Инцидент с новейшим самолетом Sukhoi Superjet-100 (SSJ 100) ставит под сомнение амбициозные планы России выйти на мировой рынок авиастроения. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день именно с проектом SSJ 100 были связаны основные коммерческие планы и надежды российского гражданского авиапрома.

Напомним, накануне в Индонезии во время демонстрационного полета пропал новейший российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. В пятницу утром стало известно, что обломки лайнера обнаружены на высоте 5200 футов в районе горы Салак. «Вылетели вертолеты для уточнения местоположения и состояния», — написал в своем Twitter фотограф Сергей Доля, который освещал демонстрационный полет SSJ-100. На борту, включая экипаж, находились около 50 человек — восемь россиян и граждане других стран — представители потенциальных заказчиков.

Как отмечает «Коммерсант», это было первое в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета. В ходе него Sukhoi Superjet должен был посетить шесть стран. 3 мая самолет участвовал в выставке KADEX-2012 в Казахстане, 5 мая был в Пакистане, 7 мая — в Мьянме. После 9 мая самолет должен был отправиться в Лаос (показ был запланирован на 11 мая), а 14 мая — во Вьетнам.

Sukhoi Superjet — самый амбициозных проект отечественного авиастроения последних двадцати лет, пишут «Известия». Этим самолеты со временем должны были заменить Ту-134, Superjet способны перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet RA-97004 был третьим летным экземпляром машины. Первый полет состоялся 25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре. Первым заказчикам — «Аэрофлоту» и армянской Armavia — поставлено в общей сложности восемь машин.

По данным Минпромторга, стоимость программы создания самолета Sukhoi SuperJet составила 34 млрд рублей, в том числе 16 млрд рублей бюджетных средств. Всего до 2029 года компания «Сухой» намерена продать около 800 этих самолетов и занять до 15% мирового рынка региональных самолетов. Каталожная стоимость одного самолета SSJ-100 составляет 31,7 млн долларов.

О готовности приобрести эти лайнеры для перевозки первых лиц государства недавно заявило руководство Управления делами президента РФ. Большие надежды производитель самолета возлагает и на экспорт. В начале нынешнего года Sukhoi Superjet-100 получил сертификат EASA, открывающий ему доступ на европейский рынок, отмечает «РБК daily».

Эксплуатанты и заказчики SSJ пока наотрез отказываются обсуждать свои действия в отношении самолета по итогам ЧП. SSJ начал коммерческие полеты в 2011 году, первую машину получила «Армавиа», затем «Аэрофлот», который сейчас эксплуатирует шесть самолетов. Вчера после инцидента ни Armavia, ни «Аэрофлот» не сообщали о приостановке полетов SSJ.

Этот заказ мог бы стать вторым гражданским в истории отношений с минобороны Мьянмы, напоминают «Ведомости». Правда, от первого оно в прошлом году фактически отказалось. Один из двух самолетов Ан-148, сделанных специально для Мьянмы, во время демонстрационного полета в Воронеже, непосредственно перед передачей заказчику, потерпел крушение. Забирать самолеты минобороны Мьянмы не стало, несмотря даже на то, что Международный авиационный комитет признал ошибку пилотирования, а не проблемы с техникой.

«Мы все же надеемся, что инцидент в Джакарте не повлияет на заказы Superjet», — говорит сотрудник Минпромторга. «Именно на Минпромторг был зарегистрирован самолет. Заказчику он не передавался. Поэтому расследование инцидента будет производиться как с экспериментальным полетом», — считает человек, близкий к российскому Минтрансу, а делать выводы о запрете эксплуатации самолета в России можно будет только после выяснения деталей происшедшего, но самолет был полностью исправен и прошел все необходимые процедуры перед полетом.

Главный редактор отраслевого издания «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий отмечает, что «профессионалы относятся с пониманием к такой ситуации». «Безусловно, никто не будет делать вид, что ничего не случилось, но, что касается продаж, все будет зависеть индивидуально от каждого конкретного заказчика»,- поясняет эксперт.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак согласен, что к массовому отказу от покупки SSJ катастрофа не приведет. «Бывали случаи, когда новый самолет разбивался на стадии экспериментальных полетов или начальной эксплуатации и затем получал широкое распространение,- рассказывает Борис Рыбак.- Кроме того, у программы SSJ серьезная политическая поддержка, в том числе в продажах, они не зависят напрямую от коммерческих или технических характеристик самолета».

«Это событие безусловно замедлит программу, нанесет ей некий репутационный ущерб. — считает Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Однако программу это не остановит. И Superjet будут продаваться как на внутреннем, так и международном рынке».

Эксперты считают, что азиатские авиакомпании, которые пока только присматривались к самолету, будут принимать решение о заключении контрактов после того, как станут известны обстоятельства и причины инцидента, сообщает newsru.com.

...