поступало.

– Не так давно у нас гастролировал египтянин Хамада Кута со своими хищниками, так он сказал, что когда у него родится ребенок, он с рождения запихнет его в клетку… А вы своих детей в каком возрасте планируете познакомить с миром цирка?

Аскольд: —— Посмотрим. Одно дело говорить, другое — делать…На самом деле есть определенные правила, которые нельзя нарушать. До 18 лет по технике безопасности в клетку заходить нельзя.

Эдгард: — Если, не дай Бог, с ребенком Хамады что-то случится, его дом — тюрьма. Он работает сейчас в Росгосцирке, это государственная компания и правила есть правила. Рисковать, как наш папа рисковал нами – не правильно.

Аскольд: —— Я своих дочек заводил к маленькому тигренку. Но делал это максимально безопасно – чтобы всегда можно было ручку одернуть, когда она попытается погладить, контактировать с животным. Тигренку было тогда 2 месяца. И я не понимаю – зачем заводить маленького ребенка к взрослому животному? Это прямо какое-то жертвоприношение… Для какой-то точки отсчета в жизни, можно конечно, зайти, сфотографироваться и уйти. А о полноценной работе речи быть не может.

— Аскольд, а ваши девочки вообще любят цирк?

Аскольд: —— Одной дочке 5 лет, другой 4. И на протяжении всей своей жизни они так или иначе контактируют с животными. Я их привожу в цирк и катаю на лошадках, они играют с собачками, кошечками… они играются. Ребенок в 3 года, как вы понимаете, вообще мало чего боится. До тех пор пока не испытает боль, или не услышит какой-то страшный звук… Чаще боятся взрослые за детей. Так что дочки пока с удовольствием бегут в цирк.. Им очень нравятся попугаи, воздушная гимнастика… Для них это пока это игра.

— А мы слышали, вы уже планируете на будущее «Цирк сестер Запашных»… Это шутка?

Аскольд: —— Почему же? Они должны продолжить традицию…

Эдгард: —— Но для начала они должны дождаться, когда мы состаримся.

Аскольд: —— Я уже выводил девочек на манеж в эпизодических фрагментах наших шоу. Но пока они не имеют возможности полноценные номера работать. Я отдал их в школу гимнастики, они занимаются танцами, пением и т.д. В общем, посещают различные детские кружки, студии. По мере того, как они будут развиваться, будем смотреть, в каком качестве их привлекать в полноценное шоу.

— Два ваши трюка уже занесены в Книгу Рекордов Гиннесса – прыжок Аскольда верхом на льве, и трюк Эдгарда в аттракционе «Эллада» (колонна из трех человек на бегущей лошади). Наверное, останавливаться на достигнутом не планируете?

Эдгард: — Теперь очень хочется попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как самый богатый дрессировщик в мире. Эдгард Запашный – первый дрессировщик-миллиардер. Звучит, не правда ли? 0чень стараюсь двигаться к этой заветной цели, но признаюсь — не легко это.

— Вы уже решили на что потратите свой первый миллиард?

Эдгард: — Мы только что с Аскольдом это обсуждали. Я сказал: «Представляешь, если удастся заработать этот миллиард, дальше можно заниматься цирком в свое удовольствие!» Можно было бы отремонтировать Большой московский цирк, сделать самое дорогое шоу в мире, и больше уже не думать ни о чем. Просто заниматься творчеством, не думая о том, как поменять сиденья в зале, свет… Т.е. создать условия для самого комфортабельного шоу в мире. Если кто-то следит за нашими доходами, то знает, что мы с братом можем похвастаться тем, что вкладываем все деньги исключительно в наше творчество. Мы стараемся покупать самый дорогой свет, самый дорогой звук, животных, фуры… Все, для того чтобы самим было приятно заниматься любимым делом.

Аскольд: — Кроме того, мы очень большое значение придаем благотворительности. Этим занимается и «Цирк братьев Запашных», и Большой Московский цирк под нашим управлением. Мы стараемся не пиариться на этом, это не этично. Лишних разговоров не хочется, но мы все равно статистику ведем, чтобы злопыхатели в другой раз не сказали, что братья Запашные тратят на себя и ничем больше не занимаются.

Эдгард: — Да, мы поддерживаем детские дома. И я с Аскольдом в этом вопросе не согласен – считаю, что любая благотворительность должна освещаться в прессе. Чтобы других это задевало, чтобы стало примером. Потому что в таком деле помощь одного человека – это капля в море. Нужно заниматься благотворительностью сообща!

Аскольд: —— Восприятие у всех разное. Заведя Инстаграм, я уже себя несколько раз неловко себя чувствовал, потому что появляются массовые комментарии — пожалуйста, помогите! У кого-то ребенок болеет, у кого еще что-то. Люди видят в тебе успешного человека и панацею от всех бед. Но ты понимаешь, что если начнешь помогать всем, то скоро все, у кого проблемы, начнут просить о помощи. И уже будет не понятно, как же помочь всем! Непростой вопрос.

Эдгард: — Всем, конечно, одни мы помочь не можем. Поэтому я повторюсь – нужно это делать массово. Но мы делаем все, что в наших силах. Мы на постоянной основе приглашаем на наши представления детей-инвалидов, большое количество билетов выделяем для малоимущих семей. Мы с братом часто ездим в дом ребенка. Два представления даже в тюрьме давали — в Тольятти и в Брянске.

