Жилой район, который сейчас возводится на бывших землях агроуниверситета (участок, ограниченный Московским проспектом, Шишкова и Ломоносова), для Воронежа уникален. Это не точечная и не уплотнительная застройка. Всего за пару лет на месте бывшего поля должны вырасти десятки новых домов. Жители Северного района уже сейчас задумываются о том, в какие школы и детские сады пойдут дети новосёлов и как отразится появление нового района на дорожной ситуации. И попадают в точку – чёткого ответа на этот вопрос нет ни у строителей, ни у областных и городских властей.

Северный. Перегрузка

Поля ВГАУ, выходящие на Московский проспект, в аренду строителям передал в конце 2010 года Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС). 33 гектара получили структуры «Домостроительного комбината», 29 гектаров — компания «Партнёр», подконтрольная группе компаний Евгения Хамина, ещё 16,5 гектара чуть позже на торгах получило ООО «Выбор», руководит которым депутат Облдумы Александр Цыбань. Строительные компании не стали откладывать дело в долгий ящик и, получив от правительства области и мэрии все необходимые разрешения, нынешней весной приступили к возведению домов. Быстрее всего, как убедились корреспонденты «МОЁ!», побывав на месте, идут дела у ДСК — буквально за пару-тройку месяцев в поле уже выросло несколько панельных домов. Микрорайон ДСК будет называться «Московский квартал». Группа компаний Хамина назвала свой жилой комплекс «Олимпийским». Как и в случае с «Выбором», там строительство пока лишь на начальной стадии.

Если суммировать планы застройщиков, то окажется, что в 2015 году в новом районе поселится около 40 тысяч человек – это больше, чем всё население такого немаленького города, как Острогожск. Сами строители позиционируют своё детище как район для предприимчивых молодых семей. Дети в этих молодых семьях будут детсадовского или школьного возраста. Между тем соседние школы и детские сады из-за большого количества новостроек уже и так давно переполнены.

Не менее показательна ситуация с транспортной доступностью нового района. При нынешнем уровне автомобилизации – 300 машин на тысячу человек – через два года в новом жилом районе будет около 12 тысяч автомобилей. Так как потенциальных рабочих мест там не будет, жители новостроек, как и большинство «северян», каждое утро будут отправляться на работу в сторону центра города. А это ещё больше перегрузит и без того стоящий утром и вечером в пробках Московский проспект. Оценить, насколько растянутся заторы с появлением нового района, попытались транспортники.

– Из Северного района до площади Ленина без пробок можно доехать за 15 минут, мы это просчитывали, – рассказывает гендиректор транспортной компании «Гипроавтотранс» Олег БЕЛЯКОВ. – Но это в идеале, а идеал недостижим. На деле наши автобусы теряют в пробках ещё около 40 минут. И если в Северном районе станет на 12 тысяч машин больше, то время, потерянное в заторах, составит уже больше часа.

Обещанного три года ждут?

На сайтах застройщиков сегодня можно найти много красивых эскизных проектов нового района. Широкие магистрали, симпатичные детские сады… Но когда и на чьи деньги всё это будет построено? Вы думаете, на деньги строителей? Ошибаетесь – застройщики предложили нам обратиться с этим вопросом к властям. По словам председателя совета директоров ДСК Сергея Лукина, строители договорились с властями о том, что объекты инфраструктуры в новых микрорайонах будут строиться на бюджетные деньги.
В пресс-службе мэрии «МОЁ!» рассказали, что у города уже частично готовы проекты транспортной разгрузки нового района. Однако для того, чтобы проекты перестали существовать только на бумаге, нужно очень много другой бумаги – денег. Так, к примеру, по оценкам мэрии, только запланированное расширение улицы Ломоносова будет стоить около 400 миллионов рублей, реконструкция Шишкова — порядка 300 миллионов и т. д.

Деньги на ремонт и строительство дорог Воронежа выделяются из областного дорожного фонда, земли под застройку нового района выделялись при активном участии областного правительства. Поэтому, чтобы узнать, как власти планируют решать назревающую проблему, корреспонденты «МОЁ!» решили побеседовать с заместителем председателя правительства области – руководителем департамента архитектуры и строительной политики Сергеем Куприным. Но, увы, на официальный редакционный запрос с просьбой о беседе Сергей Куприн через пресс-службу облправительства ответил отказом.
Судя по письму, которое пришло в редакцию из возглавляемого им департамента, чётких планов по строительству школ, детских садов и дорог у правительства области пока нет.

В ответе идёт речь о том, что сроки строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры «будут синхронизированы с реализацией этапов коммерческой жилой застройки», а вопрос о том, где взять денег на строительство инфраструктуры, пока только «прорабатывается», возможно, к софинансированию работ попытаются привлечь федеральный центр. Здесь следует напомнить, что жителям нового микрорайона «Дубрава», расположенного за памятником Славы, школу обещали ещё в 2004 году – её до сих пор нет…

Послесловие

Материал о строительстве нового района без дорог, школ и детских садов собрал множество откликов на портале «МОЁ! Online». «Такое может быть только в Воронеже, где главные строительные компании принадлежат депутатам. Они с помощью своих связей с властью всё только для своей прибыли делают. Построили коробки, собрали деньги, дальше пускай город тратит деньги горожан…» — написал один из читателей. И это мнение нашло горячую поддержку. От себя добавим, что ещё пять лет назад в городе была принята программа развития застроенных территорий. Однако сегодня она, по сути, не действует, потому что строители не хотят сносить ветхие дома и частный сектор и строят новые дома исключительно на свободных землях.

Позиция органов власти, в том числе и федеральных (таких, как фонд РЖС), выглядит странно. Они с радостью идут навстречу строителям, выделяя им пустые земельные участки, но почему-то не просят взамен участия в развитии инфраструктуры – строительстве дорог, школ, детсадов. А затем долго думают, где в бюджете взять денег на то, чтобы новые районы стали пригодными для жизни. Поэтому в федеральные законы явно пора включить пункт, разрешающий строить новые районы в городах только в том случае, если одновременно с домами местные власти способны обеспечить строительство там необходимых для комфортной жизни объектов.

...