Categories: Интервью

Никита Джигурда: «Первый канал заточен не под лобовую атаку, там циничные деньги и циничные идеи…»

Эта фотография сделана не на модной тусовке, не на ангажированном концерте. На берегу Средиземного моря. Именно там, в далеком турецком городе Алания мы случайно встретили Никиту Джигурду. Встреча была очень неожиданной, поэтому пришлось не упустить возможности записать интервью. Несмотря на спонтанность, разговор получился дружеский, очень душевный. Эксклюзивное интервью с артистом, который вот так, просто, задушевно поговорил с корреспондентом из Воронежа, получилось интересное, так как речь шла о совершенно разных аспектах жизни Джигурды.

— Никита, русские люди отличаются у себя дома и за рубежом?

— Я не вижу различий. Мы месяц отдыхали во Франции. Была прекрасная возможность отдыхать расслабляться, где меня никто не узнает.

— А здесь тяжело? Сразу узнали, не дают прохода…

— Не то, что тяжело. Я так устроен, что не могу обижать людей, пренебрежительно отмахиваться. Придумал решение проблемы: первые пять дней не выходил на пляж. Потому что, я только выйду, начинается фотосеcсия. А Марина в это время остается одна с двумя детьми. Ей тяжело. И моей помощи очень не хватает. Людям не объяснить, что мне надо с малышом быть. Поэтому мне легче было не появляться. Потом уже мы так порешили, что я вечером фотографируюсь, а потом уже на пляже меньше беспокоят. Проведя безвылазно три месяца во Франции, когда Марина Эву родила, я понял, что такое ностальгия. Жена мне говорит: «Ты не адекватен». Потому что я во Франции ходил по магазинам и пел чуть ли не в полный голос русские песни. Оборачиваются продавцы, французы, ну и пусть. Я устал слушать французскую речь. Когда мы в Марсель переехали, там ребята легионеры, которые служили во французской армии, а потом получили право жить во Франции. Вот в этой компании я оттягивался. Потому что перед этой аудиторией я мог читать и лирические стихи в полный голос, и хулиганить. Многие просто не знают, что у меня сборник стихов вышел в издательстве «Эксмо» в «Золотой серии поэзии». За неё мне присудили звание лауреата литературной премии «Золотое перо России». Просто я не афиширую эту сторону своей жизни. Это не коммерческая литература. Когда Эва во Франции родилась, я написал во Франции стихотворение, которое читаю и академикам, и в зоне. В любой аудитории, несмотря на сложность и образность стиха, оно воспринимается на ура:

Но став ещё мудрей сегодня,
Я нянчу сущность волшебства.
Листва и ствол родня, но поднят
На днях вопрос их естества.
И ни братва, ни дна творенье
Без вдохновенья не решат,
Чей взгляд проник без позволенья
В коренья, в ствол, в листву,
чей взгляд

Глядит с икон, картин и фресок.
И есть ли прок от взглядов тех?
Грех — это лишь любви довесок,
Где сок небес пьянит не всех.

Ведь ни успех, и ни принанье,
Ни званье и не злата звон, трон
Счастье дарят и ныряние в нирвану,
Где царит закон, в котором

Волшебством и чудом
Дом истины открылся нам.
Храм милосердья, где иудам
Не надо вешаться. Ведь там

Богам не жертвоприношенье,
Не яд отмщенья не нужны.
Важны лишь опыт и уменье
Любить, прощать и верить в сны.

Листвы, что со стволом едина
В том доктрина естества,
Творить миры в любви — безвинно.
И нянчить сущность волшебства.

— В жизни, в личностном становлении у вас был человек, который самое большое влияние оказал?

— Было несколько таких встреч, которые оказались формирующими. В 15 лет мой старший брат подсадил меня на творчество Владимира Высоцкого. Я слушал и Высоцкого, и Окуджаву, и Визбора, и Клячкина. Позже Розенбаума. Я вырос на бардовской песне. Потом — встреча с Юрием Петровичем Любимовым. В Москве, на Таганке. Я был принят в театр на Таганке на все роли Владимира Высоцкого. По настоянию Любимова я встретил Рубена Симонова, главного режиссера Вахтанговского театра, был принят без экзаменов в Щукинский театральный институт. Я выходил на площади на Таганку, на Ваганьково и пел песни. Это был 1982-84 год. Меня за это исключили из института. Потом так называемая перестройка. В это время я встретился с Окуджавой, который сказал: «Молодой человек, главное не бросайте. Если ещё лет 10 отдадите работе над словом, вы можете достичь в поэзии очень больших результатов». Мне в ту пору было 23-24 года.

