Главная страницаПолитикаОфициальноАркадий Пономарев: «Влиял на принятие таких государственных решений, при которых продовольственная безопасность России, цивилизованное развитие рынка из лозунгов переходили в реалии дня»
Аркадий Пономарев: «Влиял на принятие таких государственных решений, при которых продовольственная безопасность России, цивилизованное развитие рынка из лозунгов переходили в реалии дня»
Парламентарий поделился впечатлениями о работе в Государственной Думе и своим видением развития АПК.
Аркадий Николаевич! Ваши полномочия депутата Государственной Думы близятся к завершению. Расскажите о Вашем депутатском опыте. Над чем работали, по какому шли пути?
Сегодня работать парламентарием интересно. Жизнь стремительно меняется. Законодателям необходимо за ней поспевать, находить такие решения, которые обеспечат стране не просто стабильность, а интенсивный экономический рост.
И в этой общей стратегии у моя своя ниша, профессиональная роль. Я занимался агропродовольственной тематикой. Работал над формированием условий для укрепления сельского хозяйства и смежных с ним отраслей, самодостаточного и цивилизованного развития продовольственного рынка.
Помимо думского аграрного комитета, я участвовал в работе целого ряда комиссий и экспертных советов. Вместе с коллегами разрабатывал комплексные программы и конкретные механизмы для стимулирования экономики АПК. Разбирался в причинах, мешающих выполнению поставленных государством задач.
Не создает для Вас высокая государственная должность некоторые, мягко говоря, затруднения? Вам приходится держаться в стороне от собственного бизнеса. Приходится показывать все, что есть, а Вы – человек богатый. Приходится быть публичным по тем вопросам, на которые не хотелось бы отвечать. Это не перевешивает?
Никакого неудобства нет. И скрывать, собственно говоря, нечего. Ведь я – делегат от бизнеса, никогда раньше не был чиновником. С коммунистических времен на производстве, открытым голосованием избирался директором завода. Теперь это бизнес, крупный бизнес. Делать вид, что он не мой, – глупо. Он мой, собственноручно выращенный. Однако заниматься им самолично уже нет нужды.
А как Вы выстраивали свою работу с коллегами по парламентскому корпусу? Доводилось ли с какими-то инициативами не соглашаться, отстаивать свою позицию, или все прошло гладко?
Ни в каком деле не бывает просто да гладко. Тем более в политике. Сложности, в основном, возникали тогда, когда вершить судьбу аграрной отрасли брались люди, далекие от её проблем. С ними приходилось спорить, объяснять нюансы процессов, доказывать. Не люблю слово «бороться», но иногда выглядело именно так.
Дельное, жизнеспособное предложение могут дать только профессионалы-практики. Они знают всю подноготную, понимают нюансы процессов, способны сориентировать на правильный курс. Поэтому именно выходцы из прикладной среды, практики, на мой взгляд, более эффективны на государственных руководящих постах.
Есть ли, по-вашему, сегодня в действующем законодательстве по АПК нормы, мешающие отрасли работать?
Нельзя сказать, что есть именно мешающие, а вот бесполезных – достаточно. Они, в большинстве своем, приняты в докризисный период. И если раньше ставка была сделана на поддержку всех и вся. То в сегодняшней ситуации государство не может так распаляться. Средства поддержки необходимо распределять точечно. Направлять на решение четко очерченных задач, отдельных остро нуждающихся направлений.
Я вижу необходимость пересмотра программы поддержки сельского хозяйства и работал в этом направлении. Убежден, что необходимо определить географию размещения отраслей, устранить диспропорции в поддержке. Приоритетные направления необходимо конкретизировать.
Взять, например, молочное животноводство. Его нужно субсидировать там, где для него есть природные, климатические условия, достаточно площадей. Ну бессмысленно, на мой взгляд, в Якутии строить коровники, пытаться разводить этих животных при минус 40 или 50. Это не просто гигантские затраты, которые никогда не окупятся, это абсурд, если только в прожекте не зоопарк из коров. В такие регионы нужно просто завозить готовую молочную и иную продукцию.