— Эдгард вы уже 2,5 года являетесь директором цирка на проспекте Вернадского. Какой вы руководитель?

Эдгард: —— Строгий. Я бы даже сказал, фанатично настроенный. И хотелось бы, чтобы в принципе все были так настроены. Вот недавно на Сахалине взяли губернатора с огромной суммой денег. Я не знаю, как вообще можно брать взятку? Для меня уважение — ключевое слово. Когда артисты тебя уважают, значит, ты не зря был поставлен на этот пост. Привлекая брата к работе, я не считаю это коррупционной составляющей. Он лучший постановщик, художественный руководитель, какого я только могу представить. В афише появились спектакли, отличающиеся от всего того, что считалось «мировым качеством». Конечно, проблем много. Госсистема — это большая бюрократическая система, ее трудно сдвинуть. Я уже давно выучил наизусть все эти тендеры, везде нужны мои подписи… Все приходится держать под контролем. Я стараюсь, чтобы цирк прогрессировал, чтобы он изменился и стал не просто звучным именем, а брендом на весь мир. Объединяющим в себе дороговизну, хорошие спектакли, любовь публики…

— Вы такие молодые, а уже народные артисты! Зависти со стороны коллег не было?

Аскольд: — Ну куда ж без этого! Просто мы уже научились фильтровать зависть и ревность. Понятно, что всегда будут злопыхатели, завистники, которые как бы хорошо мы не сделали, будут искать червоточинку. Стараемся просто не обращать внимания на это. У нас множество коллег, которые с уважением относятся к нашим достижениям.

Эдгард: — По настоянию брата недавно мы купили самый большой экран в нашей стране — по периметру арены Большого московского цирка 144 метра длиной и 5 метров шириной! Стоит это — 45 млн. рублей. Аскольд очень любит новые технологии, поэтому мы посещаем все специализированные выставки, следим за трендами и ежегодно обновляем обьрудование. Мы посетили все самые крутые шоу в мире — в Макао, в США. И скажу, что мы ни в чем не отстаем, за исключением стационарных шоу, в которые вкладывают по 500 млн. долларов. А в разъездных шоу мы во многом даже превосходим других — и по технической составляющей, и по человеческой.

— Насколько я знаю, ваш первый российский Фан-клуб появился именно в Воронеже. С этими девочками поддерживаете отношения?

Эдгард: — Конечно! Мы в этом плане абсолютно нормальные люди, и с нормальными поклонницами общаемся нормально. Фанаты – это показатель популярности. Мы уже связались с председателем воронежского фан-клуба – девушкой Элей. Пригласили на представление. Нам всегда приятно видеть воронежских девчонок – они ведь первые, кто создал наш сайт, аккаунты в соцсетях…

— С неадекватной реакцией поклонниц не приходилось сталкиваться?

Аскольд: — Ну как же без этого? Как только человек становится узнаваемым, автоматически появляются на горизонте неадекватные люди. Однажды в гостинице я долго не мог отцепиться от 16-летней девочки. Она намертво вцепилась в мою руку, и не хотела отпускать. Просто стояла, смотрела на меня, и молчала. Перемкнуло девчонку! Ситуация была достаточно глупой – я совершенно не знал, что мне делать, как себя вести! Отдирать ее от себя с применением физической силы мне не хотелось, я мужчина и не привык так поступать с женщинами. Пытался поговорить — бесполезно. Тогда я сказал: «Сейчас я пойду, и как локомотив буду тащить тебя за собой. И когда мы дойдем до служебного выхода, я вызову милицию». Только тогда девочка «очнулась».

— Эдгард, а вы, как знатный жених, каким образом отбиваетесь от поклонниц?

Эдгард:— Я так надеялся, что вы не спросите об этом… Рассказывать об этом как-то даже нескромно. Я не отбиваюсь. Кстати, на днях я дал большое интервью федеральному журналу – там я как раз раскрыл секрет свой личной жизни. Пока не могу рассказать подробностей, но в качестве легкого намека скажу — это связано с Воронежем!

— Нескромный вопрос – как удается в условиях кризиса создавать столь дорогостоящие программы? На себе, наверное, приходится экономить?

Эдгард: — Вы знаете, мы как-то вообще не заморачиваемся на этом. Мы давно имеем возможность работать исключительно на себя. Мы могли бы на заработанные деньги покупать себе очередные дома, машины и т.д. А не вкладывать в программу, в надежде, что народ на Запашных и так придет. Нет, мы так не можем. Мы все вкладываем в производство. Мы ответственны перед публикой. Если уж мы задрали определенную планку, то должны показывать очень качественное шоу. Не надо хаить правительство, продавца в магазине, соседа по лестничной клетке. Не надо злиться на весь мир, что все не так, как ты хочешь – надо просто начать с себя, и делать сое дело качественно, со всей душой.

Марина Хоружая.
Фото автора

Marina

Recent Posts

Грузовик сгорел на въезде в Воронежскую область

На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)

10 часов ago

О трупах кабанов с признаками АЧС попросили сообщать воронежских охотников

Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…

10 часов ago

Госдума приняла бюджет на 2025-2027 годы с ключевыми поправками «Единой России»

В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)

11 часов ago

Воронежец не вернул «бракованный» компютер, за который получил компенсацию

Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)

12 часов ago

Бесплодная жительница воронежского района узнала о беременности на 40 неделе

Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)

13 часов ago

This website uses cookies.