«Я думал это какой-то маленький индустриальный город, без истории и архитектуры, — сразу же огорошил журналистов солист коллектива Олег Скрипка. – Когда по пути из аэропорта начала появляться купеческая архитектура, дома в стиле русском барокко – я был приятно удивлен. А потом мы ехали вдоль водохранилища – водная гладь, простор, воздух… Одним словом, о городе у нас самое приятное впечатление. У меня вообще такая теория — если в городе есть простор, воздух и ощущение пространства, значит у людей развивается чувство вкуса и любовь к хорошей музыке – а как следствие, у нас хорошо в таких городах проходят концерта!»
— Недавно группа «Вопли Видоплясова» отметила свое 25-летие. Какие-то сюрпризы поклонники вам подготовили?
— Сюрприз мы подготовили себе сами. Обычно в юбилеи артисты приглашают других звезд, которые перепевают их песни. Мы же объявили общенациональный конкурс «Народный трибьют» — предложили простым людям, записать наши песни, снять маленькие клипы. Мы получили кучу этих веселых песен и создали специальную страничку, куда все это народное творчество выкладывается. Например, в Иркутске народный коллектив «Шкатулочка» сделал песню «Весна» — с гармошками и трещетками. Когда мы там выступали, то пригласили их продолжить наш концерт. Хороший сейшн получился.
— Вам самим-то понравилось народное творчество?
-– То, что было оригинально — понравилось. Половина работ были интересны, остальное – люди просто перепевали наши песни, как в караоке — один в один. Может быть в будущем мы сделаем видео-сборничек самых интересных работ. Главный критерий отбора – чтобы в работе была какая-то идея. Сейчас мы готовим в Киеве большой концерт, в котором вместе с ними будет играть оркестр Вооруженных Сил Украины. Они записали одну нашу песню. Думаю, это будет забавно — серьезные солдаты, в форме с эполетами, поют и пританцовывают.
– Олег, чем вы обычно занимаетесь перед концертом: гуляете, репетируете, медитируете?
– Всегда по-разному. Когда нет времени, бежим на саунд-чек, пресс-конференцию. А если есть время, то можем и помедитировать, и прогуляться по городу. Если город экзотический, я иду смотреть какие-то народные промыслы, покупаю маленькие бирюльки. Я за эко- и этно-движение. А еще люблю перед концертом зайти в спортзал, позаниматься или поплавать в бассейне. Мы же все-время в поездах, самолетах – движения очень мало…
– Многие коллективы зарабатывают себе популярность на скандалах. Как вам удается столь долгое время «оставаться на плаву» без оных?
– Тут надо выбирать — либо играть хорошую музыку, либо скандалить. Два в одном не бывает. Да, сейчас такое время, что популярность зарабатывают за счет скандалов. Но рок-н-роллу сложно конкурировать с попсой в плане скандалов и развращенности. Рок-н-ролл — более консервативная музыка, много чего себе не позволяет, в отличие от эстрады. А вообще, на мой взгляд, популярность зависит от волны и везения. Мы родились при Советском Союзе, и тогда определенная волна нас вынесла… Вторая волна была в середине-конце 90-х. Оттуда появились Земфира, «Мумий Тролль», «БИ-2», «Сплин». Как будто бы рок-н-ролл. Сейчас идет волна хип-хопа и рэпа…
А вообще я могу рассказать один уникальный рецепт. Если ты, что-то делаешь, и нет результата, не надо думать, что ты идешь не в том направлении, метаться, менять направление, разочаровываться, обламываться… Надо просто переждать этот этап, а за ним начнется новый. Главное — дождаться этого момента.
— В этом году исполнилось 25 лет не только вашему коллективу, четверть века прошла и с того момента, как распался СССР. Согласно опросу, 70% респондентов к этому отнеслись отрицательно. Вы как человек, родившийся в одной из советских республик, что думаете на этот счет?
— Людям присущ хронический идиотизм и полное отсутствие адекватной памяти. Наверное, этим 70 процентам населения очень нравилось стоять в бесконечных очередях за туалетной бумагой и зеленым горошком. На мой взгляд, это было крайне унизительно! Помню в Киеве в универмаге «Украина», как это тогда называлось — «выбрасывали» — жизненно необходимые товары. Представьте себе, идет интеллигентный человек, в очках, пальто и сияет от счастья потому, что у него на руке висит связка туалетной бумаги! Дай Бог, чтобы такого никогда не повторилось, поэтому я счастлив, что Советского Союза давно уже нет!
– Это правда, что в России ваши песни чаще звучат, чем в Украине?
— Да, украинский язык на российском радио звучит чаще, чем в Украине. Это объясняется антиукраинской глобальной тотальной программой. Там нас не берут в ротацию на FM-станции. Но с группой «Вопли Видоплясова» не такая катастрофическая ситуация — мы артисты общероссийского значения артисты. Мы, «Бумбокс» и «Океан Эльзы» – это три группы, которые имеют исключение. А для тех коллективов, которые не существуют на российском рынке — табу эфира в Украине. Этим кардинально отличается культурная ситуация в Украине и в Белоруссии от российской ситуации. Если ты поешь на родном языке, у тебя большие проблемы. Здравый смысл тут не работает.
