Журналисты, общественные активисты, студенты и волонтёры «ГОЛОСа» собрались 30 сентября в воронежском Доме Прав Человека, чтобы поговорить о свободе слова и свободных выборах. Очередная открытая дискуссия началась с небольшого разочарования: желанный гость, бывший редактор газеты «Воронежский Курьер» Дмитрий Дьяков не смог прийти; правда, эта потеря была с лихвой восполнена другими участниками дискуссии.

Пришёл, например, Александр Ягодкин – бывший редактор «Новой газеты» в Черноземье» и собственный корреспондент федеральной «Новой» в Воронеже; пришёл и Вячеслав Битюцкий, председатель «Воронежского Мемориала», стоявший у истоков газеты «Воронежский Курьер»; был и преподаватель журфака воронежского госуниверситета Евгений Осенков, и немецкая журналистка, политолог Хайди Ахеб.

Александр Ягодкин рассказал немного о своём видении новейшей истории воронежской журналистики – в том числе, о закручивании гаек, цензуре, окончательно утвердившейся в региональной прессе с приходом нового губернатора; и — об упадке профессии журналиста в целом. «Если раньше цензура была «экономической», то есть продиктованной финансовой зависимостью прессы, то сейчас она стала всеобъемлющей» — посетовал Ягодкин. Кроме того, за последние годы региональная журналистика претерпела почти тектонические изменения: главные редакторы трёх крупных общественно-политических газет были уволены новым губернатором, а воронежская «Новая газета» закрылась по финансовым причинам.

Бывший редактор региональной «Новой» отметил, что инициатива воронежской власти по упразднению районных газет вызвала коллективный отпор в журналистском сообществе; относительное возмущение было высказано и против увольнения Дмитрия Дьякова с поста редактора «Воронежского Курьера» (на тот момент, полтора года назад, «последней каплей» в газете, учреждённой областной администрацией, стал материал о том, как «Единая Россия» скупала голоса избирателей). Правда, по словам Вячеслава Битюцкого из «Воронежского Мемориала», кампания по защите свободной газеты ограничилась лишь несколькими коллективными письмами и малочисленными митингами. А «газета воронежской интеллигенции» была, в сущности, интеллигенцией брошена.

Евгений Осенков рассказал немного о настроениях на журфаке ВГУ. По словам Евгения, «студенты 2000-х не похожи на студентов 1990-х», их ценности стали гораздо более утилитарными. Впрочем, участники дискуссии, кажется, сошлись на мнении о том, что во времена, когда журналистика в Воронеже была свободной, журналисты получали большие деньги за свой труд. Так что по факту традиционной схемы с обменом «колбасы на свободу» не вышло – не стало свободы, не стало и колбасы. Отсутствие реальной политической конкуренции также отсекло для прессы возможность подзаработать на предвыборных кампаниях.

В настоящий момент свободная журналистика в Воронеже находится в маргинальном поле слабопосещаемых интернет-сайтов. Журналисты, присутствовавшие на встрече, уповали на абстрактный независимый капитал, который мог бы составить серьёзную конкуренцию официозной прессе. Координатор правовых программ Межрегиональной правозащитной группы Наталья Звягина подвергла подобный подход критике: в частности, она высказала опасение, что подобного рода иждивенческому мышлению учат молодых журналистов, в то время как надо добиваться самоокупаемости и реальной независимости прессы, что существует в некоторых регионах России.

Немецкая журналистка Хайди Ахеб напомнила, что абсолютной свободы слова, вероятно, нет нигде, а медиа Германии также – в некоторой степени — подконтрольны государству и правящей партии. Хайди также рассказала о нескольких последних скандалах, связанных с вмешательством ХДС в политику СМИ, принадлежащих государству.

Иван Кондратенко, региональный координатор «ГОЛОСа» в Воронеже:

На мой взгляд, воронежскую журналистику охватило какое-то всеобщее состояние уныния, и этому перманентному унынию не видно альтернатив, его не может как-то раскачать и предвыборная кампания. Независимые журналисты жалуются на отсутствие каких-то заметных политических акторов в городе (кроме представителей власти) и, мне кажется, живут в ожидании чуда. Сейчас происходит достаточно болезненная ломка старой системы журналистики, но при этом будто бы не видно и новой…

Очень жаль, что мы всё равно ушли немного в сторону от заданной темы и не пришли все ожидаемые спикеры – мы так и не поговорили хорошенько об ответственности журналистов за свободу слова о том, как, может быть, мы не смогли её – все вместе – сберечь и о том, как легкомысленно распоряжались ей во время предвыборных кампаний…

...