Ученые Воронежского государственного университета вошли в число победителей конкурса на получение грантов по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Среди них, впервые за всю историю конкурса, проект, подготовленный учеными-гуманитариями нашего университета. Доцент филологического факультета Воронежского государственного университета Александр Житенёв, автор проекта «Поэт и поэзия в постисторическую эпоху», рассказал нам о том, что нужно гуманитарию для победы.
– Александр Анатольевич, вы – первый из ученых-гуманитариев ВГУ, выигравших в конкурсе Российского научного фонда. Известно, что Фонд предъявляет очень высокие требования к участникам конкурса. Насколько велики здесь шансы гуманитариев?
– Шансы скромны, конкуренция высока. Из 680 проектов, поддержанных в 2019 г. РНФ в рамках конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами», гуманитарных – около 100, а филологических – всего 14. При этом половина победителей связана с институтами РАН, а треть – с национальными исследовательскими университетами. Из 14 филологических проектов только 3 посвящены литературе, и один из них – мой.
– Победа в престижном научном конкурсе – всегда заметное карьерное достижение, и оно всегда вырастает из других достижений. Какова предыстория сегодняшнего успеха?
– За последние два года я – в одиночку или совместно с коллегами – подготовил 5 грантовых заявок, и выиграли все 5. Я побеждал в региональном конкурсе РФФИ, в «большом» исследовательском конкурсе РФФИ, в конкурсе на право проведения научных мероприятий. Победа в конкурсе РНФ – замыкающая в этом ряду. До этого были еще грант Президента для поддержки молодых ученых – кандидатов наук, руководство проектом в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», победа в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина.
– Ученые-гуманитарии, как принято считать, не очень активно принимают участие в грантовых проектах. Можно ли как-то переломить ситуацию? Нужны ли для этого какие-то особые условия?
– Самый важный элемент любой победы – желание побеждать, готовность бросать вызов – самому себе прежде всего. Я всегда стараюсь ставить себе «предельные» задачи, превосходить то, что уже достигнуто. Нужна внутренняя потребность в научной работе и азарт интеллектуального состязания – без этого никакая грантовая деятельность невозможна. Если есть и то, и другое, успех – это вопрос времени. Но, разумеется, помимо воли к победе важный плюс – это практика составления заявок. Ничего не выиграет тот, кто ни разу не проигрывал. Сегодняшний проигрыш – условие завтрашней победы.
– Но ведь очевидно, что даже достойные ученые не всегда добиваются успеха в грантовых конкурсах, и как раз неудача часто удерживает их от новых попыток. Как быть с этим?
– Не следует воспринимать неудачу как поражение. Грант – не квалификационный экзамен, а конкурс. Многие коллеги в случае проигрыша сетуют на неоцененность научной идеи и некомпетентность экспертов. Но проблема может быть не в них, а в непроработанности самой заявки – в нечеткой формулировке актуальности или научной новизны, в отсутствии ясного плана работ, в невнятном выражении содержания проекта. Нужно научиться видеть в грантовом тексте систему, в которой все элементы должны быть взаимосвязаны и соотнесены с требованиями конкурса.
– Расскажите немного о вашем проекте.
– Наш проект носит название «Поэт и поэзия в постисторическую эпоху». Его цель – всестороннее исследование изменений, которые произошли с поэзией как явлением культуры на рубеже XX–XXI веков. В литературоцентричном мире поэзия всегда была средоточием культурной памяти, высшим проявлением словесного искусства. Задача нашего проекта – понять, как изменилось сегодня представление о миссии поэта, о формах и сферах бытования поэзии, о самой структуре поэтического высказывания. Наш проект предполагает широкую исследовательскую коллаборацию – в нем объединены представители разных научных школ. К участию в проекте привлечены исследователи из Воронежа, Москвы, Екатеринбурга, Иваново, Смоленска и заокеанского Боулдера. Мы сотрудничаем с Международной сетью исследователей лирики (Фрайбург) и международным проектом «Русскоязычная поэзия в транзите: поэтические формы на границе родов, языков и культур между Европой, Азией и Америкой» (Трир).
– Каковы ближайшие перспективы проекта? Какие мероприятия в этом году вы планируете провести?
– В планах первого года – участие наших ученых в крупнейших мировых форумах, посвященных исследованию русской и мировой поэзии. Это, конечно, майская конференция в Трире «Лирика и экзистенция в современности» и июньская в Лозанне «Промежуточность лирики». Помимо этого, мы готовим несколько научных семинаров в разных городах и большую конференцию о поэзии осенью этого года в ВГУ. Наша цель – объединение российских исследователей поэзии, ревизия существующих научных подходов, а в долгосрочной перспективе – создание нового научного языка, близкого современной западной lyricology.
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.