«Ситуация с гречкой очень сложная, так как старый урожай практически распродан. Учитывая погодные условия, эксперты дают плохие прогнозы на новый урожай. Поставщики гречки присылают письма о повышении закупочных цен и установке лимита на объемы закупок», — заявила порталу BFM.ru руководитель отдела PR проектов X5 Retail Group (супермаркеты «Пятерочка» и «Перекресток») Светлана Витковская. Она отметила, что в Москве поставщики могут обеспечить только 7% от необходимых объёмов гречки.
В то же время ритейлер, пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что ситуация на рынке еще более мрачная. По его данным, закупочные цены на продукты повышаются до двух раз.
— ФАС подозревает московские хлебозаводы в ценовом сговоре
— Торговым сетям хотят запретить наценку более 25%
— Maplecroft: еда в России может закончиться
— Колонка Максима Бланта: Неудержимые цены
«В дорогих магазинах есть дорогая иностранная гречка, и она никуда не денется. В остальном, острый дефицит», — сказал он. Собеседник BFM.ru подчеркнул, что еще хуже дела обстоят с молоком, которого «нет вообще».
«Производители не справляются с правительственным регламентом, по которому при изготовлении молока для продажи можно использовать только 10% сухого. Если правительство не изменит временно регламент, будут резать скот. Ситуация, очень может быть, продлится до весны», — отмечает источник.
Розничные сети стали сообщать о повышении закупочных цен в начале августа. Мука, крупы, сахар и соль подорожали за три месяца на десятки процентов. Причиной повышения цен стала тяжелая ситуация в агропромышленном комплексе. По некоторым данным, в результате засухи и природных пожаров в России уничтожена четверть урожая зерновых. По пессимистичному прогнозу, в этом году удастся собрать 60 млн тонн зерна. К 18 августа было убрано 54% площадей, с которых сняли 40,1 млн тонн зерна.
Накануне правительство Москвы прекратило закупать зерно у российских поставщиков. Столичные власти направили запрос Казахстану с просьбой поставить от 100 до 300 тысяч тонн зерна. Причиной такого решения стали взлетевшие цены. Однако первый заместитель руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой уверен, что в городе не будет продовольственного дефицита.
В России началось повсеместное повышение цен на основные продукты питания, которое вызвано ажиотажным спросом, спекуляциями и инфляционными ожиданиями, пишет в пятницу «Независимая газета», отмечая, что ценовая паника охватила и власти страны.
Региональные сводки последней недели о ситуации с ценами на основные продукты питания свидетельствуют о том, что россияне ощутили на себе негативное влияние как засухи и массовых неурожаев, так и спекулятивных действий многих участников торгового рынка. В частности, оптовые цены на некоторые виды молочной продукции подскочили более чем на 30%, что тут же сказалось на розничных ценах молочной продукции.
Необоснованное, по мнению ритейлеров, завышение производителями цен на молоко подтолкнуло крупные торговые сети к бойкоту некоторых поставщиков. Также во многих регионах сообщали о резком росте розничных цен на гречневую крупу, хлеб и некоторые виды овощей. Так, например, в Алтайском крае в июле гречневая крупа подорожала на 14,7%, в Бурятии на 1,7%, а в Пензенской области, Республике Марий Эл и в Воронежской области сообщают о полуторакратном росте розничных цен на крупу. Цены на хлеб заметно поднялись в столице: в московских социальных магазинах и магазинах шаговой доступности хлеб подорожал примерно на 10-15%. В Свердловской области резкого удорожания продуктов питания пока не наблюдается, однако и там ждут скачка розничных цен на хлеб на 15%. В Челябинске готовы к подорожанию картофеля — сразу на 50%.
Ситуация усугубляется тем, что производители и торговые сети фактически объявили друг другу войну. Как у аграриев-производителей, так и у ритейлеров потеряны ценовые ориентиры, и они теперь обвиняют друг друга в спекулятивном завышении цен на продукцию. Производители объясняют рост закупочных цен на свою продукцию засухой, неурожаями и падежом скота. Они уверены, что основная вина в удорожании продуктов питания на полках магазинов полностью ложится на торговые сети. С другой стороны, некоторые торговые сети — в частности, «Седьмой континент» — отказываются от контрактов с поставщиками, например, переработчиками молока, — считая, что повышение оптовых цен несоразмерно с реальными потерями от засухи.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела в подорожании действия спекулянтов и обещает во всем разобраться в самое ближайшее время. Однако многие эксперты уже почти потеряли веру в то, что ФАС действительно найдет и накажет всех виновных.
Нервозность из-за бурного роста цен на продовольствие заметна и в высших эшелонах власти. В среду президент Дмитрий Медведев поручил организовать оперативный мониторинг цен на основные продукты питания (муку, хлеб, мясо, молоко) на внутреннем рынке, а при выявлении случаев нарушения законодательства принимать меры оперативного реагирования. Ответственными за это поручение назначены премьер Владимир Путин, генпрокурор Юрий Чайка, глава ФАС Игорь Артемьев. При этом в правительстве уже действует несколько похожих систем ценового мониторинга — один проводит Росстат, а другой организует руководство Минпромторга
Аналитики уверены, что уже в сентябре все продукты питания резко подорожают. Однако из-за неразберихи в верхних эшелонах власти никто не может сказать, насколько резко. Основная вина за рост розничных цен на продукты питания ложится, по мнению экспертов, не столько на производителей, сколько на торговые сети. Если в Европе наценка ритейлеров составляет 8-12%, то в России она порой достигает от 30 до 300%.
