Вечер накануне Рождества, для каждого из нас — это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин. Названий у этого праздника несколько — канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия. Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.
В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Девицы также гадали: откуда залает собака, оттуда и жених сватов зашлет. Еще одна примета действовала для всех. Считалось, что если в этот день попариться в жаркой бане — здоровья стократ прибавится.
Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.
Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.
Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе — посредине.
Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.
У православных христиан трапеза 6 января всегда начинается с приёма кутьи. После ужина принято раздавать подарки. Наши предки дарили друг другу их именно под Рождество, а не в новогоднюю ночь, как это принято сейчас.
Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.
Для верующих людей обязательным является посещение рождественского богослужения. Для людей, желающих причаститься, предписывается строгое постное меню – сухоядение (хлеб, фрукты, овощи и чай).
Название праздника связано со сладкой кашей, которую принято ставить в этот день на стол. Называется каша сочиво или кутья. Готовят её из риса или пшеницы. Добавляют в блюдо мёд, мак, орехи и сухофрукты. Наши предки начинали сочивом практически все трапезы в период с Рождества до Крещения. Ещё сочиво принято кушать на похоронах и поминках, только в этом случае состав блюда немного меняется.
В застолье на сочельник по возможности должны принимать участие все члены семьи. Стол застилают белой скатертью из натуральной ткани. Под неё кладут сено, символизирующее ясли, на которых лежал Иисус после рождения.
Кроме сочива на столе обязательно присутствует запечная или отварная рыба, борщ или грибной суп, кисель или густой компот. Всего блюд должно быть 13. Это число обозначает Иисуса и его 12 апостолов.
Стол украшают еловыми ветвями, свечами, ленточками. На него ставят праздничную посуду. Если не получается приготовить 13 блюд, то можно воспользоваться заготовками на зиму. Поставьте на стол маринованные огурцы и помидоры, капусту, консервированные салаты.
Трапеза 6 января должна быть безалкогольной, а пища – постной (жаренной или заправленной растительным маслом). В состав блюд не должны входить молоко и мясо.
Часто люди задаются вопросом, почему на столе обязательно должны быть кутья, кисель и рыба. Каждое из этих блюд имеет своё значение:
зерно (рис или пшено) в каше – зарождения новой жизни;
кисель или компот, в которые входят зрелые плоды – полное созревание жизни и её завершение;
рыба на греческом языке звучит как «Ихтиос»; это название связывают с именем Христа, появившегося много лет назад в этот день на свет.
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.