Михаил Задорнов – человек острый на язык. Любит он «пропесочить» и американцев, и «загнивающий Запад», и «придурковатую молодежь», и нашего брата-журналиста. Недавно корреспондент «ВестиПК» в очередной раз в этом убедилась, пообщавшись в известным сатириком во время его визита в столицу Черноземья.
Задорнов приехал в Воронеж после долго перерыва. Как говорит Михаил Николаевич: «Если бы часто гастролировал, то превратился бы в Баскова, а то и еще хуже – в Киркорова». Потому концерты дает три месяца в году, а потом месяцев на девять уходит в затворничество – пишет, размышляет, изучает историю, путешествует…
Двойная миссия
На сей раз заглянул он в наши пенаты с двойной миссией – дать концерт и снять близ от Воронежа документальный фильм о Вещем Олеге. «Перед этим снимал про Рюрика, так мой фильм набрал в Ютубе 1 млн. 400 тысяч просмотров. Решил продолжать!», — делился с нами Задорнов перед выступлением. Как выяснилось, кино Задорнов сотоварищи снимают по всему гастрольному маршруту. «Закончим в Геленджике, да еще в Крым планируем заскочить», — рассказывает он.
Бюджет у картины «народный». То есть для того, чтобы Задорнов снимал спокойно, не чувствуя зависимости ни от каких Чубайсов-Абрамовичей, свои кровные на данный процесс жертвуют обычные люди. В ходе беседы мы удивляемся – мол, как удалось «раскрутить» людей, коли наш народ привык лишь плакаться, что денег нет. «Вы не в тех кругах вращаетесь, — назидательно говорит Михаил Николаевич. – Вокруг вас – фуфло, именующее себя звездами, а у меня настоящий народ, нормальные люди!» Настоящий народ собрал для Задорнова уже 3 миллиона рублей. Из своего кармана юмористу, конечно, тоже пришлось добавить. Так что, ничто не может помешать съемочному процессу.
— Воронеж, как большой город, впервые упоминается в летописи в 1177 году, — блистал знаниями Михаил Николаевич. — Правда, судя по всему, находился он несколько севернее. Здесь было очень древнее славянское поселение — 7-10 века. Один из микрорайонов славянских поселений — на той излучине, на той дуге реки Воронеж, которая находится в районе Чертовицы. Ученые предполагают, что это место упоминается арабскими летописцами 10 века и называют это вантит. Мы снимали сегодня ту границу с хазарским каганатом, которая стала Русью. Олег объединил славян в государство, которое стало сегодняшней Россией. Так что можно сказать, что сегодня я снимаю фильм об объединении…
«Мы побратались с ректором ВГУ»
— Первое упоминание о Воронеже было в Велесовой книге…
— Нет, серьезные ученые не доверяют Велесовой книге. Я не так категоричен, и считаю, что что-то там есть фальсифицированное, а что-то правда. После съемок мы заехали в музей к вашему ректору воронежского университета. Он вообще экономист, но придумал сделать музей. Это впечатляет. Мы с ним сегодня побратались. Я же не здороваюсь с близкими по духу людьми, как все по-массонски – за ладонь. Мы здороваемся с ними по-родовому, за предплечье. Вот таким образом мы с вашим ректором сегодня побратались 12 раз.
Там интересные современные находки. Это несколько углубляет отношение к истории, продвигает к правде. Как мы с ним пришли к выводу – правды исторической быть не может, но стремление к правде уже есть правда. Но большинство современных историков этим не занимается. А в Воронеже и в Ростове людям нравится поглубже изучать свои корни. Вот как раз от вас в Ростов едем. А потом на Северный Кавказ где аланы жили, а аланы тоже наша группа, поэтому мы с Чечней иногда дружим, иногда воюем. Затем следуем по маршруту Анапа, Керченский пролив, Судак…
— Вы очень углубленно изучаете историю. А с реконструкторскими клубами общаетесь?
— Да, общаюсь, но очень трудно выбрать из них действительно тех, кто обладает знаниями. Поэтому мы снимаем в фильме силуэтно, чтобы придирок не было. Потому что когда снимали «Борджиа», сделали заклепки, а потом ученые сказали, что у римских сенаторов брошка была больше, чем на самом деле. Но это же кино, не надо воспроизводить точно.
