Политическая жизнь в России, приходящей в себя после январских каникул, вновь активизировалась. Пресса и политологи вовсю строят прогнозы в связи с предстоящими менее чем через два месяца выборами президента. Очевидно, что смена главы государства после 4 марта станет важнейшим внутриполитическим событием 2012 года. И если еще недавно результаты голосования казались абсолютно предсказуемыми, то теперь СМИ бурно обсуждают интриги, неожиданно возникшие после думских выборов и массовых акций протеста, сообщает newsru.com.

Конечно, в победе кандидата от «Единой России» Владимира Путина не сомневаются даже самые смелые аналитики. Вопрос лишь в том, изберут ли его уже в первом туре или же понадобится второй. А самая главная интрига — какими будут последствия этой победы, отмечает «Коммерсант-Власть». Очень многое, по мнению журнала, будет зависеть от того, какие выводы сделают власти из появления на политической сцене «партии рассерженных горожан», громко заявившей о себе 10 декабря на Болотной площади и 24 декабря на проспекте Сахарова.

Главным сюрпризом нынешней президентской кампании стал тот факт, что о перспективе победы Владимира Путина только во втором туре, еще недавно казавшейся совершенно немыслимой, многие заговорили как о вполне возможном варианте. Эксперты, правда, пока считают такое развитие событий маловероятным. Согласно декабрьским опросам ведущих социологических служб, за возвращение премьера в Кремль все же намерены проголосовать более половины определившихся с выбором респондентов.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 7-8 января, впервые с декабря прошлого года рейтинг Владимира Путина начал потихоньку расти. 10-11 декабря 2011 года уровень общественной поддержки Путина составлял 51%, 17-18 декабря — 54%, 24-25 декабря — 57%, а в первую неделю января дошел до 58%. Если верить социологам, в электоральном президентском рейтинге у Владимира Путина также все оказалось неплохо. ВЦИОМ зафиксировал рост поддержки премьера с 42% в середине декабря до 48% в январе.

Не исключено, что премьер заслужил повышение доверия к себе, уменьшив время пребывания на телеэкране, отмечает «РБК daily». После прямой линии с Владимиром Путиным и неоднозначной реакции на нее митингующих оба представителя тандема снизили свою медийную активность. А вскоре рейтинги и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева поползли вверх.

Получается, что после массовых декабрьских митингов парадоксальным образом выросла популярность политика, за которого ораторы на Болотной площади и на проспекте Сахарова призывали ни в коем случае не голосовать. По мнению экспертов, опрошенных «Независимой газетой», речь идет о подготовке общественного мнения к победе Путина уже в первом туре президентских выборов.

В предвыборном штабе главного кандидата в президенты не скрывают нацеленности на победу в первом туре. Руководитель Центрального народного штаба общественной поддержки Путина Станислав Говорухин считает, что нынешний премьер наберет необходимое для этого число голосов — больше 50%. «Мне кажется, он наберет больше — время идет, рейтинг его доверия увеличивается», — сказал кинорежиссер «Интерфаксу» в понедельник.

Он отметил, что объективно оценивает шансы на победу Путина в первом туре выборов: «Я думаю, так оно и случится. Это было бы не так напряженно для страны — выборы стоят дорого. Это свидетельствовало бы о большом доверии народа». При этом Говорухин добавил, что хотел бы, «чтобы за него страна проголосовала единогласно».

Для победы в первом же туре Путину достаточно удержать рейтинг хотя бы на нынешнем уровне и максимально мобилизовать свой базовый электорат, чтобы его верные сторонники в день голосования не остались дома, указывает «Власть». К тому же, Путин может отвоевать часть голосов у тех, кто голосовал против «Единой России» 4 декабря, если умело дистанцируется от единороссов и чиновников.

Для Путина не победить в первом туре президентских выборов означает катастрофу, уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Премьер хочет победить только в первом туре, любой ценой, с любыми натяжками, наплевать, сколько людей потом выйдет на площади», — говорит эксперт. С ним соглашаются и другие политологи, опрошенные «Независимой газетой».