По словам эксперта департамента оценки компании «2К Аудит — Деловые консультации»/Morison International Ирины Воробьевой, удержать инфляцию в запланированных рамках не удастся. «Рост цен в России сейчас происходит не по факту дефицита сельхозпродукции, а на инфляционных ожиданиях. Поэтому точно спрогнозировать годовую инфляцию очень сложно. Но в любом случае инфляция по итогам года составит скорее всего не менее 9-10%».
В сентябре депутатам предложат ограничить наценку на продукты питания
Рост цен на продовольствие и внимание властей к этой проблеме дали повод вернуться к теме ограничения цен. Сенатор Сергей Лисовский предложил законодательно закрепить предельную торговую наценку на уровне 25% от цены поставки. Обсудить эту и другие поправки к закону «О торговле» депутаты должны на осенней сессии, пишет РБК daily.
В прошлом году во время принятия закона о торговле норма об ограничении наценок была вычеркнута. Но в росте цен на продовольствие виновны прежде всего торговые сети, которые спекулируют на создавшейся ситуации, уверен Лисовский. По его словам, реальная наценка в торговых сетях колеблется в диапазоне от 30 до 300%. Если в ближайшее время не будут приняты законы, которые помогут регулировать цены, то удорожание продовольствия продолжится: «Реальный скачок цен будет в середине или в конце сентября».
На социально значимые продукты питания наценка не превышает 10%, уверяют ритейлеры. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский советует Лисовскому не спешить с поправками: закон о торговле вступил в полную силу только в начале августа, потому делать выводы о его работе рано. «Любое регулирование наценок приведет к вымыванию соцтоваров с полок и росту цен на другие продукты, не регулируемые законом», — уверен Белоновский.
Регулирование торговых наценок Илья Белоновский предлагает вводить в оптовом звене, где немало спекулянтов. С ним соглашаются владельцы магазинов. «Сейчас поставщики повышают цены не только на товары, которые каким-то образом могли пострадать от аномальной жары, но и на ту продукцию, которая никакого отношения к ней не имеет», — говорит собеседник издания в крупной розничной сети.
Maplecroft: еда в России может закончиться
Объявленное российскими властями эмбарго на экспорт зерна в довесок к неурожаям в других странах-экспортерах вызовет серьезные колебания на товарных рынках и спровоцирует прямую угрозу продовольственной безопасности в государствах «третьего мира», предупреждают исследователи из Maplecroft. Об этом пишет газета РБК daily.
В мире ожидается новая волна роста цен на зерновые, которая напрямую угрожает продовольственной безопасности странам «третьего мира», говорится в исследовании «Индекс рисков продовольственной безопасности 2010» от Maplecroft. Эксперты оценили риски по поставкам основных продуктов питания для 163 стран, используя 12 критериев, в том числе производство и импорт зерна, ВВП на душу населения и эффективность работы правительства. Наибольшей угрозе подвержены Афганистан и страны Африки к югу от Сахары. В целом из 50 стран «зоны риска» 36 приходятся на африканские государства. В зоне «низких рисков» традиционно благополучные страны: вся Скандинавия, США и Германия.
Исследователи забили тревогу, проанализировав последствия засухи и пожаров в России и других стихийных бедствий в странах — экспортерах зерна. «Российское эмбарго на экспорт зерна плюс сокращение урожая в Канаде почти на четверть из-за наводнения вызывают колебания на товарных рынках. Это напрямую воздействует на безопасность продовольствия в самых уязвимых странах», — говорит аналитик Maplecroft Фиона Плэйс.
Засуха и пожары, уничтожившие урожай в России, побудили властей ввести эмбарго на экспорт зерна с 15 августа по 31 декабря этого года. «После этого стало очевидно, что Россия — серьезный игрок на мировом рынке. Воздействие на ценовую конъюнктуру было мгновенным — на международных биржах цены сразу поползли вверх», — отмечает эксперт Института торговой политики ГУ-ВШЭ Александр Портанский.
Исследователи также не исключают, что засуха в России и наводнения в Пакистане к 2011 году «увеличат риски безопасности продовольствия внутри этих стран». Российские эксперты менее пессимистичны. По словам Елены Тюриной, емкость внутреннего рынка составляет 75 млн тонн, оценки остатков на начало сельхозгода различны, но в среднем составляют 18-20 млн тонн. Поэтому даже при урожае в 60 млн тонн в стране будет 78-80 млн тонн рыночных зерновых ресурсов.
«При потреблении 75 млн тонн Россия обеспечивает свои потребности, — отмечает Тюрина. — Но надо учитывать, что часть зерна нового урожая уже вывезена из южных регионов и продана на мировом рынке, поэтому к следующему году мы придем с пустыми закромами — у нас не останется запасов. А это уже серьезная ситуация, так как в случае неурожая в следующем году нам нечем будет покрыть дефицит».
Они организованы в рамках партпроекта «Старшее поколение». (далее…)
На въезде в Воронежскую область загорелся тягач с прицепом. (далее…)
Информировать службы охотничьего надзора попросили воронежских охотников об обнаружении трупов домашних свиней и диких кабанов…
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств. (далее…)
Житель Воронежа год назад приобрёл ноутбук на одном из интернет-магазинов. (далее…)
Жительница Бобровского района бесплодие лечила более 10 лет. (далее…)
This website uses cookies.
View Comments
Гречка в России стратегический продукт для армии, следовательно, готовят увеличение её финансирования, по крайней мере, в секторе продовольствия. Детей не будут кормить этим продуктом, а в армии у солдат всегда будет гречка, не знаю, как сейчас, но раньше было так. Сытая армия разберётся с голодным населением.