Воронежское УФАС России признало действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и МКП «Воронежтеплосеть» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которым МКП «Воронежтеплосеть» оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные МКП «Воронежтеплосеть» коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Поводом для возбуждения указанного дела послужило заявление гр. < …> о том, что ей выставляются квитанции за коммунальные услуги по отоплению и горячему водонабжению, оказываемые МКП «Воронежтеплосеть», при оплате которых денежные средства перечисляются на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», а не на счет МКП «Воронежтеплосеть».

Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и МКП «Воронежтеплосеть» заключен договор на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, в соответствии с которыми МКП «Воронежтеплосеть» поручает, а АО «Оператор ЕПСС ЖКХ ВО» за вознаграждение принимает на себя обязательства осуществлять от собственного имени и за счет Принципала в том числе сбор платежей коммунальные услуги.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению могут быть оказана как управляющей компанией при наличии у нее соответствующего договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, так и непосредственно ресурсоснабжающей организацией при расторжении соответствующего договора с управляющей организацией, либо при выборе собственниками помещений многоквартирного дома такого способа управления многоквартирным домом как непосредственное управление, либо при принятии собственниками помещений многоквартирных домов на общем собрании решения о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению ресурсоснабжающей организации.

При этом, согласно жилищному законодательству Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за коммунальные услуги или управляющей организации, которая управляет данным домом или ресурсоснабжающим организациям, в случаях предусмотренных действующим законодательством.
Внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги иным лицам, не являющимся управляющей либо ресурсоснабжающей организацией, жилищным законодательством не предусмотрено.

При этом, МКП «Воронежтеплосеть» фактически отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) на рынках коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что привело к изменению общих условий обращения товара (порядка внесения платежей за коммунальные услуги, предусмотренного ЖК РФ) на указанном товарном рынке.

Заключение и участие в указанном соглашении фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тепловым сетям МКП «Воронежтеплосеть», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные МКП «Воронежтеплосеть» коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», который не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни платежным агентом.

По результатам рассмотрения данного дела Комиссией Воронежского УФАС России АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и МКП «Воронежтеплосеть» были выданы предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения. Также ответчикам были выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

...