Воронежцам передали «Священное послание» от Дали

В воронежском областном художественном музее им. Крамского уникальная выставка. До середины ноября воронежцы смогут оценить  привезли самую масштабную графическую серию скандального художника Сальвадора Дали — «Священное послание».

105 иллюстраций к Ветхому и Новому Завету, объединенных в одну серию — это шанс познакомиться с другим Дали, увидеть его новое лицо.  На открытии экспозиции, куратор проекта Александр Щеляков отметил, что в последнее время слово «шедевр» стало немного «засаленным». «От обилия так называемых «шедевров» потерялась истинная ценность действительно гениальных работ», — считает он.

О гениальности самого Дали и его работ, думаю спорить бессмысленно — на его холстах действительно получались великие произведения.  Проект без преувеличения можно назвать уникальным, и на на это есть несколько причин. Во-первых, это самая масштабная графическая серия Сальвадора Дали. Во-вторых, ни одной из 105 представленных на выставке работ нет в собраниях российских музеев — «Священное послание» привезли из частной итальянской коллекции. И, в-третьих, само сочетание имени главного сюрреалиста ХХ века и библейской темы уже является достаточно неординарным моментом.

Вообще Дали больше известен как эпатажный живописец, но сам он говорил так: «Моя живопись — это лишь вершина айсберга, все остальное — мои графические работы». Еще с юных лет он интересовался литературой и проиллюстрировал более двадцати произведений мировой классики: «Кармен» Мериме, «Фауста» Гете, «Дон Кихота» Сервантеса, «Божественную комедию» Данте, повесть «Старик и море» Хемингуэя. Библия стала самым объемным его графическим трудом.

Конечно же, удивляет сам факт обращения итальянского издательства «Ризолли» с предложением подготовить иллюстрации к Ветхому и Новому завету именно к Сальвадору Дали. Мягко говоря, весьма неожиданный ход, — впрочем, получивший благословение Ватикана. Дело в том, что западная церковь всегда искала принципиально новые подходы подачи духовного материала. А Дали в то время был самым модным художником. И привлечь внимание к Священному Писанию через такого популярного автора логически вписывалось в церковную тенденцию продвижения.

Однако отношение самого Дали к церкви было неоднозначным. Во многих своих работах он не просто издевался, а глумился над священнослужителями. Но в данном случае никаких провокаций! Дали прочел Библию не как религиозное произведение, а как художественное, и выбрал самые понятные для себя сюжеты. Работа над этим проектом заняла у него четыре года и увидела свет вскоре после того, как мир узнал атомную и водородную бомбу. Человечество впервые осознало всю хрупкость и уязвимость так называемой цивилизации…

Библия с иллюстрациями Дали вышла тиражом около тысячи экземпляров и разошлась в основном по церковным библиотекам и священным синодам европейских стран. Книга потянула аж на пять томов, весом более тонны каждый. На выставках эти фолианты, естественно, не экспонируются, зато можно увидеть их литографии. Кстати, те, что привезли в Воронеж, — 17 го оттиска, то есть очень ценные.

Говоря о подлинности работ, арт-директор проекта пояснил, что представленная на выставке коллекция подтверждена сертификатами качества Министерства культуры РФ и Европейского сообщества. И, поскольку литографии обладают исключительной художественной ценностью, на время экспонирования они поставлены на учет в Госохранкультуре РФ.

Выполнены работы в достаточно сложной, смешанной технике — художник использовал до 40 красок: тушь, гуашь, акварель, перо, пастель, карандаш. То есть, чтобы создать одну литографию, Дали требовалось изготовить 40 каменных досок, с которых он снимал оттиски. А в серии, напомним, 105 иллюстраций! После издания тиража эти доски были собственноручно им уничтожены. Так что повторить их невозможно.

Для каждой картины Дали подобрал название из двух-пяти слов, взятых из соответствующих фрагментов библейских текстов. Некоторые получились чисто в далийском стиле. Например: «Как одиноко сидит город», «Шел козел по лицу всей земли», «Суета сует», «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Организаторы выставки потратили уйму сил, чтобы найти подлинный текст из Библии, который предшествовал этим названиям. (Цитаты можно прочесть под названиями работ.)

Немало загадок художник оставил и на самих полотнах. Так, в большинстве работ на первом плане можно увидеть героя или какое-то знаковое событие. Но это не главное! Вся суть — в мелочах, они более важны в развитии сюжета, чем центральное звено. Или, скажем, некоторые иллюстрации нужно смотреть с разных ракурсов — сначала вертикально, а потом наклонить голову, чтобы увидеть горизонтальный срез работы. А еще практически на любой картине зашифровано сразу несколько событий, которые предначертаны данным сюжетом, нужно только разглядеть их «прошлое» и «будущее». Например, на одной из первых работ серии, где Всевышний создает все земное, можно заметить, как с его рук капает вода — так Дали намекает на Всемирный потоп, который обрушится позже на землян за их грехи. Или коварный змей-искуситель, который ползет под ногами Бога, — лейтмотив многих библейских историй, впоследствии еще не раз мелькнет в сюжетах, где фигурирует тема соблазна: грехопадение, жертвоприношение Авраама, казнь Иоанна Предтечи.

