В Совете Федерации обсудили вопросы, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Сергей Лукин, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, принял участие в круглом столе «Саморегулирование в строительной отрасли: практика и перспективы». Предметом обсуждения стало преодоление проблем, выявленных в ходе реформирования института саморегулирования в сфере строительства.

В 2009 году в нашей стране состоялся переход от лицензирования строительной деятельности к саморегулированию отрасли. Основной идеей саморегулирования было предоставление хозяйствующим субъектам права самим создавать стандарты профессиональной деятельности и выбирать наиболее эффективные механизмы контроля за их соблюдением. При этом, как отметил Сергей Лукин, строительная отрасль является единственной производственной сферой, в которой реализован институт саморегулирования, поэтому опыт, накопленный СРО в сфере строительства, является особо значимым.

На текущий момент система саморегулирования строительной отрасли объединяет 436 СРО, наибольшее количество которых сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском Федеральных округах. На специальных банковских счетах действующих строительных СРО размещено около 80 млрд рублей средств компенсационных фондов.
Напомним, что принятие в 2016 году Федерального закона №372-ФЗ стало началом кардинальных изменений для системы саморегулирования в строительстве. В частности, был введен принцип регионализации, подразумевающий, что членами СРО могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Вступил в силу блок правовых норм, направленных на контроль за размещением и выплатой средств компенсационных фондов. Предусмотрено создание компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Сокращен круг лиц, для которых членство в СРО является обязательным. Кроме того, введены требования для специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства и предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.

В настоящее время происходит процесс очищения системы саморегулирования от недобросовестных участников. С июля 2016 года по сентябрь 2018 года Ростехнадзором из государственного реестра СРО по различным основаниям исключены сведения о 73 саморегулируемых организациях.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что результаты реализации проводимой реформы подтвердили эффективность новых инструментов и механизмов регулирования самостоятельной деятельности профессионального сообщества. Обширный опыт саморегулирования в сфере строительства заслуживает внимания и может быть применен в целом институте саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности Российской Федерации. Вместе с тем мониторинг практики применения норм, регулирующих деятельность СРО, выявил необходимость уточнения и дальнейшего развития их отдельных положений.

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин сообщил, что в ходе подготовки круглого стола он провел в регионе рабочие встречи с застройщиками – участниками саморегулируемых организаций, по итогам которых был сформулирован ряд направлений дальнейшего совершенствования института саморегулирования в строительной отрасли. В частности, парламентарий указал на необходимость усиления системы коллективной ответственности членов СРО. «Ни для одной из четырех действующих на территории Воронежской области СРО в сфере строительства коллективная ответственность за какие-либо действия с 2010 года не наступила. Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. Понесла ли какая-то из саморегулируемых организаций ответственность после трагедии в Кемерово? В открытом доступе такой информации нет, а ведь мы говорим о необходимости информационной открытости деятельности СРО», — добавил парламентарий.

По мнению Сергея Лукина, сформированные саморегулируемыми организациями в строительной отрасли компенсационные фонды, составляющие на сегодняшний день порядка 80 млрд рублей, должны в том числе обеспечивать реализацию принципа коллективной ответственности членов СРО, что необходимо учесть при корректировке законодательной базы.

Одной из актуальных тем, обозначенных в докладе Сергея Лукина, стала ситуация, сложившаяся с размещением средств компенсационных фондов на счетах в уполномоченных банках. Сенатор отметил, что определение степени надежности кредитной организации – прерогатива регулятора в лице Центрального Банка РФ. Члены СРО, разместивших средства компфондов на счетах банков, позднее исключенных ЦБ из числа уполномоченных, фактически оказались заложниками ситуации, которую никак не могли предвидеть и не имели возможности на нее повлиять. Парламентарий подчеркнул, что формулировки закона должны не допускать возможности его неоднозначного толкования, которое, к сожалению, имеет место в действующей редакции 372-ФЗ и приводит к разнонаправленной судебной практике по вопросу о формировании и размещении компенсационных фондов: в тождественных ситуациях одни арбитражные суды принимают решения в пользу СРО, другие – в пользу Ростехнадзора.

«Таким образом, несмотря на значительные корректировки, в системе саморегулирования остаются проблемы, требующие работы как национальных объединений, так и органов законодательной и исполнительной власти при непосредственном участии застройщиков, входящих в состав саморегулируемых организаций. Законодательное совершенствование системы саморегулирования строительной отрасли должно быть направлено на усиление контроля за деятельностью СРО, повышение их ответственности по обязательствам своих членов и прозрачности деятельности. Институт саморегулирования в строительной отрасли должен развиваться по принципам, которые были бы понятны всем участникам», — считает член Совета Федерации Сергей Лукин.

...