Другое дело, поддержка традиционных для таких регионов промыслов. Оленеводство, морской зверобойный промысел, охота… Это то, что жизнеспособно, перспективно. Вот такие программы реально поддержат экономику коренного населения и сохранят национально-культурный колорит.
То есть, должны быть выделены регионы относительно их сельскохозяйственной ориентацией? Соответственно, должна поменяться и сама политика господдержки?
Совершенно верно! В этом плане я полностью солидарен с мнением нашего губернатора Алексея Васильевича Гордеева, очертившего географию регионов по сельскохозяйственному значению. Это регион-доноры, такие как Воронежская область, Краснодарский край, Ставрополье, где испокон века есть условия для сельхозпроизводства, традиции. Это – российские житницы, которые обеспечивают себя и кормят других, способны работать на экспорт.
Вторая категория – самодостаточные регионы, способные накормить себя и в чем-то помочь другим. Это территории ближе к Уралу.
И, наконец, третья, – регионы, нуждающиеся в поставках конкретного продовольствия, где безубыточно производить нельзя. Об этом как раз и был мой якутский пример.
Как эксперт расскажите о более близкой Вам сфере: что у нас в стране с молочным производством?
Сегодня, наконец-таки, начинаем достигать паритет между производством молока-сырья и его переработкой. Постепенно заполняются мощности.
Другой вопрос – сами мощности. В основном – это физически и морально устаревшие линии и цеха. Новых и модернизированных не так уж много. Поэтому задача номер «два» после сырья, – это поддержка переработки. Помощь в технологическом переоснащении. Сами понимаете, без передовых технологий сегодня никуда.
Санкции, на Ваш взгляд, молочному бизнесу помогли?
Помогли. Освободили рынок. Но это оружие обоюдоострое. Если не будем поднимать эффективность производства, после отмены санкций вновь окажемся не удел. Нужно становиться конкурентными, сильными, осваивать экспортный рынок. Расслабляться нельзя.
Про экспорт. Это, в сегодняшних условиях, — задача на перспективу?
Отчего же. Абсолютно реальное в наши дни направление. Уровень производства на модернизированных предприятиях соответствует мировым.
Куда Россия могла бы экспортировать?
Это, скорее всего, азиатские рынки. Азербайджан, Казахстан, Иран, Индия… А дальше можно рассматривать Китай. Поставлять, например, туда, учитывая большую удаленность, сухие молочные продукты. Правда, их производство в России потребуется сначала возродить. В «нулевые», «девяностые» оно было фактически похоронено.
В какие сроки предприятия-флагманы смогли бы, на Ваш взгляд, переориентироваться на экспорт?
Сложно понимать сроки, потому что любой заход на другой рынок будет требовать межгосударственных договоренностей, подачи заявок самих предприятий, их обследования, аттестации. Думаю, новый созыв Думы и те экспертные комиссии, где я работаю, будут плотно в этом направлении работать.
Есть ли перспективы развития в этом русле для малого и среднего бизнеса? Да и, вообще, заинтересован ли крупный бизнес в кооперации с малышами?
Не просто заинтересован, а сотрудничает. Например, в сфере услуг по перевозкам, упаковке, в мелкооптовой торговле. Есть узкоспециализированные участки работы, которыми крупному бизнесу самостоятельно заниматься неинтересно. Он их может поручать малому и среднему, обеспечивать заказ.
Приведите пример…
Например, молокоперерабатывающее предприятие. Часть своей продукции оно может поставлять не в крупные сети, а на рынки мелкооптовой торговли. Это могут быть продукты с небольшим сроком хранения, меньшей степени обработки, зато более ценные по своим питательным свойствам. Расширяя таким образом рынок сбыта для себя, крупное предприятие одновременно расширяет и возможностей для малых форм. Создает условия роста. Но больше всего от такой кооперации выигрывает потребитель. Он получает в шаговой доступности, свободный от наценки ритейла, качественный и наиболее ценный продукт.
Выглядит убедительно.
Выглядеть – недостаточно, нужно воплощать. Этим я и занимался отведенный парламентский срок. Влиял на принятие таких государственных решений, при которых продовольственная безопасность России, цивилизованное развитие рынка из лозунгов переходили в реалии дня.