Categories: СМИ

На треть сократилось число газет в России. Тиражи серьезно упали

По данным исследовательской компании TNS, федеральные газеты за полгода потеряли до 45% аудитории. Сильнее всего читатели экономят на спортивных изданиях. «Комсомольская правда» не согласна с подсчетами и собирается подать в суд на TNS.

Компания TNS опубликовала данные исследования National Readership Survey Москва за декабрь 2008 — апрель 2009 года. В выборке участвовало взрослое население Москвы в возрасте от 16 лет. Измерения TNS показывают, что московская аудитория федеральных газет сократилась примерно на треть по сравнению с результатами исследования за май—октябрь 2008 года.

Газеты потеряли читателей

Наиболее заметным падение оказалось среди спортивных изданий. Аудитория московского номера газеты «Спорт-экспресс» по сравнению с маем—октябрем прошлого года снизилась на 44,6% и составила 137,9 тыс. человек. «Спорт-экспресс» уступил место самой популярной ежедневной спортивной газете «Советский спорт», аудитория которого уменьшилась только на 31,8% и составила 243,4 тыс. человек. Еженедельный «Советский спорт. Футбол» потерял 21,3% читателей.
Уменьшение аудитории общероссийских газет, рассчитанных на массового читателя, в ряде случаев превышает 20%. Отдельные федеральные издания потеряли до 45% читателей. Аудитория одного номера «Комсомольской правды», по данным TNS, сократилась на 28,4% и достигла 358,9 тыс. человек. Число читателей «Московского комсомольца» снизилось на 22,4% (составляет 623,1 тыс. человек). Меньше потеряли «Известия» и «Труд» — 8,3 и 12,4% соответственно. Аудитория менее массовых «Новых известий» сократилась почти вдвое, на 44,9%.
От 10 до 30% аудитории в среднем потеряли еженедельные газеты. Количество читателей «Аргументов и фактов» уменьшилось на 14,3% и составляет 1493,2 тыс. человек, а еженедельное приложение «Комсомольской правды» — «КП Толстушка» потеряло 18,4% аудитории, которая сейчас составляет 725,9 тыс. человек. На 28,1% уменьшилось число читателей еженедельника «Моя семья», до 285,7 тыс. человек.
Из деловых газет падение аудитории зафиксировано только у «РБК daily» — 23,4% (до 81,2 тыс. человек).

Генеральный директор и главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин с представленными TNS данными категорически не согласен. По его словам, за исследуемый период «реально распространяемые тиражи» «Комсомольской правды» выросли на 3–4%. «Наши данные показывают, что в кризис люди читают больше, и я убежден в недостоверности данных TNS», — говорит Владимир Сунгоркин. Публикация таких данных наносит «Комсомольской правде» ущерб, отмечает он, и юристы издательского дома уже изучают перспективы подачи судебного иска к исследовательской компании.
Из исследований TNS уже вышла газета «Твой день». Главный редактор издания Ашот Габрелянов объясняет это «экономией издержек на время кризиса». «Мы посчитали расходы и поняли, что в условиях 40-процентного сокращения рынка ничего не потеряем, отказавшись от исследования. По нашим расчетам, рекламный рынок начнет оживать уже осенью, тогда мы задумаемся о возобновлении подсчета аудитории», — говорит он.
Президент «Аргументов и фактов» Николай Зятьков с данными TNS «в целом согласен». «Безусловно, покупательная способность снизилась, и во всех странах аудитория газет идет вниз», — говорит он. Он уверен, что часть потерянной аудитории будет восстанавливаться «по мере улучшения экономической ситуации».

Издатели экономят на тиражах

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов называет основными причинами снижения аудитории газет желание издателей сократить до минимума количество непроданных копий и повышение стоимости изданий у конечных распространителей. «Добиваясь минимального списания, с середины осени прошлого года издатели начали активно управлять тиражами: поставки в сети уменьшились, ряд издателей отказались от бесплатного распространения или сократили периодичность выхода, — рассказывает он. — Распространители с 2009 года подняли конечные цены, борясь за сохранение прибыли».
По мнению Василия Гатова, следующая волна измерений TNS может продемонстрировать дополнительное снижение аудитории изданий. «Начнет сказываться сокращение издателями постоянных издержек — на редакцию, контент, маркетинг», — поясняет он.
По ранее опубликованным данным Ассоциации коммуникационных агентств России, падение рекламного рынка сильнее всего затронуло печатные СМИ. В целом падение там достигло 42%, хотя ряд издателей настаивают на более пессимистичных оценках рынка. В газетах рекламы стало меньше на 34%, а рекламные издания собрали на 51% меньше рекламы.
Весной этого года начался новый этап оптимизации расходов бумажных газет.

Павел Белавин

Роман Жилин

Recent Posts

Глава Воронежа Сергей Петрин познакомил участников федеральной программы «Школа мэров» с ключевыми объектами нашего города

В четверг, 4 декабря, вместе с участниками федеральной программы «Школа мэров», которая сегодня завершается в…

52 минуты ago

Минобороны: 46 вражеских БПЛА сбили силы ПВО за ночь 5 декабря над регионами России

46 украинских беспилотников сбили бойцы ПВО за ночь 5 декабря над российскими регионами. По данным…

53 минуты ago

Туман и до 2 градусов тепла ожидается днем 5 декабря в Воронежской области

Антициклон будет формировать погоду в регионе. 5 декабря, по данным регионального Гидрометцентра, в Воронеже ожидается…

3 часа ago

Против FaceTime Роскомнадзор ввел ограничения

Роскомнадзор принял решение ограничить работу сервиса видеосвязи FaceTime от компании Apple, ссылаясь на данные правоохранительных…

10 часов ago

Стали известны подробности дела воронежского адвоката Жеребятьева

Следственными органами Воронежской области возбуждено уголовное дело против 61-летнего адвоката, обвиняемого в покушении на мошенничество…

10 часов ago

Скончалась судья Воронежского областного суда

Скончалась бывшая судья Воронежского областного суда Раиса Мифтахутдинова. Она ушла из жизни 1 декабря, не…

10 часов ago

This website uses cookies.