Прокуратурой города Воронежа выявлены грубые нарушения законодательства при организации питания детей в образовательных учреждениях, инициированы проверки на предмет наличия признаков преступления.

К проведению проверки привлекались районные прокуроры, специалисты Роспотребнадзора, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, сотрудники УВД по городу Воронежу.

По результатам проверки прокуратурой города и районными прокурорами инициировано возбуждение 66 дел об административных правонарушениях. Подготовлено 7 представлений об устранении нарушений законодательства, из которых 4 представления в настоящее время рассмотрено, 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

В качестве характерных нарушений, выявленных в ходе проверки, можно указать следующие.

Фактический рацион питания учащихся в школах не соответствует утвержденному примерному меню. Допускается замена одних продуктов, блюд на другие, без подтверждения необходимыми расчетами их соответствия по пищевой ценности. Объемы порций отдельных блюд уменьшены и не соответствуют рекомендуемым массам. В образовательных учреждениях не ведутся ведомости контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья. В питании детей допускается использование продуктов, запрещенных санитарными правилами. По субботам для обучающихся в школах не организовано двух разовое горячее питание.

Помимо этого, в ряде школ не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию помещений для приготовления горячего питания, нарушаются правила хранения продовольственного сырья. Имеют место факты поставки пищевых продуктов без необходимых документов, подтверждающих их качество и безопасность.

По результатам проверки прокуратурой города внесено представление главе городского округа город Воронеж Сергею Колиуху об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства и в деятельности Управления Роспотребнадзора по Воронежской области.

Так, при организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях использовались согласованные руководителем Роспотребнадзора по Воронежской области варианты примерного меню, не соответствующие санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Основанием для согласования руководителем Управления Роспотребнадзора по Воронежской области вышеназванных примерных меню явились положительные экспертные заключения, выданные федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», выводы которых не соответствуют действительности и противоречат действующему законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Тем самым были нарушены требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты является обязательным соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

Вопреки санитарным правилам, предусмотренные в утвержденных примерных меню объемы порций готовых блюд, количественный состав белков, жиров и углеводов, энергетическая ценность продуктов фактически не отличается для различных возрастных категорий обучающихся (7-11 лет, 11 лет и старше).

Также наблюдается значительное уменьшение (на 20-50 %) объема порций отдельных блюд (котлеты, салаты, гарниры) по сравнению с рекомендуемыми по санитарным нормам.

В связи с использованием данных вариантов примерных меню школьники не получали необходимого количества основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) и требуемой калорийности питания.

Кроме того, при утверждении примерного меню разрешена замена блюд на полуфабрикаты промышленного производства, что привело к бесконтрольному использованию в питании учащихся замороженных рубленых мясных и рыбных полуфабрикатов производства ООО «Продэкс».

Таким образом, не учтены требования санитарных норм о том, что при разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам.

В связи с выявлением вышеназванных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой города Воронежа внесены представления руководителю Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Михаилу Чубирко и руководителю ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» Юрию Степкину.

Кроме того, прокуратурой города установлены факты, свидетельствующие о возможном присвоении бюджетных средств должностными лицами, ответственными за организацию питания детей.

В связи с этим, прокуратурой города направлены материалы в следственные органы в целях проведения процессуальных проверок по указанным фактам на предмет наличия признаков преступления.

...