Активисты ОНФ изучили проект постановления правительства о порядке проведения обязательных общественных обсуждений закупок, который предусмотрен ст. 20 закона «О контрактной системе» и пришли к выводу о том, что он не отражает новую ситуацию в экономике страны и сложившуюся практику, а также является всего лишь точной копией приказа Минэкономразвития от октября 2013 года. Эксперты ОНФ считают необходимым снизить сумму контракта, выносимого на обязательное обсуждение, включить в этот перечень социально значимые и крупные инфраструктурные объекты, а также усилить экспертную составляющую народной экспертизы, считают активисты ОНФ.

«Правительству необходимо предусмотреть дополнительные критерии проведения общественных обсуждений закупок. Необходимо установить обязательность данной процедуры при проведении закупок, предметом которых является строительство и реконструкция социально значимых (больниц, школ и т.д.) и инфраструктурных объектов (дороги, мосты и т.д.),

но не достигающих стоимости в 1 млрд руб. Для этого мы предлагаем ввести в проект постановления критерий предмета государственных и муниципальных закупок, обязательных к общественному обсуждению, и увязать их с критерием цены», — отметил эксперт ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

Проект постановления правительства РФ, как и давно действующий приказ, закрепляет единственный критерий для отбора закупок, по которым будет проведена процедура общественного обсуждения, — это начальная (максимальная) цена заключаемого контракта, которая должна превышать 1 млрд рублей. При этом эксперты ОНФ провели мониторинг и выявили, что с 1 января 2015 г. закупки на сумму свыше 1 млрд рублей составили менее 0,0014 % от общего количества тендеров муниципального уровня и менее 0,0086% от числа тендеров регионального уровня, размещенных на портале госзакупок.

Эксперты ОНФ считают, что и сама процедура общественных обсуждений должна подвергнуться изменениям.

«Сейчас этот механизм практически не работает потому, что единственным критерием вынесения закупки на обсуждение является цена. Как в итоге оценивать закупку? А если брать в расчет не только цену, но и социальную значимость объекта, то и профессиональные сообщества будут активнее включаться в работу. Не всегда даже заинтересованные лица из числа общественников могут разобраться в закупочной документации и в обосновании — цене контракта. Минэкономразвития необходимо продумать инструменты обязательного участия профессионального сообщества в этих обсуждениях», — пояснил Виктор Климов.

Он также обратил внимание на то, что в соответствии с 44-ФЗ регионы могут сами установить дополнительные условия для проведения обязательного общественного обсуждения закупок.

«Но если правительство так и оставит единственный критерий для проведения общественных обсуждений, то мы должны понимать, что большинство регионов тоже ничего не будут менять в этом направлении. Тенденция очевидна: за два года только в 12 субъектах власти установили дополнительные критерии проведения общественных обсуждений», — отметил Виктор Климов.

О том, насколько в принципе может быть эффективна процедура общественных обсуждений, видно даже по результатам мониторинга, приведенного в докладе Минэкономразвития России по итогам IV квартала 2014 года. Так, в 51 случае заказчики в итоге внесли изменения в планы-графики закупок, 21 закупка на общую сумму свыше 55,7 млрд рублей была отменена по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения, по итогам второго этапа были отменены две закупки на сумму более 4,6 млрд руб.

...