Единороссы обещают привести российские стандарты ЖКХ к европейским к 2020 году

Разработкой комплексного подхода к глобальной реформе российской системы ЖКХ займется партийная профильная комиссия. Руководителя комиссии, депутата Госдумы, члена Общероссийского народного фронта Елену Николаеву на днях представил секретарь Президиума Генсовета Сергей Неверов. В интервью ER.RU Николаева рассказала, чем ей и ее коллегам предстоит заняться.

— Расскажите о вашей рабочей группе, зачем нужно было ее создавать, ведь и так существует масса подобных органов, в том числе у «Единой России»?

— На сегодняшний день состояние комплекса ЖКХ является одной из главных проблем в России. Очень сложно найти компромисс в столкновении рыночных и административных подходов, между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. А реформа ЖКХ, к сожалению, пока не принесла полноценных результатов. Большинство россиян по-прежнему недовольны качеством услуг. Именно поэтому внимание власти к системе ЖКХ столь пристально и постоянно создаются новые рычаги влияния. Не могут оставаться в стороне и депутаты, чья прямая обязанность – отслеживать текущую ситуацию и предпринимать необходимые действия.

Именно поэтому мы и решили создать нашу рабочую группу. Причем мы приглашаем к сотрудничеству не только единороссов, но и представителей других фракций.

— Так в чем же будут заключаться Ваши функции?

— Наша главная задача не столько латать дыры в существующей системе ЖКХ, сколько способствовать выстраиванию новой полноценной системы. В первую очередь, речь идет о том, чтобы отследить конкретные проблемы. Наравне с комплексными проблемами, требующими вмешательства на федеральном уровне, существуют и конкретные местные трудности. Ведь в каждом регионе ситуация разная, что зависит от финансовых и административных возможностей. Все это требует мониторинга и оценки.

Когда это будет сделано, соответственно возможны два вида действий: либо готовить региональные законопроекты под конкретные условия, либо в особо острых ситуациях вмешиваться лично, как депутату Госдумы, либо, в случаях выявления проблемы общероссийского масштаба, готовить федеральный законопроект или поправки в существующий.

В итоге мы планируем прийти к тому, чтобы выработать ряд предложений по оптимизации системы ЖКХ, по обеспечению прозрачности формирования цен и тарифов на услуги ЖКХ, а также последовательной политике сдерживания роста цен. В идеале будет достигнут баланс интересов потребителей и производителей.

— Что Ваша группа планирует предпринять в первую очередь?

— Первым решением должно стать создание при президиумах региональных политсоветов «Единой России» специальных рабочих групп по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения. Именно на эти рабочие группы будет возложена главная функция по контролю ситуации на местах.

— Расскажите о положении ЖКХ в цифрах. В каких регионах ситуация наиболее плачевна, где справляются лучше?

— Я бы не стала выделять какие-то конкретные регионы, где ситуация лучше или хуже. Конечную оценку должны дать надзорные органы. Скажу только, что, например, по итогам прошлой зимы Минрегионразвития выделило три худших субъекта: Архангельскую область, Камчатский край и Республику Хакасия. Хотя, проблемы есть почти в каждом субъекте.

Несмотря на то, что в реформу ЖКХ вкладываются колоссальные средства (в 2007-2011 гг более 350 млрд. рублей, плюс 200 млрд в 2011 году на капремонт многоквартирных домов и 100 млрд рублей на переселение из ветхого жилья), система остается в плачевном состоянии. В 2011 году износ основных фондов предприятий ЖКХ приблизился к 60%, а по отдельным регионам вплоть до 80%. И ежегодно этот показатель увеличиваться на 1-3%. По данным ВЦИОМ, каждый второй россиянин считает, что в системе ЖКХ существуют серьезные проблемы.

— В чем причина? Сейчас вы можете обозначить главные проблемные места?

— Среди насущных проблем в сфере ЖКХ России стоит выделить: слабое развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, неэффективное использование ресурсов, слабость системы управления в ЖКХ, отсутствие рынка частных управляющих компаний, износ систем, задолженности по платежам со стороны граждан, медлительность капремонтов и нехватка средств для переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.

— Что Вы можете предложить?

— В первую очередь, нам нужно продумать, как создать эффективные инструменты финансирования капремонтов многоквартирных домов и усилить государственно-частное партнерство в сфере ЖКУ. Нужно сделать сферу ЖКХ инвестиционно привлекательной.

Для этого, во-первых, необходимо разработать систему привлечения субсидирования и долгосрочных кредитов под государственные гарантии для модернизации коммунальной инфраструктуры. Необходимо совершенствование нормативной базы, т.к. сейчас в системе управления ЖКХ масса административных барьеров.

Необходимо поправить и систему нормативно-правового регулирования в ЖКХ – устранить ненужные административные барьеры, которые делают отрасль невыгодной. Риски кредитования коммунальных организаций должны быть минимизированы.

В то же время, государство не должно пускать все на самотек. В первую очередь, нужно усиливать контроль за целевым расходованием финансовых средств, выделяемых на развитие ЖКХ, как на федеральном, так и местном уровне. Четко должна быть прописана ответственность за нарушения.

— То есть управляющие компании ни в чем не виноваты?

— Это не так. Я же говорю, проблем целый комплекс: не все гладко и с управляющими компаниями.

Изначально предполагалось, что рынок рынка профессиональных жилищных фондов будет контролироваться государством, однако эта система оказалось неэффективной. Стало очевидно, что необходим переход к саморегулируемому рынку. Для этого в Госдуму внесен соответствующий пакет поправок в Жилищный Кодекс.

По новому документу, управляющие компании будут обязаны вступать в саморегулируемые организации. То есть для компаний главным станет не отчет перед государством о своей работе, а перед своими же коллегами. И профессиональные сообщества сами будут отфильтровывать недобросовестные управляющие кампании, потому что их содержание не выгодно самому рынку.

— Вы говорите о законах и методах, но что поделать с тем, что гнилые трубы и проводку нужно заменить, а многие люди платят за тепло, которого нет?

— Конечно, сфера ЖКХ устарела и морально и физически, и, как и многое в России, требует модернизации. От этого зависит эффективность, экономичность системы. Со своей стороны мы можем разработать грамотные мотивирующие региональные программы совершенствования отрасли ЖКХ, вести пропаганду внедрения современных технологий.

Речь идет, например, о внедрении разнообразных счетчиков, что позволит перейти от нормативного потребления к учетному. То есть люди будут оплачивать конкретные предоставленные им услуги, а не некую стандартную сумму. Ведь все пользуются ЖКУ в разном объеме.

— В какие сроки можно исправить положение системы ЖКХ в России?

— На мой взгляд, нашей главной установкой должен быть выход к 2020 году на европейский уровень по показателям эффективности, надежности и качества ресурсоснабжения, коммунальных услуг и энергосбережения.

Роман Жилин

Recent Posts

Грузовик сгорел на въезде в Воронежскую область

На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)

14 часов ago

О трупах кабанов с признаками АЧС попросили сообщать воронежских охотников

Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…

14 часов ago

Госдума приняла бюджет на 2025-2027 годы с ключевыми поправками «Единой России»

В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)

15 часов ago

Воронежец не вернул «бракованный» компютер, за который получил компенсацию

Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)

16 часов ago

Бесплодная жительница воронежского района узнала о беременности на 40 неделе

Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)

16 часов ago

This website uses cookies.