Один из выходов на станции метро «Кропоткинская», ближайший к храму Христа Спасителя, работает вполсилы — через него можно только в метро спуститься, но нельзя выйти. Выход охраняют милиционеры, которые, впрочем, выпускают на улицу, если им показать паспорт с пропиской в прилегающем районе. Зато они объявляют в мегафон, что очередь в храм начинается от метро «Спортивная».
На выходе из «Спортивной» уже мечется группка взрослых интеллигентных женщин. Они пристают к прохожим с вопросами: «Вы не знаете, где тут очередь к поясу Богородицы?» А на недоумение отвечают: «Ну, в храм Христа Спасителя». «Так он на другой станции», — удивляется продавщица, но наконец кто-то догадывается, что надо идти к Фрунзенской набережной.
На набережной становится понятно, что мы на верном пути: проезжая часть забита автомобилями, а тротуар — людьми.
Очередь разбита на группы по 100-200 человек, каждую из которых ограждает заборчик и которые отделяет друг от друга пространство метров в сто, а также полицейские. Примерно каждые пятнадцать минут или полчаса в рации у сотрудника полиции: «Андрей, запускай новую группу». Где-то в конце очереди, у храма, очередную партию запускают внутрь, и вся очередь приходит в движение: заборчик отодвигается, и паломникам разрешают пройти еще метров на сто, до следующего милиционера. «Как овцы в загоне», — ворчит мужчина в возрасте.
Занимать очередь для друзей милиционеры не разрешают, а если кто-то приходит со стороны, его не пускают. «Я к сыну пришел, вон он там уже четыре часа стоит», — доказывает омоновцу немолодой мужчина. «Вставайте в конец очереди и стойте всю ночь, — отвечает тот без тени злорадства. — Если всех пускать, бардак будет».
Паломник начинает скандалить и что-то кричать, но полицейский неумолим.
Начало очереди еще надо поискать. Она уже не около «Спортивной», а где-то на Лужнецкой набережной. «Сейчас до дома дойдем», — шутит молодая, модно одетая девушка — они с мамой идут вдоль очереди к ее началу, которого пока не видно. Паломницы живут на станции метро «Юго-Западная», а поклониться святыне пришли, «потому что это большое событие и его нельзя пропустить». В церкви, правда, они, по собственному признанию, бывают только по большим праздникам.
Наконец за мостом Третьего Транспортного Кольца показывается хвост длиннейшей очереди. Вновь прибывшие вежливо уточняют друг у друга, кто последний. Светит солнышко, в Москве-реке плавают утки. Первые два часа стоять было хорошо, а потом можно зайти погреться в один из автобусов, специально снятых с маршрутов и стоящих на приколе вдоль очереди. Автобусы чередуются с машинами скорой помощи и бесплатными биотуалетами.
Паломники коротают время за чтением духовной литературы, пением псалмов и дореволюционных песен. Кто-то крестится, кто-то стоит с иконами и хоругвями. «Конечно, для нас это важное событие, — говорит РИА Новостям молодая женщина в платке. На поклон Светлана приехала из Воронежа. — Ну а что стоять приходится по восемь, десять, а то и 12 часов, — ничего страшного. В древности люди, чтоб святым местам поклониться, на месяца из дома уходили. Для нас это счастье и возможность подумать о чем-то важном».
В Воронеже Светлана работает экономистом в коммерческой фирме. Глава фирмы, понимая, как важно для сотрудницы это паломничество, отпустил ее в столицу. Правда, за счет отпуска.
Тут же бродит женщина с ксерокопиями каких-то документов и фотографией ребенка. «Помогите собрать внучке на операцию! Храни Вас Господь!» «И Вас храни», — ответила интеллигентная женщина, но денег не дала. Около очереди вообще много попрошаек. Особенно в хвосте, пока люди еще добрые.
Рядом стоит мама лет сорока пяти. Она приехала с Украины с двумя сыновьями — лет 10 и 14, Иваном и Данилой. Мальчики под недовольный шепот мамы: «Сами же потом есть будете просить» — кормят уток взятой из дома булкой. Очередь и поездка в Москву для них — это большое приключение. Но мама настроена серьезно: «Я своих сыновей по Закону Божьему ращу, и прийти сюда мы были просто обязаны. Попрошу у Пресвятой, чтобы сыночки порядочными людьми выросли, сейчас это так сложно…»
Ее сверстница подхватывает: «А у меня сын болеет, вот хочу за него у Пресвятой Девы Марии попросить». Некоторое время спустя женщина тяжело вздыхает и признается, что сын ее сильно пьет.
Вообще немолодые женщины составляют процентов 80 из тех, кто стоит в очереди паломников. Есть, однако, и мужчины. Двое просто одетых парней переговариваются: «А я сегодня отгул взял». «Зря только один, — отвечает его товарищ. — Медленно движется, хорошо бы сегодня в храм попасть». На вопрос корреспондента РИА Новости они признаются, что ничего особенного просить у Богородицы не собираются. «Просто поклонимся святыне, да и все», — говорит высокий, в мятой кепке. «Ну здоровья разве что для близких», — добавляет второй.
В очереди все ведут себя спокойно, обсуждая лишь перспективы попадания в храм Христа Спасителя.
«Говорят, те, кто утром пришли, уже прошли», — вздыхает замерзшая женщина. «Вечером надо проходить — ночью тоже пускают, и людей совсем мало», — отвечает подруга. «Говорят, те, кто на выходных пришел, быстро проходили», — сокрушается кто-то еще.
За четыре часа в очереди корреспондент продвинулся на километр, тогда как сама очередь увеличилась километра на три. А когда автор возвращался в редакцию у метро «Парк культуры», полицейский на станции объявлял, что очередь начинается уже от «Воробьевых гор», — сообщают РИА Новости
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.