Так как жестких рамок при выборе сюжетов Дали не ставили, над темами он «изголялся» как мог. Наряду с традиционными мотивами, вроде грехопадения Адама и Евы, явления Бога Моисею на горе Синай, вознесения пророка Илии, пляски Иродиады, последних дней Иисуса Христа, художник изображал и неканонические сюжеты. Тот же преемник пророка Моисея Иисус Навин на лошади до боли напоминает Дон Кихота с рисунка Пикассо. А работы «Христос во гробе» и «Сотворение человека» почти что идентичны — на обеих иллюстрациях человеческое тело изображено в позе эмбриона — так жизнь зарождалась, и так она подошла к своему логическому концу.

Интересно, что отпечаток ступни зародыша — натуральный след самого Сальвадора Дали.

Как гениальный провокатор и сюрреалист, Дали очень любил экспериментировать со средствами выражения. К примеру, чтобы изобразить всплеск энергии, который произошел при «Сотворении мира», художник подбросил стакан с кровью и запомнил, как разлетелись брызги и осколки стекла.

И почти такой же взрыв он использовал, когда писал Чашу Грааля. В поисках нужной формы он разогнал гончарный круг и сбросил на него бычий пузырь с краской — капли разлетелись во все стороны, «образ» был пойман.

А чтобы передать яркость красок, которые на картинах казались бы свежими, только сегодня запечатленными, Дали брал улиток и раздавливал их прямо на полотне. Также на выставке есть работы, выполненные художником в технике фрески, это его подражание Византийству и эпохе Возрождения. Чтобы добиться эффекта состаренного рисунка, Дали расстреливал литографический камень из ружья исключительно 1812 года. Следы от пуль делали камень испещренным, придавали необходимую фактурность, и оттиск на бумаге получался словно стенная роспись.

Нужно ли быть подготовленным, идя на эту выставку? Александр Щеляков уверяет, что не нужно. «Этот материал воспринимается в данную секунду, стоит только дать себе чуть-чуть труда всмотреться в то, что предлагает Дали. Поверьте, каждый увидит здесь нечто свое. Не исключено, что многое может вызвать протест либо недоумение. Но выставка позволяет каждому человеку попытаться собственным индивидуальным взором рассмотреть причудливые (все-таки это Дали!) фигуры, контуры, цветовые пятна», — говорит арт-директор.

Разные эмоции — от бурного восторга до полного неприятия данная экспозиция вызывает неслучайно. По словам Александра Викторовича, давно подмечено, что у библейских работ Сальвадора Дали сильная, порой мистическая, энергетика (и это еще раз подтверждает подлинность экспонируемых произведений).

Бывали случаи, когда у некоторых работ люди падали в обморок. Или картины сами по себе «гуляли». Допустим, развесят их в правильном порядке, а на следующий день обнаруживают, что иллюстрации не на своих местах…

Кстати, переместить картины даже чисто технически тяжело: литографии развешаны под углом 45 градусов, подобно раскрытой на кафедре Библии. А все иллюстрации, как и задумывал изначально Дали, расставлены в хронологической последовательности так, чтобы, проходя по выставке, зрители могли заново перечитать Великое Писание — от сотворения мира до чудесного воскрешения Иисуса Христа.

Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» работает на третьем этаже музея до 25 ноября. Стоимость билетов от 150 — 250 рублей.

Марина Хоружая,

Фото автора

Marina

Recent Posts

Александр Гусев: Площадь возгорания в Лискинском районе за минувшие сутки сократилась

За минувшие сутки в Лискинском районе, где идет ликвидация пожара на нефтебазе, сократилась площадь возгорания.…

20 часов ago

Воронежские госавтоинспектора проводят рейды «выходного дня»

18 и 19 января в Воронежской области проходит традиционное профилактическое мероприятие «выходного дня». (далее…)

22 часа ago

Три человека пострадали в аварии с грузовиком под Воронежем

17 января в Семилукском районе на 2 км автодороги с. Землянск - с. Б. Верейка…

22 часа ago

О погоде на трассе М-4 «Дон» рассказали воронежцам

О погоде на трассе М-4 «Дон» 18 января рассказали в госкомпании «Автодор». (далее…)

22 часа ago

Водитель врезавшегося в металлический отбойник грузовика погиб на  трассе М-4 «Дон» в Воронежской области

17 января на 653 км автодороги М-4 «Дон» в Павловском районе произошла смертельная авария. (далее…)

23 часа ago

Пролет БПЛА воронежцы попал на видео

Как уже обобщалось, над территорией Воронежской области ночью 18 января было сбито несколько вражеских беспилотников.…

23 часа ago

This website uses cookies.