«Бабье лето» — это авторский проект Сергея Майорова (известного журналиста, многократного лауреата Российской национальной телевизионной премии Тэфи) и фотохудожника Аслана Ахмадова. Это цикл документальных фильмов-монологов,
Эти кинобогини, именами которых можно назвать целые эпохи, создали яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы в кино и на сцене. Но, будучи великими актрисами, они стали и великими женщинами. Женщинами, готовыми пленять сердца мужчин, женщинами, способными дарить надежду, женщинами, познающими счастье материнства и боль утраты. Они блистали на публике как звезды и плакали в подушку как самые обычные женщины. О том, как пришла идея создать данный проект, Сергей Майоров говорит следующее: «Как-то я разбирал вещи на даче и на чердаке нашел старую коробку с фотографиями, которые я собирал в детстве. Тогда снимали фильмы о войне:
Презентацию телеканал «Домашний», надо отдать ему должное, приготовил роскошную – на втором этаже Дома актером стояли столики, накрытые белоснежными скатертями и украшенные живыми цветами, которые просто ломились от деликатесов. Играла прекрасная живая музыка, и пришедшие с предвкушением ждали появления одной из героинь цикла «Бабье лето» — красавицы Людмилы Чурсиной. Когда актриса появилась, зал встретил ее шквалом аплодисментов.
Было видно, что возродившийся интерес к ее персоне, актрисе приятен. Людмила Алексеевна не смогла точно припомнить, когда последний раз была в Воронеже. «Лет 7-10 лет назад… — пожала плечами актриса. – Тогда в вашем оперном мы давали спектакль «Императрица». Город за это время очень преобразился. Сегодня ваш краевед рассказала мне, как строится город, сколько у вас ВУЗов, театров, какие выставки проходят. Я смотрю, даже дедушка Ленин сохранился – до сих пор указывает, куда идти».
— Людмила Алексеевна, вы вспомнили о том, что давали в Воронеже спектакль «Императрица». Расскажите пожалуйста, что за скандал, связанный с данной постановкой, приключился у вас в прошлом году в Тюмени…
— Да, скандал имел место быть, но отнюдь не по нашей вине. Летом 2010 года мы должны были давать спектакль в Тюмени. Мы прилетели, подготовились – надели костюмы, нанесли грим… Но из-за организатора гастролей мы не стали играть. Дело в том, что сначала он обещал выслать нам гонорар предоплатой в Москву. Потом сказал, что отдаст деньги по приезду в аэропорту, затем сказал, что заплатит после обеда… В результате, уже перед спектаклем, выяснилось, что денег у него нет. Он закрылся в кассе, не хотел говорить с нашим режиссером. Мы собрались с Александром Голобородько, Владимиром Конкиным и другими актерами и стали обсуждать, что нам делать. И тогда я предложила открыть занавес — чтобы зрители видели, что мы приехали и готовы играть, что никто не опоздал и не
— Впереди сезон отпусков. Как будете отдыхать, может у вас есть какие-то традиции?
— Традиций у меня нет, и чаще всего театральные актеры свой отпуск используют на съемки в кино. Конечно, масштабных ролей мне сейчас не предлагают — всему свое время. Когда-то я снималась в
– То есть, отпуск не предвидится?
– Ну почему, планируется. Просто нужно выбрать время. Мне довелось много поездить по миру, а уж матушку-Россию исколесила вдоль и поперек. Раньше, когда выдавалось свободное время, скорее рвалась на море — загорала до состояния головешки. В результате у меня нарушилась пигментация – видите, какая «гречка» на руках. Теперь же, если выпадает пара свободных недель, стараюсь укрепить здоровье. В этом уже есть необходимость в нашем недетском возрасте. В прошлом году ездила в Марианские Лазни — это тихое место, недалеко от Карловых Вар. У меня проблемы с ногами – ведь на съемках приходилось и по снегу бегать босиком, и в октябре пол дня в реке Чусовой стоять по колено в воде… А там есть специальные процедуры. После них продержалась почти целый год – ноги не беспокоили. Вы знаете, в моем возрасте уже не хочется многолюдных курортов. Я вообще человек камерный. Застолий на 50 человек — когда никто никого не слышит – тоже не люблю. Мне больше по душе компания из 7 – максимум 9 человек. Когда ты можешь слышать, видеть и общаться.
