«Я всегда рад приездам в ваш город, — признался Сергей Витальевич. – Я неоднократно бывал здесь со спектаклями, но меня связывает с Воронежем еще и есенинская тема! Не без моего участия здесь был установлен памятник поэту, сейчас вместе с меценатом Владимиром Бубновым мы открываем в Воронеже музей. Мне очень нравится, что здесь любят и чтут культурные традиции, не смотря на то, что многие из поэтов и писателей, которым в Воронеже установлены памятники, здесь никогда не бывали. Тем не менее, здесь присутствует уважение и любовь к ним!»
Безруков станет частым гостем Воронежа
В день рождения поэта путь звездной четы лежал в Центр развития «Зеленая улица», где актеры встретились с учениками, ответили на их вопросы, и рассказали о секретах успеха. Испив по три кружки чая с любимым Безруковым овсяным печеньем, супруги отправились на улицу Карла Маркса, где должно было состояться открытие музея Есенину. Впрочем, у музея готов пока только фасад, отделочные работы еще ведутся (официальное открытие должно состояться в течение месяца). Но Безруков остался доволен увиденным, особенно ему понравился есенинский котелок над входом.
Мы надеемся, что официальное открытие состоится в этом месяце. Хотели сделать его 3 октября – в день рождения поэта – но немного не успели. Я со своей стороны очень постараюсь приехать, я уже и подарок приготовил. Какой – пока не скажу. Но даже если приехать не удастся, я найду способ передать свой подарок.
«Я буду биться за то, чтобы с Есенина сняли клеймо самоубийцы!»
Актер посетовал, что сейчас мало информации идет о любимом поэте с телеэкранов. «Раньше, в день рождения Есенина показывали много передач о поэте, особенно по каналу «Культура». А сейчас даже сериал «Есенине» перестали повторять, поскольку там было задето много политических вопросов. В частности о версии гибели поэта. Я, как и большинство интеллигентных людей, интересующихся данной темой, считаю, что Есенин был убит. Даже в Питере на гостинице «Англетер» написано не «Здесь трагически оборвалась жизнь Сергея Есенина», а не «Здесь поэт покончил с собой». Аккуратненько так обошли тему… Лично мне обидно, что Есенин до сих пор официально считается самоубийцей. Мы столько бились с племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, писали в прокуратуру, просили возобновить дело… Но генпрокуратура отказала не стала возобновлять дело по факту смерти поэта. Это политика! Пока команду сверху не дадут, никто эксгумацию делать не будет. Хоть мы головой о стену биться будем. Но и складывать руки нельзя…» Безруков поведал, что к сожалению, Светлана Петровна в прошлом году ушла из жизни, но он собирается продолжать ее дело и будет продолжать прославлять великого поэта.
Когда мы поведали актеру, что в Воронеже выпускают батон под названием «Есенинский», он нимало удивился. «А что они этим хотели сказать? Если честно, я к этому отношусь немножко скептически. Сейчас выпускают водочку «Есенин», чай «Есенин»… Брэнды, конечно, должны быть. Но если конфеты «Есенинские» я еще как-то принимаю, то вот водка – это нонсенс. Что-то в этом есть панибратское. Типа, выпьем и приблизимся к Есенину. Это не правильно! Приобщаться к Есенину, нужно читая его стихи, а не выпивая водочку. Сколько сам поэт выпил водочки – это мы, извините, оставим ему. Наше дело тихо помолчать в сторонке об этом. А батон? Ну, тоже в принципе не плохо… Может «Есенинский» батон какой-то особенный? Свежий, может быть?»
«Цветы от поклонников отношу памятникам!»
— Сергей, а вы помните, когда состоялось ваше первое знакомство с Есениным?
— Первое знакомство не помню, но в 5 лет я уже наизусть знал стихотворение «Белая береза под моим окном». Мне отец привил любовь к поэту. Он же сыграл в 23 года Есенина. А еще яркое впечатление было, когда отец привез меня в Константиново, и нас привели в запасники музея. Там мне показали коробочку, где хранились волосы Сергея Александровича, причем, нам позволили даже ее открыть! Я прикоснулся к его волосам: они такие мягкие-мягкие, и совершенно необыкновенного цветы — белые с золотистым переливом.