— Олег, как вы считаете, в чем секрет бешеной популярности украинских коллективов в России? Я имею ввиду «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзи», «Бумбокс»…
— У каждого народа есть теории, которые не признают межнациональные различия. Но народы, как и люди, имеют свои характеры, свою специфику. Украинцы — хорошие артисты, и очень плохие бизнесмены и плохие политики. Поэтому у нас хроническое отсутствие государственности и много хороших артистов в Украине. Это особенность национального характера. Украина находится между Европой и Азией, это 2 разных менталитета, два разных построения социальной пирамиды общества. За счет этой энергии идет творческий посыл. Нам нечем гордиться, кроме творчества – у нас история закончилась Киевской Русью. Это называется культурный аутизм — то есть люди уходят в нереальный мир, мир творчества. И украинская народная песня, если ее проанализировать, ирреальная. В песнях нашей группы нет реальных историй, все это мир романтический и красивый.
— Почему вы отказались от звания «Заслуженного артиста Украины»?
— Мне его предложили постфактум после Оранжевой Революции. Это было как подачка – вместо реальной помощи культуре артистам дали 999 званий «заслуженных». Это была какая-то профанация, и мой отказ от звания был, я считаю, справедливой реакцией на эту профанацию. Мне все равно, есть у меня звание или нет, но мне не все равно, что происходит в стране. И с тех пор ничего не изменилось – мой месседж не был прочитан.
— Вы выпустили клип, где поете якобы для стада лосей. Что вы хотели этим сказать?
— Да, это был клип на песню «Писня». Лосей мы нарисовали в графике. Сделали это, потому считаем, что человечество пришло к культурному коллапсу. Музыканты чувствуют, что песни для людей петь не имеет смысла, потому что хорошая песня потеряла смысл. Сознание людей настолько затуманено и загрязнено, что музыканты обращаются к животным, поют песни им. На фестивали типа «Зверовидения» пускаются только животные.
— А как изначально вы выбирали стиль музыки, в котором будет играть ваш коллектив?
— В Советском Союзе была запрещена западная музыка. Сквозь железный занавес просачивалось немного рок-н-ролла – «Назарет», «Дип пепл», «Куин», «Лед зеппелин», «Ролинг стоунз». Но в то время мы были ошарашены этой музыкой, ее качеством. В 79-м году летом вышел «двухплитник» «Стена» «Пинк флойда», и я его услышал. Как начинающий музыкант, я мог оценить качество той музыки и разрыв между ними и нашей музыкой, которая лилась из радио, телевизора, пропагандировалось Советским Союзом. Естественно, мы сразу отвергли то, что предлагало нам в этом плане СССР. Мы стали фанатами той музыки и не знали, что не вся она там такая, что и там тоже много всякого музыкального барахла, мишуры. Мы выросли на самых лучших образцах западной музыки, другого не слышали. То есть селекция эта произошла искусственным образом. Но наш музыкальный вкус и менталитет сформировался. Потом в 80-х пришла к нам через Польшу и Германию новая свежая волна – пост-панк.Вот на этом мы сформировали свое мировоззрение. Плюс украинский фольклор. Мы все это замешали вместе, украинский язык прекрасно лег на рок-н-ролл. И народ прекрасно воспринял все это!
— Вы песни, что называется, вымучиваете, или они легко приходят?
— Я пишу и музыку, и стихи. Но я себя считаю больше композитором, чем поэтом, потому что на музыку у меня уходит в сто раз меньше времени, чем на написание текстов. Я сначала пишу музыку, а потом под нее — текст. Обычно люди делают наоборот…
— В мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» вы сыграли Вакулу. А в кино не планируете сниматься? Из вас получился бы прекрасный актер…
— Спасибо за комплиментик. Я сейчас снимаюсь в одном проекте, там задействованы известные российские артисты. Это серьезный большой фильм. Но подробностей пока рассказывать не буду.
— У вас мощный актерский талант, вы не проигрываете профессионалам!
— Меня заметили еще на студенческой театральной сцене. Мы создали студенческий театр в то время, когда только началась волна КВН. А для нас КВН был не тем уровнем, на котором мы хотели бы существовать. Хотя наши друзья-коллеги пошли в КВН, и там карьерки сделали. А мы стали популярны в студенческом театре. Концертировали по Киеву и Украине и собирали большие залы. И вот меня коллеги увидели на сцене, и предложили играть рок-н-ролл. И даже когда я уже играл в группе «Вопли Видоплясова», продолжал заниматься в театральной студии, изучать театральное мастерство. Потом мы уехали в Париж, где я работал в профессиональном театре, в профессиональном коллективе современной хореографии…
— Я читала, что вы уехали из Парижа, потому что вас не устроила их кухня. Это правда?