– Ой, нет, это я себя подставила! Я режиссеру сразу сказала, что я в полтора раза старше 35 летней героини, которую должна была играть и у которой по сценарию маленькая дочь. Он говорит: «Хорошо, пропишем в сценарии, что ребенок поздний ребенок и что героине 40!» Для того, чтобы я выглядела моложе, мне вставили линзы — чтобы глаза ярче были. У меня ведь глаукома, а от капель глаз выцветает… На меня водрузили какой-то парик, в котором мне было очень неловко, неудобно и некомфортно. И все бы, может быть получилось, если бы оператор хорошо сработал. Я ведь в 45 лет играла 16-летнюю в двухсерийном фильме «Открытая книга» по Каверину. Там еще Гурченко снималась, Саша Демьяненко… Вот там был прекрасный оператор — он понимал, как помочь актрисе помочь при помощи каких-то масел, фильтров на камеру… Сейчас возможностей еще больше, но видимо нет желания их использовать. Я не видела весь фильм «Райские яблочки» — смотрела только одну серию, когда моя героиня приезжает в Чехословакию на могилу к мужу. И она привезенную из России землю кладет на могилу… Оператор не догадался найти молодые руки – а это ведь было проще всего. Лицо мне омолодили с помощью линз и прочего, а вот руки взяли, и все перечеркнули… Другое дело, не каждый обратил на это внимание.
– Людмила Алексеевна, что бы вы не говорили, но в своем возрасте вы выглядите просто прекрасно. Как вы в жизни ухаживаете за собой?
– Это вы сейчас пластические операции имели ввиду?
– Да. Сейчас целая индустрия работает на то, чтобы бороться с целлюлитом. Вот бы, индустрию для души организовать! Если пушкинская срока из «Пророка»: «Духовной жаждою томим», станет эпиграфом к судьбе человека, тогда его смело можно будет назвать Человеком с большой буквы. У Гете есть потрясающая фраза, до которой я сама, к сожалению, не дошла: «Праздная жизнь – преждевременная старость». Пока что праздная жизнь мне не грозит.
– Людмила Алексеевна, а вы сразу согласились участвовать в проекте «Бабье лето»? Что вас в нем привлекло?
Так вот о проекте… Мне позвонила одна актриса, которая уже снялась в данном цикле, и стала рассказывать о том, какая замечательная атмосфера на съемках. Я уже решила, что дам согласие, но все никак не могла выбрать день. Выкроила время лишь спустя 2 месяца… Я думала, что это будет обычное интервью, хотя меня предупредили, чтобы я прихватила с собой то, в чем комфортно себя чувствую. Я взяла одно платье, другое — потому что бывает, что все вываливается из шкафа, а одеть нечего. Все становится в одночасье прошлогодним снегом — так быстро меняется мода. Хотя я все равно придерживаюсь своего вкуса и понятия моды. И вот, когда я вошла в студию, сразу окунулась в ауру доброжелательности и ощущения, что все ждали только меня, что я их самая любимая актриса. Я понимаю, что к каждой актрисе приходящей на проект, было такое отношение. Это, наверное, и есть профессионализм.
— Когда вы увидели готовую передачу, какие были впечатления?
— Вы как-то признались в одном интервью, что в душе остаетесь ребенком, любите подурачиться. Как-то близких разыгрываете?
— От чего еще удовольствие получаете?
— Да много от чего – от хорошей музыки, от любимой книги… Когда кончается спектакль или какие-то съемки, я прихожу домой, принимаю душ, мажу лицо кремом и выхожу на лоджию. Я живу на 10 этаже, и из моего окна открывается чудесный вид. Я люблю смотреть на звездное небо и мечтать. И еще люблю предгрозовое состояние, когда на небе сумасшедшие тучи… Тогда я сама себе устраиваю «разбор полетов», эдакое судилище. Но при этом я благодарю каждый прожитый день.
— Я знаю, что вы являетесь постоянно клиенткой Дома моды «Дора Бланк»… Вы одеваетесь только в дизайнерские вещи, или можете пройтись по магазинам?
— Нет, просто у нас с Дорой давние добрые отношения. Когда-то она позвонила мне и моей коллеге – народной артистке Ольге Богдановой, и сказала, что не считает, что на подиуме должны быть только вешалки. И сшила нам по 3-4 туалета. Мы участвовали у нее в показе в Гостином дворе на Российской неделе моды. Помню, мы с Олей тогда были в Ялте — давали спектакль «Императрица». Поэтому не успевали не только на репетицию, но и на сам показ. И друзья Доры прилетели за нами на маленьком частном самолетике, и доставили нас с Питер. Я впервые в жизни летела на частном самолете, и знаете, это было неплохо! (улыбается). Но отрепетировать все равно не успели. И когда я взгромоздилась на 12-сантиметровые каблуки, при моем росте 1 метр 77 сантиметров, у меня была одна задача – не навернуться! К тому же у меня было такое очень пышное платье, которое называлось «Мать королева». Один раз я в нем все же запуталась, но это, слава Богу, было в конце. Вообще мне всегда интересно пробовать себя в каком-то новом качестве. Я считаю, что актрисе нужно попробовать все!