— Как считаете, возможно ли сейчас возвращение славянства и в какой форме оно должно прийти в современный мир?
— Да, возможно. Мы провели съемки в двух славянских поселениях. В одном живет 130 человек и у каждого по двадцать гектаров земли. Только она ничего не стоит, потому что нет электричества. Но это не отстой, современные технологии они знают. Мы сняли, как они водят хороводы — это очень красиво! Они мне подарили рубашку из натурального льняного материала, с удовольствием ношу. В ней в жару не жарко, в холод не холодно. Они питаются нормальной здоровой едой – топленой в печи. Сейчас многие строят родовые поместья. Мегре подсадил их на эту тему, причем сам он живет другой жизнью. А народ подсел реально: уезжает от гадостей города. Там такие люди хорошие живут, любят друг друга, не изменяют, детей любят. Почему мне всякие Лунгины должны рассказывать, как должна Россия жить? Почему Звягинцев, и прочие людишки, которые занимаются всю жизнь мастурбацией своей души от комплекса неполноценности, мне рассказывают о том, какой наш народ? Разве это нормально, что какие-то гаденькие режиссерчики, которые пьют, курят, изменяют – навязывают нам свою точку зрения? О правде должен говорить тот, кто честно живет.
Мне нравится, когда мы видим западные плюсы, но и свои собственные сохраняем. Славяне ленивы, не хотят развиваться. Это война их заставила развиваться. У славян всегда случается беда, когда они предают свои родовые знания, память, традиции. Мы полегли под Запад, а можно было просто научиться у них хорошему. Я же, если ставлю котел у себя на даче, то ставлю немецкий — даже не испанский. Вся бытовуха — европейская. Иногда американская. Они умеют жизнь туловища наладить, но жизнь души надо оставить свою.
«Я не агрессивный – мне не нужно мясо»
— Вы, насколько я знаю, тоже увлекаетесь правильным питанием. Вегетарианцем нынче быть дорого…
— Почему это? Разве дорого на сырой редиске сидеть? Это больно. Человеку агрессивному обязательно мясо нужно, иначе упадет гемоглобин. Ревность, зависть, погоня за бабками, гламур – сколько энергии расходуется! Я не агрессивный – мне не нужно мясо. Меня от него колбасить начнет. Врачи не понимают, как это я мясо не ем, а гемоглобин не падает? Орехи ем иногда… Но я не веган – кисломолочное ем. На веганов, которые только сыроедением занимаются, смотреть страшно. У них рожа к моим годам становится как грецкий орех без скорлупы. Они злые. Рожи злые-злые. Баба-яга – она тоже йогой занималась…
— Михаил Николаевич, вы автор пьесы «Хочу купить вашего мужа». Этот спектакль привозят в наш город с завидной регулярностью, и он пользуется большим успехом. Не предлагали ли вам больше писать сценариев к спектаклям, и принимали ли вы участие в выборе актеров?
— Кто там в главных ролях? Варлей, Смирнитский? Нет, в выборе я участия не принимал, к тому же состав меняется периодически. Это антреприза, там при выборе актеров не советуются. Выбирают не по совету автора, а по соотношению цены и качества. Но, как играет Смирнитский мне очень нравится, прямо меня играет! Очень хороший актер! У женщин чувства юмора не хватает просто.
— Самому не хотелось сыграть в антрепризе? Или снять в кино?
— Я играл в кино пару раз и это был неудачный опыт. Сережа Никоненко снимал фильм по моей пьесе и позвал меня сыграть. Он замечательный актер, но все же с режиссурой у него не заладилось. И фильм был такой плохой, и мне было так стыдно, что я больше никогда не снимался в кино. После того, как сняли тот плохой фильм, прошло много лет. Кино становилось все хуже и хуже… И лет пять назад ко мне подошел один серьезный олигарх и сказал: «Слушай, я видел кино с твоим участием, так здорово!» Я говорю: «Да ладно, это же чудовищный фильм!» Потом еще кто-то похвалил эту картину, а потом его показали по ТВ… И я посмотрел. И знаете, по сравнению с сегодняшней шнягой, оказался и правда неплохой фильм! За счет ухудшения качества сегодняшнего кино, то оказался не таким плохим, как был в 92-м году. Теперь уже не стыдно.
