Пришёл, например, Александр Ягодкин – бывший редактор «Новой газеты» в Черноземье» и собственный корреспондент федеральной «Новой» в Воронеже; пришёл и Вячеслав Битюцкий, председатель «Воронежского Мемориала», стоявший у истоков газеты «Воронежский Курьер»; был и преподаватель журфака воронежского госуниверситета Евгений Осенков, и немецкая журналистка, политолог Хайди Ахеб.
Александр Ягодкин рассказал немного о своём видении новейшей истории воронежской журналистики – в том числе, о закручивании гаек, цензуре, окончательно утвердившейся в региональной прессе с приходом нового губернатора; и — об упадке профессии журналиста в целом. «Если раньше цензура была «экономической», то есть продиктованной финансовой зависимостью прессы, то сейчас она стала всеобъемлющей» — посетовал Ягодкин. Кроме того, за последние годы региональная журналистика претерпела почти тектонические изменения: главные редакторы трёх крупных общественно-политических газет были уволены новым губернатором, а воронежская «Новая газета» закрылась по финансовым причинам.
Бывший редактор региональной «Новой» отметил, что инициатива воронежской власти по упразднению районных газет вызвала коллективный отпор в журналистском сообществе; относительное возмущение было высказано и против увольнения Дмитрия Дьякова с поста редактора «Воронежского Курьера» (на тот момент, полтора года назад, «последней каплей» в газете, учреждённой областной администрацией, стал материал о том, как «Единая Россия» скупала голоса избирателей). Правда, по словам Вячеслава Битюцкого из «Воронежского Мемориала», кампания по защите свободной газеты ограничилась лишь несколькими коллективными письмами и малочисленными митингами. А «газета воронежской интеллигенции» была, в сущности, интеллигенцией брошена.
Евгений Осенков рассказал немного о настроениях на журфаке ВГУ. По словам Евгения, «студенты 2000-х не похожи на студентов 1990-х», их ценности стали гораздо более утилитарными. Впрочем, участники дискуссии, кажется, сошлись на мнении о том, что во времена, когда журналистика в Воронеже была свободной, журналисты получали большие деньги за свой труд. Так что по факту традиционной схемы с обменом «колбасы на свободу» не вышло – не стало свободы, не стало и колбасы. Отсутствие реальной политической конкуренции также отсекло для прессы возможность подзаработать на предвыборных кампаниях.
В настоящий момент свободная журналистика в Воронеже находится в маргинальном поле слабопосещаемых интернет-сайтов. Журналисты, присутствовавшие на встрече, уповали на абстрактный независимый капитал, который мог бы составить серьёзную конкуренцию официозной прессе. Координатор правовых программ Межрегиональной правозащитной группы Наталья Звягина подвергла подобный подход критике: в частности, она высказала опасение, что подобного рода иждивенческому мышлению учат молодых журналистов, в то время как надо добиваться самоокупаемости и реальной независимости прессы, что существует в некоторых регионах России.
Немецкая журналистка Хайди Ахеб напомнила, что абсолютной свободы слова, вероятно, нет нигде, а медиа Германии также – в некоторой степени — подконтрольны государству и правящей партии. Хайди также рассказала о нескольких последних скандалах, связанных с вмешательством ХДС в политику СМИ, принадлежащих государству.
Иван Кондратенко, региональный координатор «ГОЛОСа» в Воронеже:
На мой взгляд, воронежскую журналистику охватило какое-то всеобщее состояние уныния, и этому перманентному унынию не видно альтернатив, его не может как-то раскачать и предвыборная кампания. Независимые журналисты жалуются на отсутствие каких-то заметных политических акторов в городе (кроме представителей власти) и, мне кажется, живут в ожидании чуда. Сейчас происходит достаточно болезненная ломка старой системы журналистики, но при этом будто бы не видно и новой…
Очень жаль, что мы всё равно ушли немного в сторону от заданной темы и не пришли все ожидаемые спикеры – мы так и не поговорили хорошенько об ответственности журналистов за свободу слова о том, как, может быть, мы не смогли её – все вместе – сберечь и о том, как легкомысленно распоряжались ей во время предвыборных кампаний…
Роскомнадзор принял решение ограничить работу сервиса видеосвязи FaceTime от компании Apple, ссылаясь на данные правоохранительных…
Следственными органами Воронежской области возбуждено уголовное дело против 61-летнего адвоката, обвиняемого в покушении на мошенничество…
Скончалась бывшая судья Воронежского областного суда Раиса Мифтахутдинова. Она ушла из жизни 1 декабря, не…
Начиная с девяти часов вечера 4 декабря, воронежцы попадут под воздействие магнитных бурь. Согласно сведениям…
Опасность прямого удара беспилотников ВСУ возникла над Острогожским районом. Об этом проинформировал в своём официальном…
На территории вблизи жилых зданий микрорайона «Озерки», расположенного на левом берегу Воронежа, среди зарослей кустарников…
This website uses cookies.