— Ха-ха-ха! Это хорошая версия. Но были и другие: у меня в Париже была любовь-морковь серьезная, и я развелся. Третья версия попроще – из-за внутреннего несоответствия. Мол, мы уезжали за границу с мыслью, что тут все фигня. Типа я такой космополит, считал, что приживусь где угодно, выучил язык, научился готовить французскую кухню, полюбил французскую женщину и французскую культуру. Но потом понял, что природу не обманешь.
— Вы и в Японии были. Что за границу тянет – любопытство, или просто любите путешествовать?
— И то, и другое. Чтобы любить свою землю, родину, нужно хорошо знать мир вообще. Потому что когда не знаем мир, мы не можем сравнить, соотнести себя. Когда ты знаешь мир, то кажется, что за границей все радужно. А там ведь тоже есть свои плюсы и минусы. И когда эти минусы узнаешь, то начинаешь комфортнее себя чувствовать дома. Я всем советую, кому некомфортно дома, уехать за границу. Но не сжигать мосты, а иметь потом возможность вернуться.
— Сейчас популярно жить в Испании, а у вас есть какая-нибудь недвижимость за границей?
— Купить недвижимость за границей гораздо дешевле, чем в Москве. Можно в Москве продать какую-то халупу, хрущевку и купить хорошую виллу в той же Испании. Если будет недвижимость за границей, то будет вид на жительство. Может это и правильно, ведь наша страна похожа на пороховую бочку – люди это делают затем, чтобы было куда рвать когти в случае чего. У меня есть вид на жительство в Европе, я могу уехать на границу в любой момент. А недвижимости нет за границей. Может, я поступаю необдуманно, но я уже жил за границей, и понял, что это не мое. За границей ты живешь в изоляции. Поехать в ту же Испанию туристом – на недель, на месяц – очень здорово! Но человек — это социальное существо, он может только в социальной среде полноценно жить. Когда ты попадаешь в другую социальную среду, где ты социально не адаптирован, у тебя начинаются внутренние необратимые процессы. Можно иметь там недвижимость в качестве дачи, но это тоже не оправдано. Если ты купишь дом за пол миллиона долларов, и будешь приезжать в него раз в году, то это невыгодное вложение денег. На эти полмиллиона ты можешь всю жизнь ездить по разным странам и останавливаться в самых дорогих отелях. И это будет дешевле, чем полмиллиона долларов. Да и зачем она нужна эта недвижимость? Ты же не заберешь ее с собой в гроб!
— Олег, а как вы относитесь к Достоевскому? Наверное, он ваш любимый писатель, раз вы назвали группу именем его персонажа?
— Все-таки это мой любимый писатель. До сих пор в мировой литературе я не прочитал ничего круче Достоевского. Может это он со мной так резонирует. Я считаю его самым большим юмористическим писателем. Настолько у него крутое чувство юмора, очень тонкое. У него глубинное понимание человеческой души, многогранности, многоликости человека. У него абсолютно отсутствуют плоские персонажи – как позитивные, так и негативные. Они у него как в жизни. Достоевский воспринимал жизнь нелинейно и умел ее при этом довольно просто описать. Он не писал так сложно, как Лев Толстой. Я обожаю Гоголя, Чехова, но это более легкий жанр. Это тоже очень хорошая, сильная литература, но более легкая, доступная всем. А в Достоевского нужно въехать. Он как дорогое вино. И когда ты въехал в дорогое вино, пусть ты и был фанатом пива, водки на кедрах, но любовь к хорошему вину уже не перебить. Достоевский – это как изысканная кухня. Я сейчас так расточаю дифирамбы, но уже давненько его не читал, надо перечитать, освежить впечатления.
— Мы уже поняли, что вы любите «вкусную» литературу, а вкусную еду? Вам больше нравится украинская или русская кухня?
— На самом деле русская кухня отличается от украинской только квасом, щами и окрошкой. Окрошка – хорошая штука в жару. Ну, еще пельмени… Хотя это уже пришло из китайской кухни. Я их люблю, но лучше уж есть китайские пельмени или бурятские манты. Русские щи я не понимаю — зачем делать их из квашеной капусты, если уж можно сварить из свежей борщ?
— От чего еще в жизни вы получаете удовольствие?
— Больше всего? Конечно, от того, что пою со сцены рок-н-ролл. Это кайфовая штучка! А вообще в жизни много хорошего — вкусная еда, красивые страны, красивые виды, отдых… Я вот на яхте поплавать люблю…
Марина Хоружая,
Фото автора
19 января режим авиационной опасности в Воронежской области продолжался 10 минут. (далее…)
В Воронежской области с потепления начнётся новая рабочая неделя. (далее…)
В Воронежской области объявлен режим авиационной опасности. (далее…)
По сравнению с предыдущими годами на 1,8% увеличилось в Воронежском государственном педагогическом университете количество зачисленных…
18 января в Кантемировском районе произошло смертельное ДТП. (далее…)
О погоде 19 января на трассе М-4 «Дон» рассказали в ГК «Автодор». (далее…)
This website uses cookies.