А первое кино, в котором я снимался, было с Анжеликой Агурбаш. Было это в далеком 1986 году. Лика была победительницей конкурса красавиц в Минске, а я вел этот конкурс. Потом появился еще один ведущий этого конкурса — Якубович. И мы с ним вели конкурс «Дочки-матери». Причем, нам написали сценарий, а мы с ним начали прикалываться, потому что это была невозможно какая чушня. И что мы сделали? Я притащил товарные весы, на которых мы стали взвешивать дочек и матерей. Очень красивый конкурс получился!
— Вы дружите с Якубовичем?
— Мы в хороших отношениях. Он очень веселый человек с тяжелой жизнью. Но все-таки он молодец: летает на самолетах, рассказывает об этом взахлеб, он очень интересный человек. И одаренный. И актер хороший.
«Я не знаю, что такое харизма»
— С кино все ясно, но оно не передаст вашу харизму. Вам в спектакле играть надо!
— Я не знаю, что такое харизма. Для меня это харя после катаклизма.
— Что-то из сегодняшних фильмов вам нравится?
— Много чего. Очень люблю фильмы Вуди Аллена. Особенно нравятся два его последних и «Матч пойнт». Я как раз относительно зарубежных фильмов благожелательный человек. «Доктор Хаус» — это не кино, а сюжет. А я говорю про настоящее кино. «Эббей (Аббатство) Даунтон» — вот это кино, это великий фильм! «Менталист» — великолепный фильм. «Карточный домик» не досмотрел, «Фазерленд» тоже не осилил до конца. А вообще, я очень много сериалов посмотрел. «Мед мен» — потрясающиий сериал!
— А когда вы успеваете-то сериалы смотреть?
— Я ж ерундой не занимаюсь, с журналистами общаюсь только во время поездок, не хожу на тусовки… Я не прижимаюсь ни к кому — ничего такого не делаю, чтобы мою рожу засветить с кем-то, типа: «О, я с Агурбаш знаком!» И фото «сиська к сиське».
— Когда вы написали свою первую повесть, ваш отец сказал, что три страницы из 380-ти вполне даже ничего. С годами он стал менее категоричен?
— Он долго не верил в меня. Поверил, когда я поставил спектакль про Павла Корчагина, в 76-м году. Павка у меня был честным человеком. А вокруг него образовывалось государство, которое его не принимало. Параллельно с ним шли Автоген Петрович и Автоген Захарыч, которые меняли портреты под пришедшую власть. У меня там Корчагин спрашивает: «Как жить, Федор, когда теряешь возможность бороться?» А Жухрай ему отвечает: «Тебе лечиться надо, Паша! Это приказ ЦК!» В зале все вповалку лежали от смеха, но спектакль сняли уже через три дня. Хотя дали за него премию Ленинского комсомола. А я горжусь этой работой. У меня там 240 человек занято было! Вот именно тогда отец и понял, что я буду творческим человеком, что инженера из меня не получится.
Хотя, может и инженер из меня получился бы не плохой. В свое время я изобрел форсунку с тангенциальным впрыском топлива и абляционным покрытием. О, какие слова я знаю! Но эту форсунку нельзя использовать — нет еще материалов, чтобы она не сгорела. Но когда-нибудь мои потомки будут получать за нее большие бабки. Пока это секрет. Тупые американцы не знают об этом! Патент у меня есть.
«Когда я учу молодежь петь, я таким образом самовыражаюсь»
— Вместе с вами приехали известный немецкий музыкант и композитор Брендон Стоун и молодая актриса Марина Орлова. Расскажите о них поподробнее!
