13 октября в Воронежском Адмиралтейском храме открылась уникальная экспозиция из восьми икон Божией Матери, особенно почитаемых в Воронежском крае. По такому случаю субботним утром в храме собрались тысячи прихожан, настоятели храмов Воронежа и области. Почтил своим присутствием открытие выставки и митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. В приветственном обращении Владыка поздравил всех прихожан с тройным праздником – 330-летием Епархии, 180-летием со дня прославления святителя Митрофана и 10-летия установления праздника «Всем святым в земле воронежской просиявших».
Его Преосвященство поведал, что данное событие уникально для нашего города, ведь в Воронеже впервые одновременно выставили наиболее известные и почитаемые в храмах и монастырях епархии иконы Божией Матери. «Из 25 икон мы привезли сюда восемь чудотворных образов, — рассказал митрополит. — Это икона Божией Матери «Живоносный Источник» из воронежского Алексиево-Акатова женского монастыря, икона Божией Матери «Знамение» — точная копия чудотворной иконы, написанной в начале XVIII века (Покровский храм г. Павловска), Сицилийская (Дивногорская) икона Божией Матери — чудотворный образ, написанный в XIX веке и прославленный в Дивногорском монастыре и окрестностях многими чудесами (Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, Лискинский район), Казанская икона Божией Матери, написанная в Андреевском скиту Святой Горы Афон в конце XIX века (Казанский храм г. Воронежа), икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» Афонского письма (Знаменский храм г. Борисоглебска), Тихвинская икона Божией Матери — образ написан около 1765 года (Никольский храм в с. Землянск, Семилукский район), икона Божией Матери «Костомаровская» — чудотворный образ написан в 1818 году и получил название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре (Спасский женский монастырь в с. Костомарово, Подгоренский район). К слову, многие из этих святынь представляют не только духовную, но и культурно-историческую ценность, поскольку были написаны в XVIII – XIX веках.
Но самым, пожалуй, знаменательным событием для всех верующих стало обретение старинной копии чудотворного образа «Мария обрете благодать у Бога», который преподнесли Воронежской епархии меценаты. Известно, что в1830-х годах этот образ был принесен одной странницей из Киева и пожертвован в пещеры Воскресенского Белогорского монастыря. Более сорока лет икона находилась в сыром пещерном воздухе в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского и не истлела — даже краски на ней не потускнели, хотя остальные иконы хранились в пещерах не более 10 лет. Когда все иконы в храме покрывались каплями от влаги — она была сухая, когда другие иконы высыхали — этот образ становился влажным и покрывался каплями воды. Эта икона была одной из самых почитаемых в обители.
Позже икона «Мария обреете благодать у Бога» была перенесена в наземный Вознесенский храм, но после революции пропала. До 2007 года неизвестно было даже, как выглядит этот чтимый образ Богоматери. Священники и насельники монастыря долгое время пытались разыскать хотя бы описание или репродукцию иконы. Даже посылали запрос в Киево-Печерскую Лавру, откуда она у нас появилась. Но все безрезультатно. Священникам ничего не оставалось, как смириться и ждать, пока Божия Матерь сама не захочет явить этот свой образ… И вот это время настало!
«Воскресенский Белогорский монастырь был очень известен во второй половине 19 века. Этот пещерный монастырь был разрушен буквально до основания, никаких построек не осталось. Но там есть братья, которые по примеру Марии-пещерокопательницы откопали замурованные пещеры. Вот уже несколько лет там совершаются богослужения…, — рассказывал прихожанам митрополит Сергий. — Икона «Мария обреете благодать у Бога» – список с бесследно исчезнувшего чудотворного образа 19 века, датированный тем же временем. Спасибо тем добрым людям, которые сберегли эту святыню, и теперь при помощи наших друзей – благотворительной организации «Лидер», которая выкупила эту икону, церковь снова обрела этот чудотворный образ…»
Стоит отметить, что это один из первых двух списков, сделанных в монастыре сразу после того, как от оригинальной иконы стали совершаться исцеления. Но и оригинал, и копии были утеряны во время разорения монастыря 28 мая 1918 года красногвардейцами. Было потрачено большое количество времени и сил для того, чтобы восстановить ее историю, так как образ крайне редкий и не присутствует ни в одном из списков Богородичных образов. По стилю письма, по анализу дерева, специалистами были установлены место и время написания иконы (предположительно — 1840-е годы).