— Окуджава каким Вам запомнился?

— Он мне запомнился очень строгим, совершенно не пафосным и очень прямым. Я был несколько шокирован. Ведь его мнение — как хирургический инструмент — очень остро и в точку. Поскольку это было тет-а-тет, он говорил свое мнение тогда о многих вещах, людях, а я слушал и понимал, что это очень жестко. Он дает оценки большими категориями. И когда на фоне этих хирургических рецензий он мне сказал, что из меня будет толк, для меня это было лестно. Я помнил все время эти слова и не бросал, работал в указанном направлении. И сегодня я работаю со словом для взрослых. Потому что пройдя через массовую культуру, через фильмы «Любить по-русски», «Ермак», и, достигнув определенного уровня, я понял, что есть слой в культуре, в шоу-бизнесе есть слой людей, очень циничных, прожженных, совершенно не реагирующих на идеалистические, романтические позывы. Благодаря своему старшему сыну и благодаря встрече с Мариной Анисиной я стал хулиганить в творчестве по большому счету. Я согласился участвовать в «Танцах на льду», потом на «Короле ринга» только для того, чтобы дать ход своей поэзии. Но оказалось, что мою поэзию вырезают, а «Король ринга» был расписан заранее. Мне перчатки дали за три недели до первого боя, хотя мои соперники по полгода, по году тренировались. И потом мне продюсеры сказали: «Мы вас взяли, чтобы вас в первом или втором бою убили и вы сошли. А я им попутал все карты и они на меня рассердились. После того, как я выиграл у Полицеймако, у Челобанова, у Серёги. Дошел до финала. Несмотря на все телевизионные подтасовки. Люди же не знают, что стоит в этих шоу за кадром. Когда, например, мне предлагали деньги, чтобы я сдавал бой, или когда из эфира вырезается Султан Ибрагимов — чемпион мира, который ведет бой, с Познером комментируют вместе бой. Бой с Кулаковым был. Мне ничей достаточно было и я выходил за Хаммер биться. Я знал, что Хаммер мой, потому что я за три месяца набрал такую форму, для которой молодые тренируются год. И вдруг я вижу подмену. Ко мне подходит судья и говорит: «Нам дал указание Первый канал в любом случае отдать победу Кулакову. Ты можешь выиграть только нокаутом. А у человека черный пояс по айкидо, он бегает от меня по рингу, я бой выигрываю. Султан Ибрагимов, комментируя, говорит: «Первый раунд выиграл Джигурда, второй, третий…» А потом миллионы зрителей и я в том числе, смотрю эфир и не вижу Ибрагимова. «Режут» весь бой, мои удары «перекрыли». До неузнаваемости. Продюсеры на мои возражения говорят: «Это шоу, а не спорт. Нам так надо. Вы нам и так попутали карты и сломали сценарий!» В финальном бою бейтесь с представителем газеты «Жизнь», желтой прессой. Мы не скрываем, этот человек занимался боксом, у Вас есть возможность доказать, что Вы выиграете. Приходим с Мариной на тренировку и Эдгар Запашный, который был Королем ринга, прошлого созыва мне сказал: «Ты дурак? Они вызвали телохранителя газеты «Жизнь», кандидата в мастера спорта, чтобы он тебя убил! Там сухой лед, Марина станцует твою поддержку и тебя на глазах всей страны убьют, распластают. Все! … Килера наняли». А я ответил: «Что у них получится?. Мне тоже самое говорили перед боем с Полицеймако, с Серегой».

