4 июля по поручению губернатора Алексея Гордеева еженедельное оперативное совещании в правительстве области провел заместитель губернатора — первый заместитель председателя правительства области Александр Гусев. На совещании рассмотрен ход выполнения муниципальными образованиями графиков инвентаризации и приобретения резервных источников энергоснабжения в 2011 году, подведены промежуточные итоги реализации плана мероприятий по развитию рынков на территории города Воронежа, а также намечены меры по усилению контроля и применению штрафных санкций к недобросовестным поставщикам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
О выполнении муниципальными образованиями графиков инвентаризации и приобретения резервных источников энергоснабжения в 2011 году доложил руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Вадим Кстенин. Он сообщил, что во исполнение поручения губернатора Алексея Гордеева в январе — феврале текущего года был составлен перечень объектов жизнеобеспечения Воронежской области, требующих приобретения резервных источников электроснабжения. К ним относятся котельные, объекты централизованного водоснабжения и водоотведения, снабжающие энергетическими ресурсами жилищный фонд.
В ходе подготовки к очередному отопительному сезону в июне во всех муниципальных образованиях проведена повторная инвентаризация наличия и состояния резервных источников электроснабжения для объектов жилищно-коммунального комплекса. В целом по области для объектов ЖКХ требуется 189 автономных источников питания различной мощности. При этом в 2011 году полностью покрыть имеющиеся в них потребности за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников планируют в Новоусманском, Поворинском, Терновском, Хохольском и Эртильском муниципальных районах, а также в Воронеже. Хуже ситуация в других муниципальных образованиях, совсем не озаботились этой проблемой в Подгоренском районе. По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области, в 2011-2013 годах за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников планируется приобрести 108 резервных источников электроснабжения, или 60% от общей потребности. Также и в нынешнем году, по оценке Вадима Кстенина, темпы приобретения резервных генераторов оставляют желать лучшего. К настоящему моменту поставлена только одна передвижная дизель-электростанция — в Рамонском муниципальном районе.
Для того чтобы разрешить возникшую ситуацию губернатор Алексей Гордеев обратился с ходатайством к министру обороны РФ о безвозмездном выделении 165 комплектов дизельных электростанций различной мощности. Вместе с тем на совещании отмечалось, что необходимо повысить ответственность глав администраций муниципальных образований за обеспечение резервными источниками питания объектов ЖКХ на местах. Им дано поручение к 15 августа текущего года внести изменения в планы закупок резервных источников электроснабжения на 2011 – 2013 годы с тем, чтобы имеющиеся в них потребности были покрыты полностью. Поставки же нынешнего года следует обеспечить до 15 сентября. Кроме того, руководителям исполнительных органов государственной власти поручено представить губернатору отчеты о выполнении программ обеспечения резервными источниками электроснабжения социальных и иных объектов.

На совещании также была рассмотрена и такая острая проблема, как неприменение штрафных санкций к недобросовестным поставщикам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. С информацией на данную тему выступил председатель Контрольно-счётной палаты Воронежской области Вячеслав Олемской. Он, в частности, сообщил, что в ходе контрольных мероприятий, проведенных КСП в 2010 году и первом полугодии текущего года, была проверена деятельность около 200 бюджетных учреждений. При этом одним из вопросов проверки было осуществление контроля исполнения государственных или муниципальных контрактов. По данным Вячеслава Олемского, четвертая часть организаций при нарушении подрядчиками или поставщиками условий контрактов не пользуются такой эффективной мерой, как применение штрафных санкций. Между тем практически ни одно строительство или ремонт не обходится без подобных нарушений, факты неприменения санкций выявлены и при проверках закупок оборудования, транспорта и даже продуктов питания.
По словам председателя КСП, нередки случаи отсутствия в некоторых контрактах нормы, предусматривающей ответственность подрядчика за неисполнение обязательств по поставке товаров или предоставлению услуг. К примеру, не оговаривалось применение штрафных санкций администрацией Каменского района при заключении контракта на строительство полигона твердых бытовых отходов. Работы были выполнены и оплачены на 42% стоимости контракта, строительство полигона не велось больше года, и только потом контракт был расторгнут. Штрафные санкции к подрядчику не применялись, хотя можно было взыскать до 500 тысяч рублей. Или такой пример. ОГУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление» при заключении контракта на поставку оборудования для регулирования дорожного движения также не оговорило в договоре условия, предусматривающие ответственность поставщика. В итоге оборудование было получено с задержкой в три месяца, а коммерческая структура никакого наказания не понесла.
При проверках КСП выявлены и факты, когда заказчик при срыве подрядчиком сроков выполнения работ не только не применял штрафные санкции, но и заключал дополнительные соглашения, изменяющие сроки контрактов. Тогда как, по словам Вячеслава Олемского, это является грубым нарушением законодательства и приводит к неэффективному освоению бюджетных средств, «зависанию» областных денег у подрядчиков. Так, почти на год продлялись сроки окончания работ по строительству инфраструктуры в с. Александровка Новоусманского района, до полугода – на строительство инженерных сетей в с. Ямное Рамонского района. Однако, как сообщил председатель КСП, наиболее часто встречаются ситуации, когда заказчики игнорируют прописанные в контрактах условия, предусматривающие применение санкций. Общая сумма недополученных бюджетами разных уровней средств за 2010 год составила, по оценке Контрольно-счетной палаты, более 20 млн. рублей.
Проверки показали, что нарушения договорных обязательств допускались при ремонте и содержании автомобильных дорог, строительстве газовых сетей, при капитальном ремонте многоэтажных домов и социальных объектов и даже при обеспечении продуктами питания пожилых граждан и инвалидов.
Для исключения подобных ситуаций впредь на оперативном совещании принято решение усилить контроль за исполнением государственных и муниципальных контрактов, а также повысить ответственность исполнителей заказов. Для этого, в частности, предполагается сформировать новый список недобросовестных подрядчиков и поставщиков товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, проштрафившиеся компании могут лишиться и лицензии на осуществление того или иного вида деятельности.

...