Владыка отметил, что иконы епархии дарят часто — и меценаты, и государство, и таможенники, конфискующие их при нелегальном провозе. Но обретение старинных икон – большая редкость. Православная активистка Наталья Гончарова, которая стала связующим звеном между владельцем иконы и епархией, поведала, что о существовании этого образа Богоматери знала давно. «Но когда я узнала, что достоверный список с этого чудотворного образа оказался в досягаемой близости – в Москве, в частном собрании, у меня все внутри перевернулось. Первое, что я сделала на пути возвращения этой иконы — стала молиться около иконы Казанской Божией матери и просить у Богородицы поддержки в этом нелегком деле. И спустя 3 месяца икона к нам вернулась. Ей сделали киот и теперь прихожане могут с ней познакомиться»
Бывший владелец обретенного образа, московский коллекционер Роман Касков рассказал следующее: «Около года назад я узнал, что где-то на юге России появился неизвестный образ Богородицы, не описанный ни в одном синодальном списке и даже не входящий в число 760-ти известных икон Богородицы. А ведь я свыше 25 лет занимаюсь собирательством, сохранением атрибуции, восстановлением, реставрацией православных икон! Я понял, что надо приложить все усилия, чтобы этот список был атрибутирован и попал в надлежащие руки. Через Интернет-сообщество коллекционеров я узнал, что эта икона находится в России. Несколько месяцев ушло на выяснение подлинности образа (икона за это время успела сменить нескольких хозяев) Когда икона пришла ко мне в дом, я был на седьмом небе от счастья. Для частного коллекционера большое везение заполучить такую реликвию православия, такое бывает раз в жизни! – улыбается Роман Алексеевич. – Но в то же время я понял, что не властен решать судьбу иконы, и поставил в известность в Епархию…»
Еще одним чудом оказалось то, что икона, которой более 150-ти лет, не потребовала даже реставрации. «Время сохранило эту икону чудесным образом, что огромная редкость, — рассказывает Роман Касков. — Даже олифа там 19-го века. Я лишь побрызгал ее специальным итальянским фиксативом. И прежние хозяева ее не реставрировали, я провел исследование… Этот образ пропал в самом начале революционных движений, 18-19 году. И он был настолько редок, что и списков его практически не осталось. А этот образ уникален — он написан с фотографической точностью!»
После молебна в Успенском Адмиралтейском храме, Крестный ход, возглавляемый викарием Воронежской епархии епископом Острогожским Андреем, направился в Покровский собор. Несмотря на пронизывающий ветер, люди шли за святыней со счастливыми одухотворенными улыбками. Духовенство и прихожане храмов, представители казачества, студенты ВУЗов начали шествие от Адмиралтейского храма многотысячной толпой. По мере продвижения к Покровскому собору к Крестному ходу присоединялись группы духовенства и прихожан Никольского, Спасского, Ильинского и Воскресенского храмов. После того, как прихожане смогли поклониться старинной иконе, в Покровском соборе началось всенощное бдение.
Архипастырь отметил, что иконы выставлены для поклонения всего на три недели — экспозиция продлится до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божией матери. После этого икона «Мария обрете благодать о Бога» торжественно будет перенесена в Воскресенский Белогорский монастырь, где и будет постоянно находиться. Остальные же образы Богоматери вернутся в свои родные храмы. В течение ближайших трех недель перед образами пройдут молебны с чтением акафиста (в 10.00, 12.00, 14.00 и 16.00). Также, здесь ежедневно проводятся экскурсии для организованных групп.
Марина Хоружая,
Фото автора