— Людмила Алексеевна, в июле вы будете отмечать 70-летний юбилей. Торжество пройдет с размахом?
— Я ни одного дня рождения в своей жизни с размахом не отмечала. К тому же у нас театре Советской Армии в прошлом году было много юбилеев… Зельдин справлял 95-летие, Касаткина – 85-летие, у Голубкиной юбилей был, у Алены Покровской… Так «наюбилеились», что я решила, что ничего отмечать не буду. Тем более, это будет лето — театр в отпуске. А по осени, думаю, просто сыграю свой любимый спектакль «Та, которую не ждут» — у меня там роль Смерти, которая приходит под ликом Странницы. Я за этот спектакль получила золотую награду, и очень его люблю.
А в сам день рождения посидим скромненько – соберу самых близких, не более 15 человек. Отмечать буду в Петербурге. Приглашу людей, с которыми вместе снималась — Ванечку Краско, Ирочку Соколову, Толю Равиковича. С Равиковичем я снималась аж в трех картинах. Последний фильм – «Достоверная жизнь поручика Ржевского», я там играла 90-летнюю прабабушку Ржевского. Мы придумали смешной грим – такие пуговицы- глаза, яркие щеки, губы бантиком, букли… И моя героиня то с ружьем бегает, то еще чего придумывает. В общем, оттянулась я по полной программе. А до этого в «Старой гвардии» мы играли пенсионеров, которые не хотят бездельничать…
— В свое время у Петера Штайна вы играли в спектакле «Арестея», который длился 8 часов. А какие еще подвиги приходилось совершать во имя профессии?
— Ну, это скорее был подвиг зрителя — высидеть 8 часов! Наш зритель ведь к этому не приучен. Спектакль шел в нашем театре на огромной сцене, в зале на 2 500 мест. Тгда еще Леночка Майорова играла, Евгений Миронов… Помню, когда впервые увидела Миронова — такого щупловатого, небольшого роста — то подумала: «Боже, как же он будет эту роль играть? Здесь же нужна немыслимая энергетика!» Тем более, когда мы играли в Греческом театре Эпидаурус, которому 2 500 лет, так же как автору «Арестеи» Эсхилу. Мы выходили на сцену после захода солнца — часов в 9 вечера выползали. И спектакль шел до утра. Посмотреть эту постановку приезжали из разных стран — из Франции, Испании, да со всего мира! Мы всегда этот спектакль играли в огромных залах, а порой даже на хоккейных полях — надо было как-то оправдывать эту постановку, ведь в ней было занято 26 человек! Я в нем играла Пророчицу, и придумала много интересных жестов с руками — даже сзади завязывала руки узлом. Все спрашивали, как у меня это получается, а я отвечала: «Тайна!»
Мы всегда приезжали за 3 часа до спектакля, разрабатывали голос. Кстати, это единственный спектакль, где я пела. Потому что я пою только в ванной комнате, а на экране — только когда я не трезвая. Помните, «Донскую повесть», когда моя героиня идет по степи идет и поет? Петер Штайн сказал, что в спектакле должна звучать старинная народная греческая песня – с «крутящимся» горловым звуком. И стал всех прослушивать. А я думаю – что ж ему спеть. И спела грузинскую песню. Я бы и вам спела ее сейчас, но я три ночи не спала – не получится. И тогда он сказал: «Людмила, будешь петь ты!» Я: «Что вы, что вы, что вы». Но потом спела. Крутила звуки, как шайбы.
— В профессии вы совершили немало подвигов, а в жизни?
— Сегодня жить – это уже подвиг. Это умереть легко. Потому что жизнь преподносит такие сюрпризы каждый день — не знаешь, с чем ты столкнешься. А вообще не надо совершать никаких подвигов, надо просто жить, максимально придерживаясь заповедей. Не делать подлости, не оскорблять, не унижать себе подобных. Я вот каждое утро говорю себе – сегодня не улыбнусь человеку, который мне не очень импонирует! Но внутри сидит такая подлость — идет главный режиссер, и ты все равно улыбаешься и говоришь – здравствуйте!
Благодарим телеканал «Домашний» за помощь в организации интервью
Марина Хоружая,
Фото автора.
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.