19 марта под председательством губернатора Алексея Гордеева состоялось очередное заседание президиума правительства Воронежской области, на котором обсуждались переселение граждан из ветхого и аварийного фонда, ликвидация последствий природных пожаров и отдельные вопросы охраны окружающей среды.

О переселении граждан из ветхого и аварийного жилья

С докладом по вопросу, касающемуся реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», выступил руководитель управления ЖКХ и энергетики области Вадим Кстенин. Как он сообщил, по состоянию на 1 января 2012 общая площадь жилищного фонда Воронежской области составляет более 60 миллионов квадратных метров, из которых 637 тысяч, или чуть больше 1%, – ветхое и аварийное жилье.
Для ликвидации этого фонда и переселения граждан в благоустроенное жилье в период с 2008 по 2011 год Фондом содействия реформированию ЖКХ было выделено Воронежской области финансирование в размере 1 миллиарда 906 миллионов рублей. Общий объем финансирования региональных адресных программ с учетом средств областного и местных бюджетов составил 2 миллиарда 726 миллионов рублей. Данные средства были направлены на переселение 5500 человек из 2713 квартир, площадь которых составила 88 тысяч квадратных метров. Всего было запланировано расселение 278 аварийных домов.
За указанный период было завершено переселение из 1957 жилых помещений общей площадью 75 тысяч квадратных метров. Жилищные условия улучшили 3685 человек, полностью расселено 149 аварийных домов. Остальные граждане, как пояснил Вадим Ктсенин, будут переселены до конца текущего года, когда завершится строительство домов.
Руководитель управления отметил, что жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилья приобретаются на первичном рынке, а также путем строительства нового жилья. Но при этом с многоквартирными домами возникает проблема: если стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная Министерством регионального развития РФ для Воронежской области, с 2010 по 2011 год составляла 24 тыс. 950 рублей, то сейчас в реальности она превышает 30 тыс. рублей. В результате большинство аукционов не удается провести, так как компании-застройщики не спешат подавать туда заявки. По словам Вадима Кстенина, одним из вариантов решения вопроса является малоэтажное строительство. Так, в 2011 году десять муниципальных образований Воронежской области начали реализацию программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем возведения малоэтажных домов, очевидными плюсами которых являются короткий цикл строительства и низкая себестоимость.
Также камнем преткновения зачастую становится нежелание людей переселяться на предоставленную им жилплощадь ввиду ее удаленности от прежнего места жительства. Выходом из складывающейся ситуации является строительство новых домов на месте снесенных старых. Но, как сообщил Вадим Кстенин, на сегодняшний день из 149 аварийных домов, подлежащих ликвидации, снесено только 105. Связано это с тем, что органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов не предусматривают средства на снос. Вадим Кстенин попросил обратить особое внимание на необходимость решения этой проблемы.
В финале своего выступления докладчик проинформировал присутствующих о том, что в 2012 году Воронежской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ выделен лимит в размере 256 миллионов рублей. Регион также может рассчитывать на получение дополнительного лимита. На сегодняшний день общий объем финансирования с учетом средств областного и местных бюджетов составил 349 миллионов рублей.