В то же время глава Центра политической информации Алексей Мухин считает, что некоторый рост показателей премьера имеет под собой основание: если поначалу Путин «пропустил несколько голов» (неудача ЕР на выборах, массовые митинги), то затем он «удачно внедрил Алексея Кудрина в стан оппозиции» и подготовил в провинции массированную избирательную кампанию, причем опираться он будет не на «Единую Россию», которая является «сильным аллергеном для граждан», а на Народный фронт, «в рядах которого много достойных людей».

Таким образом, заключает эксперт, появятся моральные обоснования для объяснения победы Путина в первом туре, уверен Мухин, независимо от того, насколько верны данные социологов: «Граждан убедят в том, что иначе и быть не могло».

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер признает, что объективно, даже не вдаваясь в тонкости методик социологических замеров общественного мнения, у Путина самый высокий рейтинг по сравнению с другими кандидатами в президенты. Однако, по мнению эксперта, для реальной политической жизни это не имеет значения: «Зачастую оказывается так, что рейтинг — это одно, а люди тем не менее голосуют иначе».

Второй тур для Путина: три опасности и один неоспоримый плюс

Не факт, впрочем, что второй тур сколько-нибудь опасен для Владимира Путина, отмечает «Коммерсант-Власть»: он может оказаться даже выгоден будущему президенту.

С одной стороны, у премьера и его ближайшего окружения есть как минимум три причины во что бы то ни стало добиваться победы в первом же туре. Во-первых, сам факт двухтуровых выборов ставит под вопрос статус Путина как безусловного национального лидера: какой же он национальный, если за него голосуют всего 40%? Во-вторых, показатель менее 50% голосов будет слишком явно диссонировать с итогами предыдущих выборов, ведь даже в 2000 году молодой и неопытный и. о. президента получил почти 53%, не говоря уже о 71% в 2004-м.

Наконец, третья причина — если в первом туре у Путина еще есть право на ошибку, то случись какие-то неприятные сюрпризы во втором, исправить ситуацию будет уже фактически невозможно. А о том, что таких сюрпризов в окружении Путина не исключают, свидетельствует хотя бы выдвижение в президенты иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева, который должен гарантировать законность выборов в том совершенно невероятном случае, если с них вдруг снимутся все остальные кандидаты.

С другой стороны, второй тур позволил бы сбить поднявшуюся после думских выборов протестную волну. Двухтуровые выборы фактически лишат «рассерженных горожан» базы для дальнейших протестов, по крайней мере на федеральном уровне. Ведь тогда убедительных поводов для обвинения властей в массовых фальсификациях не будет.

К тому же, опасаться каких-то неожиданностей во втором туре у премьера на самом деле никаких оснований нет. Так называемая «стратегия Навального» (голосовать за любого кандидата, кроме Путина) во втором туре работать не будет. Ведь голосовать, например, за Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского, всерьез рискуя получить их в президенты, большинство «рассерженных» не захочет, прогнозирует «Власть».

Сам Алексей Навальный, один из лидеров неформального движения «Прокатим Путина», однако, обещает опустить рейтинг кандидата в президенты «до 30% по стране и 15-25% в крупнейших городах». Сейчас, конечно, эта цель кажется нереальной, но опыт «Единой России», быстро потерявшей заметную часть голосов, все же дает оппозиции надежду на некоторые успехи.

Протестующие готовят предвыборный сигнал власти

Проверить истинность новых данных ВЦИОМа можно будет 4 февраля, когда оппозиция намерена устроить в Москве новый массовый митинг, уверен глава Института современного развития Игорь Юргенс. Если протестующих соберется столько же, сколько было на проспекте Сахарова, «точно нельзя будет говорить о повышении рейтинга Путина в той части, которая будет очень важна для будущего президента», заявил он «НГ».

Эксперт сомневается в соответствии результатов опроса ВЦИОМа общественному мнению: «Можно придумать выборку, при которой рейтинг Путина составит и 60%. Если правильно подобрать сельские и промышленные регионы». По словам Юргенса, вне зависимости от рейтингов «население крупных городов настроено антипутински, и с этим надо что-то делать, потому что такая волна не является продуктивной для нового президентского срока премьера».

После 4 февраля недовольные тоже не будут сидеть сложа руки. Можно не сомневаться, что любые нарушения избирательного законодательства со стороны путинского штаба и чиновников всех уровней будут отслеживаться представителями гражданского общества еще более тщательно, чем в ходе думской кампании, и немедленно предаваться гласности — прежде всего посредством интернета, предрекает «Власть».