— Они очень хорошие и очень талантливые,. Когда Брэндон прилетел из Берлина, он знал 16 языков! Я ему сказал: «Замешай их все вместе, и получится русский! Теперь отлично понимаем друг друга. Он композитор, певец… Кстати, он на «Новую волну» в Юрмале готовил четырех человек, и все четверо победили! Он и к «Евровидению» людей готовит… А вот на ТВ его не увидишь. Почему? Слишком хорошо поет! Если начнут показывать Брэндона, все Николаевы-Королевы должны будут отпасть. Но они же в «тренде-бренде»… А Марина училась в классе у Аль Пачино, хотя закончила Щукинское училище. У нее Вахтанговская школа… Марина уже успела сняться в двух голливудских фильмах «Шалаш на дереве» и «Белые вороны».
Мы вот только вчера ее с Брендоном укоряли – как могла продаться америкосам. Но это я шучу, конечно. Они там все хорошо играют, несмотря на то, что талант есть далеко не у всех. Брэд Питт бездарен. Том Круз — просто ужас, реальный примитив. У нас бы его Станиславский ни за что не взял во МХАТ — играл бы в антрепризах, как Дроботенко. Но Круз лучше бегает, чем Дроботенко. Он же бегает во всех фильмах, заметьте! Бежит по тротуару, догоняет уплывающий катер с наркотиками…
— Как возникла идея совместных концертов?
— У меня в концерте они исполняют песни. Юморные и не только. У вот, к примеру, нет слуха, но мне хочется самовыражаться в любом жанре. Я могу написать сценарий, пьесу. Но я не могу писать стихи, и не умею петь. Зато очень люблю давать советы – «как» петь. Тогда возникает ощущение, что я тоже пою.
Брэндон потрясающе поет «С чего начинается родина» Бернеса — у зрителей слезы на глазах выступают. У нас много хороших песен, но люди ведь деньги заплатили, за то, чтобы на Задорнове поржать… Поэтому большая часть – юморные песенки. Одну Марина написала, еще к двум сюжет и сценарий придумал я. Одна о несчастной женской судьбе – как девушка ищет жениха в Интернете. «Ах, горе-горе-горюшко, Интернет-Интенетушко… Парней мне пишут много, а женихов все нет». А вторая о счастливой женской судьбе — девушка поет колыбельную спонсору. «Баю-баю-баю-бай, завтра мы летим в Дубай. Жу-жу-жу, жу-жу-жу — губы трубочкой сложу. Люли-люли-люли-лю в банке счет я твой люблю…»
— Лучше – обнулю!
— А это идея! Можно, мы ею воспользуемся?
«Экстрасенсов не существует, существует умное жулье!»
— Вы не только «предсказали» отпущение грехов по Интернету», но и переименование милиции в полицию. Вам в «Битву экстрасенсов» давно пора!
— А про полицию да, я еще в 2003 году предложил это. Как же долго до Медведева доходило… А что касается «Битвы экстрасенсов», у меня откатов столько нет! Вы же, надеюсь, не верите, что наше ТВ «безоткатное». На самом деле, экстрасенсов на свете не существует. Существует умное жулье, которое «косит под экстрасенсов». Я и сам люблю подурачиться. Я рассказывал со сцены, как делал вид, что я колдун. И мне верили!
Российской женщине только скажи: «Тяжело тебе жить!» Она сразу: «Ты колдун?!» При этом если сказать, что дальше будет жить еще тяжелее, отдаст любые деньги, чтобы «излечиться». Разводить можно элементарно! Помню, подходит мужик с моей книгой за автографом, от него воняет рыбой… Я ему: «Как же тебе – рыбаку – тяжело в Евросоюзе…» Он: «Откуда вы знаете, что я рыбак?» Я бы мог подумать, что он торгует рыбой, но у него руки были посечены сетью – значит, рыбак. Все элементарно!
Или подъехали мы с одним знакомым к гаражу. Я смотрю – в гараж ведут глубокие следы, а назад – не глубокие. Я у хозяина гаража и спрашиваю: «Ты что в гараж заносил тяжелое?» Он, бедный, аж позеленел — так перепугался. Грешным делом подумал, уж не труп ли он в гараж затаскивал? Спрашивает: «Откуда ты знаешь?» «Ясновидящий!», — говорю. Все! Вечер не удался. Он сидел молча все время, «пати» не удалась. А как Чумак разводит гениально! Правда, так доразводился, что сам себе поверил…
Марина Хоружая,
Фото автора