О ликвидации последствий природных пожаров

Далее с информацией о ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года и принимаемых мерах по расчистке территорий горельников и проведении мероприятий по воспроизводству лесов выступил руководитель управления лесного хозяйства области Григорий Федюнин.
По его словам, в 2011 году на проведение работ по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года и воспроизводству лесов Воронежской области из федерального бюджета было выделено 50,5 миллионов рублей, а из областного – 28 миллионов. В 2011 году работы выполнены на площади 4,2 тысяч гектаров. Всего за 2010-2011 годы расчистка гарей произведена на площади 5 тысяч га, что составляет 31% от общей площади лесов, погибших от пожаров 2010 года.
При этом анализ реализации указанных мероприятий выявил ряд серьезных проблемных вопросов, сдерживающих запланированные темпы выполнения работ. Сюда, в частности, относятся: отсутствие у хозяйствующих субъектов лесохозяйственного профиля технического и кадрового потенциала для заготовки погибшей древесины в столь крупных объемах; недостаточная стоимость единицы выполнения работ по уборке захламленности при расчистке гарей в условиях необходимости привлечения субподрядных организаций, имеющих специальную технику; низкий спрос на мелкотоварную и дровяную древесину в связи с газификацией области и отсутствием предприятий, перерабатывающих древесные отходы.
В целях решения перечисленных выше проблем управлением были приняты следующие меры. Во-первых, разработан и принят нормативный правовой акт «Об установлении ставки платы за единицу объема древесины при разработке поврежденных лесных насаждений», позволяющий корректировать оплату работ в зависимости от потери технической годности древесины. Во-вторых, ведутся переговоры с инвесторами о разработке и внедрении инвестиционных проектов по переработке мелкотоварной древесины для изготовления топливных брикетов и гранул, то есть биологического топлива. Также создано бюджетное специализированное учреждение Воронежской области «Воронежский лесопожарный центр», устав которого предусматривает возможность выполнения работ по расчистке гарей и воспроизводству лесов в качестве внебюджетной деятельности.
Как сообщил Григорий Федюнин, в план 2012 года включена расчистка гарей на общей площади 5,9 тысяч га. Финансирование 2012 года за счет средств субвенций из федерального бюджета обеспечивает расчистку 291 га. В то же время 630 га будет расчищено за счет средств областного бюджета и 340 га — за счет средств лесопользователей. Расчистка оставшейся площади — 2339 га — финансированием не обеспечена. В соответствии с законом Воронежской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» финансирование управления лесного хозяйства Воронежской области по указанной выше программе на цели ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года выделено в 2012 году 26 миллионов рублей, в 2013 – 26 миллионов рублей, в 2014 году– 26 миллионов. В рамках выделенного финансирования плановые целевые показатели в 2012 году не могут быть достигнуты.
— Учитывая вышеизложенное, управление лесного хозяйства области считает, что для организации выполнения мероприятий по расчистке гарей в доступных объемах целесообразно продлить срок выполнения работ до 31 декабря 2014 г с перераспределением ежегодных объемов денежных средств. Для финансового обеспечения выполнения расчистки гарей в откорректированных объемах на 2012 год управлением направлено письмо в адрес Рослесхоза с просьбой не взыскивать остатки субвенций 2011 года, выделенных на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений, в сумме 21 миллиона 817 тысяч рублей. Кроме того, потребуется дополнительное финансирование расчистки гарей за счет областных средств в сумме 12 миллионов 715 тысяч рублей, — отметил руководитель управления.
Что касается воспроизводства лесов, то здесь Григорий Федюнин сообщил следующее. В 2011 году мероприятия по лесовосстановлению проведены на площади 1,3 тысяч га, что превышает плановый годовой объем. В 2012 году планируется провести лесовосстановление на площади 2,9 тысяч га. В целом лесным планом Воронежской области искусственное восстановление лесов предусмотрено на площади 10 тысяч га, что составляет 64% от общей площади территорий горельников.
— В какие сроки реально полностью провести запланированное восстановление лесов? – поинтересовался у руководителя департамента губернатор. Григорий Федюнин признался, что сроки – расчистка гарей за 3 года и восстановление лесов в течение 5 лет – поставлены очень жесткие. «Область никогда ранее не сталкивалась с такими крупными лесными пожарами, — отметил он. – Наиболее серьезные вопросы сейчас с восстановлением лесов. Мы активно занимаемся работой в питомниках. Но я думаю, что реально все завершить до конца 2014 года. Конечно, в том случае, если будет достаточное финансирование». Выслушав руководителя управления лесного хозяйства, Алексей Гордеев сказал: «Смотрите, чтобы мы не были отстающими».

О мероприятиях по охране окружающей среды

По следующему вопросу повестки заседания присутствовавших проинформировала руководитель управления по экологии и природопользованию области Надежда Стороженко. Она доложила о выполнении плана мероприятий по постановке на учет субъектов экономической деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, по состоянию на 5 марта 2012 года в управлении Роспотребнадзора по Воронежской области зарегистрировано 7062 природопользователей. В результате проведенных организационных мероприятий был поставлен на учет лишь 1261 объект. Особенно плачевно выглядит ситуация с муниципальными учреждениями – их охвачено всего 86 из более чем 3 тысяч, или 2% от общего количества. А вот госучреждения в этом отношении идут неплохими темпами – 110 из 526-ти. Самые высокие показатели по соотношению количества стоящих на учете юрлиц к количеству зарегистрированных природопользователей – в Петропавловском, Бутурлиновском, Острогожском, Каменском, Ольховатском муниципальных районах. А вот Воронеж значится среди отстающих – здесь себя проявили лишь 8% организаций.
При этом, по замечанию Надежды Стороженко, уже совсем скоро тем, кто не зарегистрирован, станет сложно уклоняться от своих обязанностей. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся проекты законов, которые вносят изменения в законодательные акты в части обязательной постановки на учет плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду. Стоит отметить, что плата, взимаемая с зарегистрированных организаций, может стать существенным вкладом в бюджеты разных уровней: 20% – в федеральный и по 40% – в областной и муниципальный.
Выслушав доклад, Алексей Гордеев подчеркнул, что к ответственности в этих вопросах нужно в первую очередь привлекать тех, кто реально вредит природе.
— Самое важное – найти настоящих нарушителей, которые осуществляют вредные выбросы в атмосферу и сливы в водоемы. Надо поставить их на учет и проводить регулярные проверки их деятельности. Можно привлекать к этой работе общественников на местах, которые оперативно сообщали бы нам о подобных фактах, — сказал губернатор.
В финале заседания глава региона выслушал доклад начальника ГУ МВД России по Воронежской области Александра Сысоева по оперативной обстановке в регионе за прошедшую неделю. Особое внимание Алексей Гордеев призвал уделить ситуации на дорогах, а именно культуре вождения воронежцев.
— На дорогах наблюдаются вопиющие ситуации. Например, для многих водителей общение по мобильному телефону во время движения стало нормой. С этим и другими фактами необходимо бороться, — обратился к участникам заседания губернатор.