Александр Мохов: «Свечу, пока есть такая возможность…»

«Вести ПК» уже сообщало о том, недавно в Воронеже проходил кастинг на поступление в школу Олега Табакова. Среди воронежцев таланты искал преподаватель московского театрального колледжа, актер, режиссер Александр Мохов. Корреспонденту издания удалось пообщаться с Александром Анатольевичем в перерывах между просмотрами.

«Хорошими фактурами не разбрасываются!»

— По каким критериям вы отбираете ребят? Важна ли для актера внешность?

— Внешность всегда очень важна! Мы представители МХАТовской школы, а МХАТ – это фактура. Я заметил такую закономерность: чем дальше от Москвы, тем фактура лучше. Вот с вами по соседству – в Ельце – очень хорошую девочку нашел. Буду за нее биться, потому что такими фактурами не разбрасываются. А какие критерии отбора? Самобытность, и конечно же наличие таланта. Вот в деревне под Новосибирском, к примеру, нашли девчонку неземной красоты. Я ее когда увидел – чуть не упал — Мерилин Монро прямо! Привез в Москву на свой страх и риск, она кое-как прошла конкурсные испытания. Но Бог ей не дал таланта. Мы с педагогами, и с Олегом Павловичем Табаковым сидели и думали: «Ну что с ней делать? Играть она не может. Просто будет ходить?» Природные способности все-таки очень важны.

— В колледже Табакова учится наша землячка Маша Пестунова. Что вы можете о ней сказать?

— Машка Пестунова очень талантливая девочка. Она достаточно мелкая, на МХАТовскую артистку не тянет. Но у нее такое нутро, такая энергетика! Именно этим она может затмить любую красавицу с более яркой и выгодной фактурой. Маша – маленький бриллиантик. Я, по-моему, единственный педагог, который знает о ее музыкальном прошлом. Просто я хитрый — я должен все знать про своих студентов. Это был большой шаг — на музыкальном поприще Маша уже достигла определенных результатов, и вдруг остановилась и пошла в другом направлении.

— На просмотре Олег Табаков спрашивал у Маши, какое варенье она любит. А у вас есть какие-то оригинальные тестовые вопросы?

— Варенье, это еще ерунда. Когда нужно было в последний раз отсеивать детей, Табаков сделал смешную вещь — взял мыльные пузыри и попросил ребят дуть. Он смотрел не на то, как человек пускает эти шарики, а на реакцию ребят. В нашей профессии главное – восприятие партнера. Ему хотелось живого восприятия – это и есть природа, непосредственность.

«Нам нужна первозданность!»

— Можете назвать основные ошибки, которые ребята допускают на кастинге?

— Ну, это не ошибки — это закономерности. В столь юном возрасте редко кто идет на кастинг сознательно. В большинстве случаев это происходит так: шел по коридору, зашел не в ту комнату. Мало кто готовится по-настоящему, читают в основном школьный материал. А те, кто уже занимается в каких-то драмкружках – для нас испорчены! Нам нужна первозданность, дикая природная фактура. А дальше уже мы попытаемся научить, подсказать. Хотя Табаков считает, что научить этому невозможно. Талантливым человек рождается! Как говорит Олег Павлович: летит Бог и посыпает манной. Кого-то чуть-чуть зацепило, кому-то побольше досталось, а кого-то всего обсыпало. И наше дело рассмотреть эти обсыпанные головы.

— Табаков рассказывал, что когда он родился, его дядя сказал: «Парень будет артистом, у него глаза большие!»

— Я думаю, что он имел в виду выразительность глаз. Я тоже всегда говорю студентам: «Кино — это глаза!» Взгляд должен был таким, чтобы нельзя было оторваться, чтобы человек посмотрел тебе в глаза и пропал!

— Как вы выходите из положения, когда дети не проходят, и начинают плакать?

— Несмотря на то, что они дети — они уже не маленькие. Я также в 15 лет поступал в Иркутское театральное училище, также проходил кастинги. И у нас прослушивание было куда жестче. А мы сейчас и на отборочных турах, и во время учебы создаем детям райские условия. Они стирают только свои носки и трусы, все остальное сдают в прачечную. У них пятиразовое питание — это рай. Они в коммунизме живут. Но при этом с них и спрашивают по полной программе! Они все из разных теплиц попали в один ящик, и тех ребят, что проучились уже год – не узнать. Они кардинально изменились – повзрослели, стали более ответственными.

«Селин – удивительно деликатный человек!»

— Александр Анатольевич, вы снимались вместе с нашим земляком Сергеем Селиным в сериале «Братаны», вы же были и режиссером сериала. Какое он на вас произвел впечатление?

— Сережка удивительно деликатный человек. Наша первая встреча была очень странной. Его утвердили в кино, и мне потом сообщают, что главного героя будет играть Селин. Я говорю: «Вы что, с крыши упали? Герою же 26 лет!» Да, Сережа в хорошей форме, но не на 26 лет же он выглядит. Мне объяснили, что он и так уже отказался от двух других проектов, хорошо хоть на этот согласился. И я решил с ним встретиться. В Питере мы посидели в кафешке, поговорили, и я в хорошем смысле влюбился в него. Он настолько оказался открытым! В результате я придумал историю, что он старшина. Обычно у таких узнаваемых людей – а у Сережи внешность очень запоминающаяся — крышу сносит. У Сережи нет никакой звездной болезни, он ведет себя со всеми очень деликатно. И на площадке был словно студент, все спрашивал, как сделать лучше. Меня такие вещи всегда трогают. Н очень мучается тем, что за ним закрепился имидж Дукалиса, хочет уйти от этого образа. Он, наверное хочет, как всякий артист сыграть Гамлета…

— Вы и актер, и режиссер. Сложно совмещать эти две профессии?