Одним словом, это вот та закулисная игра, стычка между мужским ортодоксальным и мелочным, низким началом в культуре. И я раздражаю их. Потому что Первый канал заточен не под лобовую атаку, там циничные деньги и циничные идеи. А поскольку я всегда впрямую выступаю против этого, они пытались ставить всяческие подвохи. Что им удалось на «Последнем герое». Когда в контракте написано одно, а в реальности тебя ставят совсем в другие условия! Вместо острова тебя привозят за колючую проволоку. Лагерь, обыски, охрана орет. Я, естественно, начинаю возбухать. И получилось, что в эфире зрители видят только мои всплески эмоциональные, не видя при этом причину всего. Контракт нарушен, деньги не перечислены обещанные. И продюсеры подходят молодые говорят: «Если Вы откажетесь играть, мы на всю страну скажем, что Вы струсили, требовали себе пятизвездочный номер, отдельную еду». Деньги на кону огромные. Но, послушайте, ребята, были уже в истории диссиденты, были те, кого убивали. Мочите. У вас короткий бизнес, а у меня длинный. Даже мужики в шоу-бизнесе говорят: это мафия, они тебя убъют. Они на меня давят, подтасовки делают, потому что я не соглашаюсь играть по их правилам. Но ведь я же не деньги у них отбираю! Я просто выступаю с идеей, альтернативной тому, что предлагают они. В России и среди творческих, и среди простых людей много таких, которые могли быть интересны народу. Но они неинтересны продюсерам, потому что они обладают внутренней свободой и не поддаются на моральные махинации, когда надо продавать душу!

Я знаю, что все тайное станет явным. И сегодня вы делаете себе деньги, вам нужно их отбить — пожалуйста! Приезжаем с Ерофеевым в Москву и вся пресса гудит: Джигурда требовал себе отель и т.д. Начинаются кампании на Первом канале: мы вас любили, а вы предали. Значит, такая любовь была. Если любили и поверили этой подставе, значит это не любовь была. А те, кто знали меня, кто видел фильмы, концерты, кто уважал, те остались. И им спасибо. Хотя работа тогда вся слетела. Потому что это такая необъявленная война. Я ни на кого не подавал в суд. Это моя принципиальная позиция. Но, вытерпел все это, благодаря Марине. «И запомни навсегда: Если ветер в харю, Говори: все ерунда, Все равно я шпарю». Никогда не унывай, волю ты воспитывай. …ли — обтекай. Не умеешь — впитывай».

Очень помогало, что рядом была любимая женщина, которая на всю эту клевету, подвохи улыбалась и говорила: главное — перетерпеть. И мы перетерпели. Я не подавал на них в суд. А им все равно нужен драйв, нужны яркие программы. Так же как с родами. Ролик, 30 секунд, который Малахов показал, и который видели миллионы. А это были 30 секунд, вырезанных из контекста. Из пятиминутного ролика, где и стихи, и песни и в конце Аве Мария и моя съемка, когда я заснял впервые рожавшую женщину. Глаза, полные страха, а потом она впервые прикладывает младенца к груди, и глаза Мадонны, и «Аве Мария» в конце — ничего этого не осталось. Они вырезают слова, вырезают музыку, ставят что-то свое и объявляют на всю страну: Джигурда снял вот этот клип и говорит, что это произведение искусства. И посадили «киллеров», которые начали меня раскладывать по косточкам. Я говорю: это все равно, что взять статую Давида Микеланжело, оторвать у неё причинное место и сказать: вот это сделал Микеланжело. Я снял пятиминутный ролик. Он есть в интернете. Но доступ к Интернету у тысяч, а на миллионы зрителей они распространили вот это подобие. Я делал произведение искусства и верил своей матери, своему брату, своим друзьям. Тарзан с Наташей Королевой смотрели, я им первым показывал, у них слезы были на глазах…

— Судя по фамилии, в Вашем роду есть что-то от грузинского?

— Нет. «Джигурда» в переводе означает «владеющий обоюдоострой секирой». В Запорожской сечи был казак, который приехал туда из Чечни. Это предок мой. Я народный артист Чеченской республики. Кадыров два года назад, присвоил мне это звание за песню, которую он знал с детства. Я написал ее в 1986 году. Она о судьбе горцев в Кабардино-Балкарии после войны. В 24 часа очень многих людей в товарных вагонах насильно увозили из родных мест. И у них это генетическая боль. Я тогда много об этом размышлял, появилась песня. Висела 58 статья за антисоветскую деятельность. Но тогда Горбачев выступил на пленуме — 1987 год- и статью убрали. И Кадыров слышал эту песню в детстве. А два года назад я спел её перед ним. И он спустя годы, услышал её снова. В Чечне есть и поселок Джигурда. В горах на границе с Дагестаном. По большому счету, неважно, какой национальности человек. Важны общие интересы, общая цель.

