14 февраля в конкурсной программе 61-го Берлинского кинофестиваля была показана картина Александра Миндадзе «В субботу». Билеты на показ российской ленты, повествующей о первых сутках с момента взрыва на атомном реакторе, о субботе «незнания», были раскуплены в первый же день, когда кассы открыли свои двери. Все билеты были проданы очень быстро, еще до церемонии открытия фестиваля. В тройке главных киносмотров мира (Берлин, Канны, Венеция), Берлинале всегда выделяется своей ориентированностью на простого зрителя, и потому оргкомитету фестиваля пришлось устроить дополнительный показ картины «В субботу». На российские экраны фильм «В субботу» компания «Кино без границ» выпустит 24 марта.
Днем 14 февраля состоялась пресс-конференция со съемочной группой для представителей международных СМИ, на которой присутствовали режиссер картины, Александр Миндадзе, продюсеры Александр Роднянский, Матиас Эше и Олег Кохан, а также актеры Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич и Вячеслав Петкун. К уже фигурирующей в российской прессе формулировке о том, что фильм по своему рассказывает о пире во время чумы, добавилась еще одна, на сей раз от иностранной прессы: критики сравнивают картину Миндадзе с «танцами на краю вулкана».
Во время пресс-конференции Александр Миндадзе признался, что больше всего его поражает — почему те немногие люди, которые знали о случившейся аварии, не ринулись судорожно прочь из города. «Быть может, потому, что эта опасность была абсолютно невидимой? , — говорит режиссер. — Мой фильм – это история не о чернобыльской аварии, а о расцвете жизни в минуту смертельной опасности. Я думаю, что это очень русская история. Это заложено в генетическом коде русского человека – мы всегда живем в непосредственной близости от опасности, рядом со смертью. В современных европейских государствах, если бы что-то подобное произошло, люди убежали бы прочь.
Когда инструктор Валера уже рассказал свою страшную тайну, и во рту у него вкус свинцового поцелуя, как будто герой объелся батареек. Когда ясно, что смерть рядом, что нужно бежать — люди цепляются за жизнь. Они знают, что они уже покойники, что это медленное умирание в радиоактивном угаре, но цепляются. Смерть пришла, но жизнь еще не знает об этом. В этом смысле история очень актуальна сегодня – мы живем в состоянии перманентного кризиса, внутреннего предчувствия беды, и организм уже как-то к этому сам приспосабливается. Вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы сыплются на нас со всех сторон – и, тем не менее, человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности. Это главное в моей картине».
Александр Роднянский, продюсер картины назвал этот фильм «драмой молчания, драмой огромной лжи»: «Это очень сильная и очень хорошо сыгранная картина. Ее внешняя простота, ее нервное напряжение, эмоциональное состояние и творческая свежесть – все это, безусловно, очень воодушевило нас и, как это было видно после премьеры, состоявшейся накануне в Берлине, и европейского зрителя тоже. На самом деле, это фильм не столько о Чернобыле, сколько о внутренней драме обычного человека, который в сложившихся обстоятельствах начинает понимать, что эта катастрофа случилась не только снаружи, на чернобыльской атомной электростанции, но и внутри него. И вот он пытается с этим как-то справиться. Как это у него получается – на эту драматургическую загадку автор картины ответил своим фильмом. Мы надеемся, что то, что в свое время зажгло нас и побудило работать над проектом, произведет впечатление и на зрителей здесь».
Исполнителю главной роли, актеру Антону Шагину, на момент аварии было всего два года, но, по его словам, он помнит, как некоторые из его одноклассников, которые оказались в то время в эпицентре либо в непосредственной близости от аварии, стояли в отдельной очереди за едой, поскольку следовали особым диетическим рекомендациям.
Светлана Смирнова-Марцинкевич, исполнительница главной женской роли, Веры, в 1986-м году еще не появилась на свет, но лично знакома с людьми, которым довелось оказаться в Припяти и пережить самую масштабную ядерную катастрофу: «Моя подруга Марина в те дни в Припяти и работала костюмером на съемочной площадке – поблизости снимали кино. Она рассказывала, что люди не имели ни малейшего понятия о случившемся, что они продолжали жить обыкновенной субботней жизнью, и только 27 апреля, спустя 37 часов после аварии, им сообщили об аварии, и они покинули дома, в которые так и не вернулись».
Картину «В субботу» критики уже негласно причисляют к фаворитам и очевидным претендентам на награды, президент жюри, актриса и режиссер Изабелла Росселинни, в интервью журналистам заявляет, что прежде всего намерена оценивать в конкурсных картинах «индивидуальность и сюрпризы». До подведения итогов Берлинале осталось совсем немного – 20 февраля жюри Берлинале вынесет свой вердикт.
Марина Хоружая
До минусовых температур дойдет столбик термометра в Воронеже на следующей неделе. (далее…)
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
This website uses cookies.