— Мне любые подарки приятны, другое дело, что я не приветствую ажиотажа вокруг своей персоны. Вся моя деятельность направлена на то, чтобы заставить людей думать, читать. Поэтому я отказался от съемок в продолжении «Бригады», хочу нести в мир что-то вечное! Вот к примеру, я играл Иешуа Га-Ноцри в фильме «Мастер и Маргарита» по Булгакову. Причем, я играл не сына Божьего, а человека! Для меня было важно показать, каким должен быть человек с большой буквы. Мне рассказывали об одном симпатичном случае, когда маленькая девочка смотрела с мамой этот фильм, и в конце, когда Иешуа распинали, расплакалась. «Мне его жалко», — тыкала она пальчиком в экран! И понятно ведь, что девочка в вопросах религии она еще не разбирается. «У него глаза добрые!» — ответила она. Вот это самое главное! Мой герой был философом, умел лечить головную боль одним словом… Он обладал огромной силой, но никому ее не навязывал, не давил… Еще один важный момент в фильме – всепрощение. Это то, чему мы все с вами учимся. И не у всех, кстати, это получается. Я сам признаюсь – мне сложно прощать! Заставляю себя порой. А у этого человека получалось. Причем, он себя не заставлял, просто прощал. Хотя ему было больно. Моя задача была – показать эталон доброго человека.
А что касается любимого мною сериала «Есенин», то здесь мне важно было, чтобы мои поклонники – особенно совсем юные – с моей помощью обратили внимание на Есенина, захотели познакомиться с его творчеством. А что касается цветов, то все подаренные мне цветы я стараюсь возлагать памятникам.
— Кому последний раз возлагали?
— В Москве, или других городах, где есть памятники моему любимому поэту Есенину, я всегда стараюсь заехать возложить цветы. Потому что памятник без цветов выглядят нелепо! А недавно были в Киеве, там на стадионе «Старт» (в прошлом «Зенит») есть памятник футболистам, которые 9 августа 1942 года победили у немцев со счетом 5:3. Этот матч впоследствии назвали «матчем смерти». А я считаю, что это настоящая слава советскому спорту, наши ребята были героями! Мы сейчас-то не можем победить, а они победили в оккупации!
— У него просто денег не было! А мой герой очень хотел подарить любимой цветы. Я думаю, что Петр Ильич Чайковский не обиделся в тот момент, тем более, что цветов у него там бывает предостаточно.
«В Америке услышали Есенина спустя 89 лет! В моем исполнении…»
— Есенина вы ведь прославили не только с помощью одноименного сериалы. Я знаю, что во многих городах вы способствуете открытию музеев поэта, а также активно ездите на гастроли со спектаклем «Хулиган. Исповедь»…
— Да, двухчасовая поэтическая постановка — рискованное по нашим временам предприятие. Но видели бы, как публика принимает этот спектакль! Я здесь ни при чем, режиссер и сценарист этого спектакля сам поэт, и только он. Все стихотворения, все реплики, что в нем звучат, принадлежат Сергею Есенину. Кстати, недавно был забавный случай, связанный с этим спектаклем. В этом году я давал его в Америке, в Whitman Hall-Brooklyn. Зал, рассчитанный на 3 тысячи мест, был забит до отказа. Понятное дело, что пришли эмигранты, хотя попадались и американские представители театральной школы. Те, кто знает русский, конечно.
Дело в том, что стихи Есенина зазвучали в Америке спустя 89 лет! Поэт был там в 1922 году. Тогда в нью-йоркском зале «Карнеги-Холл» проходили концерты Айседоры Дункан, а Есенина она выпускала, как русского поэта, мужа и продолжателя традиций Пушкина. Не понятно, что там американцы понимали, наверное, просто «считывали» энергетику. Хотя он себя порой вел вызывающе, свистел… Для него ведь американцы были капиталистами.
— Есенин в одноименном сериале у вас получился ну очень правдоподобным. Вы к роли как-то готовились? Может, ездили на родину поэта в село Константиново?
— Действительно, за день до съемок я поехал в Константиново, к племяннице Есенина Светлане Петровне. Мы поселились у нее дома, и она предложила мне отправиться на другой берег Оки. Светлана Петровна вспомнила, что мама рассказывала ей, как Есенин еще мальчишкой очень любил переплывать на тот берег, убегать в луга, ловить лещей… И вот ее сын переправил меня на лодке на тот берег со словами: «Иди, вдохновляйся!» Я был там совершенно один — ни одной живой души. И вот я бегал по этим лугам и орал стихи Есенина из цикла «Любовь хулигана». Это, кстати, мой любимый цикл — такие чувственные стихи, ни с чем не сравнимые. Да и вообще Есенина трудно с кем-то сравнить. Пушкин? Да, хорош. Но Пушкин был дворянин, а Есенин из крестьян, он как-то ближе… Так вот я весь день бегал по лугам и во все горло орал стихи… А наутро у меня был первый съемочный день… Эмоциями я тогда здорово напитался!
