Спектакль «Lе Тартюф» сделан в стиле площадного театра, главные особенности которого – отстраненность актеров, гротеск и буффонада. У артистов – яркий, почти клоунский грим, сумасбродные наряды и костюмы, накладные животы и другие части тела. Словом, комедия здесь начинается уже с визуальной части. В главной же роли выступает мольеровский текст, из которого режиссер не выкинул ни строчки. Он тоже оказывается отличным комедийным инструментом: многословные речи можно монотонно тянуть, вышагивая по сцене, едкие монологи – читать рэпом, а отдельные смешные фразочки – пропевать на манер оперных арий. Все эти приемы рождались во время репетиций, многие из них предложили сами артисты.
– Я обсуждал наш спектакль с двумя французами, и ни для одного из них наша версия не была шоком, они сошлись на том, что Мольера так и надо ставить. Это Франция, фарсовая традиция, и игнорировать все это мы не могли, потому что иначе вступили бы на дорогу, которая никуда не ведет. Поэтому это достаточно традиционная постановка для Мольера. Просто она не в нашей традиции. Но наша традиция психологического театра Станиславского не приспособлена к работе с таким материалом. Это маски, фарс, на Мольера и Францию огромное влияние оказала комедия дель арте, и это нельзя игнорировать. В этом смысле надо идти за автором, – рассказал режиссер Юрий Муравицкий.
В площадном театре всегда по-особенному выстраивается работа актера над образом. Артисты не вживаются в конкретную роль, а лишь временно изображают персонажа. В этом подходе – ключ к клоунаде и преувеличению, ведь если ты несерьезно относишься к своему герою, то и смеяться над ним легче.
– Режиссер нам объяснял так: вы – это не персонаж. Вы – это вы, артисты, которые пришли сегодня играть спектакль, в котором вы изображаете вот этого персонажа. Вы от него отделены. Для многих это было просто. Например, я – бывшая балерина, и для меня легко продумать пластический рисунок роли, оставив в стороне психологическое наполнение. Для других наших артистов, бывших кукольников, это тоже было просто. А привыкшие к вживанию в роли перестраивались долго и с большим сопротивлением, – рассказала актриса Дарья Авратинская.
Как рассказали артисты, главное, что нужно было понять при таком подходе к роли, что от них требуется не глубокий психологизм и поиск смыслов и резонов в поступках героев, а просто игра. Как в детстве.
– У нас слово «игра» приобрело какой-то не тот смысл. Все привыкли думать, что играть – это изображать эмоции, выдавливать их из себя. На самом деле это играть в игру. Я, например, могу сказать: Даша принцесса, а я дракон, и вот мы уже играем сцену. Этот детский азарт надо высвобождать. Это как раз происходит за счет того, что мы не перегружаем свое внимание, не погружаем эмоциональный настрой в сложные обстоятельства, из которых потом непросто вылезти. Игра – это еще и когда ты можешь выбыть или проиграть, и все соревнуются между собой, и за этим интересно наблюдать, – объяснил режиссер.
Столичные критики назвали «Le Тартюф» самым дерзким и эротичным спектаклем сезона. Исследуя границы дозволенной буффонады, актеры предстают перед зрителями в неглиже, разыгрывают миниатюры ниже пояса, флиртуют с девушками в первых рядах. Все это ярко живописует царство разврата и греха, которое обличает обманщик – Тартюф, сам являющийся его главным героем.
– Важно сказать, что проблема не в Тартюфе, а в том, в какой среде он возникает. Как кто-то говорил о Брехте, в его пьесах есть только дураки и подонки. И дураки позволяют подонкам существовать. Нам было важно показать среду, которая является благоприятной для появления такого персонажа, – рассказал Юрий Муравицкий.
На Платоновском фестивале воронежские зрители смогли оценить сразу две работы Юрия Муравицкого в жанре площадного театра: помимо «Le Тартюфа» в этой же стилистике режиссер поставил шекспировскую «Двенадцатую ночь» в Никитинском театре. При всей схожести, спектакли все же различаются, в первую очередь сказываются страны происхождения материала – Англия и Франция. Сам режиссер признался, что для него московская и воронежская постановки сложились в дилогию о людской инфантильности.
– В процессе работы над «Двенадцатой ночью» я нашел для себя некоторые отличия между французским и английским площадным театром. И там, и там люди заигрываются, не замечая, как происходит нечто, что приводит их либо к абсолютному апокалипсису, либо просто к тому, что хеппи-энд не случается. Поэтому спектакли очень связаны, но что действительно их различает – это театральная культура. Все-таки британцы – островитяне, у них все было несколько по-другому, пожестче. Например, во французско-итальянской традиции есть персонаж Арлекин, который является носителем хтонических энергий, это такой черт. А в английском театре Арлекина нет, но есть шут. Это носитель той же энергии, но был период в Англии, когда было запрещено на сцене изображать черта или дьявола, и эти смыслы поместили в этого персонажа. Английский театр – более жесткий, прямой, прагматичный. Мне кажется, в том, что у нас получилось, и отражается различие этих двух театральных культур. Это не делает один хуже, а другой лучше, это просто разная энергия. Например, ставя Шекспира, надо понимать, что он писал для «Глобуса», где стоячий партер, и надо сделать так, чтобы за три часа люди не уходили. Отличается и текст: Мольер более многословен, но при этом более логичен. Шекспир немногословен, но иногда его персонажи говорят вещи, которые прямой логике не поддаются, их речь фрагментарна, образна, эмоциональна. Шекспир в большей степени поэт. Но главное – энергия, более низовая, чем во французском театре, – поделился Юрий Муравицкий.
Десятый Платоновский фестиваль искусств проходит в Воронеже с 13 сентября, — сообщает РИА-Воронеж
Ночью 26 декабря губернатор Воронежской области Александр Гусев проинформировал о нейтрализации вражеского беспилотника. По его…
В госкомпании «Автодор» рассказали о погоде на трассе М-4 «Дон» 26 декабря. В пресс-службе предприятия…
77 украинских беспилотников сбили бойцы ПВО за ночь 26 декабря над российскими регионами. По данным…
Сообщается, что актриса Вера Алентова умерла от острой сердечной недостаточности. Такую информацию распространил ресурс SHOT.…
В Воронеже комбинаты благоустройства во время интенсивного выпадения осадков убирают тротуары и сдвигают снег с…
Погоду в регионе будет определять атмосферный фронт циклона. 26 декабря, по данным регионального Гидрометцентра, в…
This website uses cookies.