— А в семье кто для вас был самым авторитетным человеком?

— Брат старший, Сергей Джигурда. Он воспитывал меня с детства. Привил мне любовь , и к поэзии, и к творчеству. Отец, несмотря на то, что мы жили в разных семьях, он в советские времена мне подсовывал так называемую, антисоветскую литературу. Солженицына, например. Я все это впитывал как губка. И, наверное, поэтому мне теперь и тогда было легко справляться с какими-то вещами негативными, травлей, враньем в свой адрес и т.д. Когда сажали в КПЗ, встречали из института, ломали пальцы, я понимал, что все это ерунда по сравнению с тем,что испытали люди в сталинские времена, и те же горцы. От старшего брата я узнал, что я родился в Международный день театра и в год, когда ЮНЕСКО на международном уровне решил праздновать эту дату. 27 марта 1961 года. Когда в юности меня «пресовали», исключали из института, я понимал, что я вроде ничего ещё не сделал на театральной ниве, а если я родился в Международный день театра, значит, все это пройдет и наступит реванш, момент, когда я смогу реализоваться по полной программе. Эта дата спасала меня, давала мне веру и терпение в сложной ситуации. И сегодня я только подошел, по большому счету, к озвучиванию главной идеи, которой занимаюсь последние 10 лет: идея человека-творца.

Встретив Марину, я понял, что наступил тот момент, когда я могу быть самим собой. Что скрывать, Россия периодически спасается своим великим и могучим русским, неповторимым… Крепким словцом. Пар-то из котла нужно выпустить! Мы с Мариной встретились перед её очень важным выступлением. Я писал ей лирические стихи — штук 30. Но непробиваемая, она была заточена на победу. «Звездить — не мешки ворочать» — был её ответ. Личные отношения только после победы. И я понял что надо включать мужские, природные, русские рецепторы. И включил их. Испугал её, но зато мы смогли договориться. Я своей цели достиг. И она поняла: вот в таких ситуациях я отвожу душу. Я в жизни ругаюсь очень мало, но в поэзии этот «пар» находит выход. И Пушкин, и Есенин не пренебрегали таким словом. Но это занимает 10% в моем творчестве. И обидно, что СМИ, телевидение вырывают эпизоды из контекста. И появляются заголовки: Джигурда читает на ночь Анисиной матерные стихи. А я её заваливаю романтическими строчками. Но ведь про них СМИ молчат! С хорошим пробиться очень трудно. Но это классическая схема, о которой писал ещё Шекспир в монологе Гамлета…

Светлана Петрова.Специально для «Вести ПК «в Воронеже»

Роман Жилин

Share
Published by
Роман Жилин

Recent Posts

Александр Гусев: Площадь возгорания в Лискинском районе за минувшие сутки сократилась

За минувшие сутки в Лискинском районе, где идет ликвидация пожара на нефтебазе, сократилась площадь возгорания.…

14 часов ago

Воронежские госавтоинспектора проводят рейды «выходного дня»

18 и 19 января в Воронежской области проходит традиционное профилактическое мероприятие «выходного дня». (далее…)

15 часов ago

Три человека пострадали в аварии с грузовиком под Воронежем

17 января в Семилукском районе на 2 км автодороги с. Землянск - с. Б. Верейка…

16 часов ago

О погоде на трассе М-4 «Дон» рассказали воронежцам

О погоде на трассе М-4 «Дон» 18 января рассказали в госкомпании «Автодор». (далее…)

16 часов ago

Водитель врезавшегося в металлический отбойник грузовика погиб на  трассе М-4 «Дон» в Воронежской области

17 января на 653 км автодороги М-4 «Дон» в Павловском районе произошла смертельная авария. (далее…)

17 часов ago

Пролет БПЛА воронежцы попал на видео

Как уже обобщалось, над территорией Воронежской области ночью 18 января было сбито несколько вражеских беспилотников.…

17 часов ago

This website uses cookies.