— На Луну? Не хочу! Можно я еще на земле поживу? Ну если вопрос ребром, то наверное взял бы комедии Гайдая и Данелии. «Тихий Дон» Герасимова бы взял, «Они сражались за родину» Бондарчука… Я бы много чего взял бы, одной картиной не ограничился бы.
«Я прилагал силу воли, чтобы заставить себя выйти на сцену…»
— Сергей, вы помните момент, когда почувствовали, что вам нравится актерская профессия?
— Наверное, когда перестал стесняться выходить на сцену. А это было уже на курсе четвертом актерского факультета! До этого все время присутствовали мандраж и волнение. Если ты стеснительный от природы, то нужна большая сила воли, чтобы заставлять себя каждый раз выходить на сцену.
— Благодаря отцу я в том время увлекся «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова. Это был 90-й год, тогда уже было обнародовано много материала по репрессиям… А Варлам Шаламов, это простите не Зощенко, и не Аверченко. Читать его на поступлении – несколько странно. Хотя я делал это драматически! Я поступал сразу в школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище. Так вот добрые люди из комиссии Щуки мне сказали: «Не-е-ет, Шаламова не надо, давай лучше Зощенко «Аристократка». А во МХАТЕ наоборот решили послушать Шаламова. Я читал его рассказ «Васька Денисов – похититель свиней» из цикла «Колымские рассказы». Читал аж до спазма в горле! Сейчас этим удивить, и тем более испугать уже сложно. Но тогда, когда мне было 16 лет, это было что-то!
— Сергей, какими качествами, по вашему, должен обладать настоящий актер?
— Я думаю, верой в предлагаемые обстоятельства. Когда ты веришь, в то, что делаешь, когда в тебе присутствует вот этот детский наив, детское восприятие… Дети ведь не играют, они живут в это время! Не задумываясь, как при этом выглядят со стороны… Вот это, я думаю, самое главное.
— Наверное, когда занимаешься любимым делом. Это великое счастье! Ты понимаешь, что жизнь ты потратил не зря. У тебя есть призвание, и ты этим занимаешься…
«Лучше пусть Хабенский за меня поработает!»
— Константин Хабенский сейчас открывает во многих городах студии творческого развития при общеобразовательных школах. Как вы к этому относитесь? Он говорил, что когда он уедет на съемки в Британию, вы, и некоторые другие актеры, будете ездить за него по городам и проводить родительские собрания…
— Да? Костя молодец. Только он меня забыл предупредить, что я должен проводить вместо него родительские собрания. Я об этом не знал. Пока он в Великобритании, я за него поработаю, но когда в январе я поеду на съемки в Аргентину, пусть уж он поработает за меня! А если серьезно, мы с ним хорошие приятели. Пока он меня попросил провести занятия в школах Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Несмотря на ограниченное время, я постараюсь это сделать.
А что касается собственно актерской студии, главное – найти хороших педагогов. Это крайне важно в любом обучении. Если ты в своей жизни не забил ни одного мяча, как ты можешь этому учить? Когда тебя ученик не понимает, ты должен показать: «Смотри, вот так это делается». Можно хоть в тундре университет открыть, но кто обучать будет?
— Ой, что вы, это все желтая пресса слухи распространила. Просто мы с Иришей путешествовали по Индии, и интересовались святыми местами, учениями, этими странными людьми… Страну надо познавать изнутри, а не из окон автобуса. Все это было из чистого интереса! Индия вообще потрясающая страна! К примеру, когда вы едете по Дели — а там движение такое, что автобусы друг от друга в сантиметре проезжают — вы практически нос к носу сталкиваетесь с индусами, которые едут в другом автобусе. И все прилипают к окну, разглядывают друг друга. Для них белый человек, а особенно светловолосая белая девушка, это Бог! Они белых людей приглашают на свадьбы, как символ удачи. Причем, ничего делать не надо, человека зовут, чтобы он просто поприсутствовал, кормят, поят. Так что всем блондинкам рекомендую. Индусы в парке к нам с Иришей подбегали сфотографироваться, как мы с индейцами в перьях. С нами впервые фотографировались не как с актерами, а как просто с белыми людьми.
Интервью с актрисой Ириной Безруковой читайте на портале в ближайшее время.
Марина Хоружая,
Фото автора
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.