Заметно возрастет и число граждан, готовых поработать на участках в качестве наблюдателей. Так что если Путин действительно решит исполнить свой зарок и провести «образцово-показательные выборы», то одних лишь обещанных им прозрачных урн и веб-камер на участках будет для этого явно недостаточно. Главным будет дать местным чиновникам отчетливый сигнал: ничего страшного во втором туре нет, а за особо откровенные подтасовки самых рьяных «накрутчиков» примерно накажут.

К чему привели протесты и чего хочет оппозиция

В целом же «протесты привели к тому, что оппозиция перестала быть частью маргинального политического спектра, куда ее загнала власть», отметил «Независимой газете» замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Власть вынуждена пойти им навстречу и снять барьер при регистрации партий», — говорит он. Однако не все так просто, продолжает эксперт, — власть может пойти на другую стратегию и вместо регистрации нескольких сильных партий начать регистрировать все подряд.

По мнению политолога, нынешняя оппозиция, у которой пока нет единого сильного руководителя, имеет цель не прийти в таком виде к власти​, а будет добиваться исполнения простых требований, которые были выдвинуты на митинге 24 декабря. А именно: свободные думские и президентские выборы, политический плюрализм, доступ оппозиции к СМИ, освобождение политических заключенных.

«Грядущие президентские выборы будут по умолчанию признаны оппозицией нечестными и несправедливыми, — убежден эксперт. — И требование об отставке Путина зазвучит, как только он на них победит, что снизит легитимность его нахождения у власти. Оппонентами же нынешние оппозиционеры обязательно станут, но не сейчас, а на честных выборах».

Говоря об адресатах резолюции, Макаркин поясняет: она была адресована власти в целом. К президенту Дмитрию Медведеву митингующие не обращались, поскольку разочарованы им и считают его не более чем исполнителем решений Путина: «Дальнейшее развитие событий будет зависеть от митинга 4 февраля. Если придет много людей, власть будет вынуждена пойти на уступки. Сейчас Путин занял выжидательную позицию», — заключил политолог.

Оппозиционеров стали выпускать в телеэфир. Эксперты: Власть их не боится

Пока же оппозиция продолжает подготовку к маршу протеста 4 февраля, и на этом фоне российское телевидение впервые за долгое время решилось показать интервью с сопредседателями Партии народной свободы (ПАРНАС) Борисом Немцовым и Владимиром Рыжковым. Интервью вышли на федеральном канале «Россия-1».

В субботнем эфире Немцов озвучил требования, заявленные на митинге на проспекте Сахарова, и заявил, что оппозицией будет поддержан кандидат в президенты, который согласится с резолюцией протестующих, а сами протестующие идут на выборы под лозунгом «Ни одного голоса Путину».

Позже в комментариях журналистам Немцов сказал, что интервью вышло все же в несколько урезанном виде. В частности, были вырезаны слова о том, что любой будущий президент должен провести политическую реформу и надо расследовать преступления Путина и его окружения.

«Это влияние все-таки Путина и того, что выгнали Суркова, который был все-таки ответственный за формирование списков не допущенных к телеканалам людей», — сказал он радиостанции «Коммерсант FM».

А в воскресенье в программе «Вести недели» было показано интервью с Рыжковым. «Независимой газете» он рассказал, что съемочная группа «задавала важные вопросы о том, есть ли у оппозиции конструктивная программа и чего хочет протестное движение».

Наблюдатели считают, что факт допуска так называемой «непримиримой оппозиции» до телеэфира свидетельствует об изменении политики на федеральном ТВ, однако, как подчеркивают наблюдатели, это также свидетельствует о том, что власть не боится лидеров оппозиции и поэтому дает им «зеленый свет».

«Думаю, что эти люди с точки зрения политической достаточно безобидные, достаточно отыгранные, ничего нового они сказать не могут, поэтому было принято, очевидно, такое решение: пусть лишний раз покажутся, никого, кроме своих сторонников, они не убедят. Но в какой-то контекст их можно вставить. Думаю, что наверняка это был контекст какой-то анти, против кого-то. Так что их как всегда использовали, не более того», — полагает политолог Валерий Островский.

...