— Легко. То, что ты умеешь, как актер, перетаскиваешь волей неволей в режиссуру. Это естественный выход из одного состояния в другое. Сейчас мне более интересен режиссерский проект. В кино даже больше, чем в театре. Сейчас в театре Табакова у меня вышла премьера «Леди Макбет Мценского уезда», но мне почему-то интереснее заниматься кинорежиссурой. В театре уходит много времени на то, чтобы настроиться на одну частоту с артистами. А в кино артист приходит к тебе на пару месяцев, у него изначально есть готовность. Кино – это режиссерская работа процентов на 80-90. Я себя в кинорежиссуре чувствую более комфортно, потому что там больше рычагов воздействия, а значит я могу в принципе гарантировать результат. Для меня театр как лаборатория, мастерская. А кино дает лицо, деньги…

«На самом деле я эмоциональный и заводной!»

— Александр Анатольевич, вы производите впечатление человека уравновешенного, мягкого. А что вас может вывести из себя?

— Спасибо за комплимент, но это обманчивое впечатление. На самом деле я очень эмоциональный и заводной. Просто с годами приходит опыт и житейская мудрость. Когда уже понимаешь, что нет белого и черного, есть полутона. И стараешься быть коммуникабельным, дипломатичным. А вообще я человек с периферии — с Дальнего Востока. У нас все вопросы решались посредством кулака. Так я действовал поначалу и в студии Табакова. Олег Павлович сначала разнимал драки, а потом сказал мне: «Если ты хочешь чего-то добиться в актерской профессии, научись быть дипломатом. Это не значит, что нужно прогибаться, кому-то зад лизать — просто нужно думать головой, быть умнее. Подраться – много ума не надо, ум нужен – чтобы не подраться». И у меня эти слова прочно засели в голове. Вот я приехал из Москвы, могу с вами поругаться, нахамить… Но для чего? Вы же видите, что происходит с супер-звездами — с годами от близости к власти люди теряют контроль. Я не достиг таких высот, но пытаюсь ошибок коллег не повторять. Я человек взрывной — могу завестись, если почувствую запах алкоголя на площадке. Не знаю, что сделаю! Я тоже могу выпить, но алкоголь на площадке для меня табу. Хотя раньше я себе позволял хулиганить. Это вопрос опыта. И Табаков так хулиганил по молодости, он мне рассказывал.

— Чем занимаются ваши сыновья?

— Старший отслужил в армии и сам поступил в институт. Учится на оператора. Он не хочет быть артистом, хотя и снимается в кино. А младший сынишка пока в садик ходит, ему всего 4 года. Макар растет очень смышленым мальчишкой и частенько заводит меня в тупик. Недавно спрашивает: «Пап, а что такое привидение?» Я отвечаю: «Это то, что привиделось, что-то непонятное…» Ну как я еще могу это объяснить 4-летнему ребенку? А он мне говорит: «Нет, пап, привидение – это человек, который умер. Он уже не на земле, но еще не на небесах!» Вот тебе и 4 года. Или выдает недавно: «Пап, чего ты на меня голос повышаешь? ты скажи нормально, я тебя пойму. А то я начну нервничать». Вот и не понятно, кто кого учит.

— О чем вы думаете, глядя на звезды?

— О том, что все мимолетно. Мой девиз по жизни — свети пока есть возможность светить. Не важно, на 3 или на 220 вольт.

Марина Хоружая,
Фото автора.

Роман Жилин

Recent Posts

Александр Гусев: Площадь возгорания в Лискинском районе за минувшие сутки сократилась

За минувшие сутки в Лискинском районе, где идет ликвидация пожара на нефтебазе, сократилась площадь возгорания.…

8 часов ago

Воронежские госавтоинспектора проводят рейды «выходного дня»

18 и 19 января в Воронежской области проходит традиционное профилактическое мероприятие «выходного дня». (далее…)

10 часов ago

Три человека пострадали в аварии с грузовиком под Воронежем

17 января в Семилукском районе на 2 км автодороги с. Землянск - с. Б. Верейка…

10 часов ago

О погоде на трассе М-4 «Дон» рассказали воронежцам

О погоде на трассе М-4 «Дон» 18 января рассказали в госкомпании «Автодор». (далее…)

10 часов ago

Водитель врезавшегося в металлический отбойник грузовика погиб на  трассе М-4 «Дон» в Воронежской области

17 января на 653 км автодороги М-4 «Дон» в Павловском районе произошла смертельная авария. (далее…)

11 часов ago

Пролет БПЛА воронежцы попал на видео

Как уже обобщалось, над территорией Воронежской области ночью 18 января было сбито несколько вражеских беспилотников.…

11 часов ago

This website uses cookies.