На прошлой неделе в музее им. Крамского открылась выставка известного художника Никаса Сафронова, на которой воронежцы смогут увидеть 80 лучших работ автора. Среди них портреты Моники Беллуччи, Одри Тоту, Одри Хэпберн, Джоди Фостер, Софи Лорен, Николая Дроздова, Романа Абрамовича и прочих известных персон. Вообще, диапазон творчества Никаса Сафронова широк — это и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты.

Многие его работы строятся на глубоких метафорах и своей, присущей автору, системе символов. Кстати, три работы из привезенных в Воронеж, выполнены в эксклюзивном авторском стиле «Dream Vision», благодаря которому художник был занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Несмотря на то, что большая часть работ Никаса Сафронова находится в частных коллекциях, а также музеях Западной Европы, Америки, он давно является Почетным гражданином России, а также обладателем Международного ордена святого Константина Великого, ордена святого Станислава, ордена святой Анны II степени и многими другими наградами.

«Из трех заработанных копеек – две отдаю на благотворительность!»

На открытие выставки именитый художник приехал лично. Сразу по прилету Никас заехал в церковь пророка Самуила — поставил свечку за всех воронежцев и помолился, чтобы все у нас было хорошо. «Пусть мой ангел Николай вас оберегает, и дает вам хоть каких-то денег!», — сказал журналистам Сафронов. Сам художник тоже не бедствует, его картины, стоимость которых исчисляется в десятках тысяч евро, пользуются большим спросом. Поэтому Никас с легкостью может отказаться от съемок в рекламе, за которую ему предлагают 350 тысяч евро. «Евроокна» пришли ко мне с таким предложением, — поведал Никас. Но мои юристы сказали, что мое имя стоит дороже! Теперь жду более стоящего предложения. Как вы понимаете, бренд дорогого стоит. И всегда важно, чем ты будешь заниматься потом. Лично я – благотворительностью».

Никас поведал, что Воронеж не первый город, где выставляются его работы. Полотна Сафронова уже были представлены в Одессе, Киеве, Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Ульяновске, Пензе, Ярославле, Кирове и Тюмени. Теперь очередь дошла и до столицы Черноземья…
«С вашим губернатором Алексеем Васильевичем Гордеевым я познакомился на одном духовном мероприятии, которое проходило в Храме Христа Спасителя, — рассказал воронежцам Никас. – Мне очень понравился ваш губернатор, он так красиво рассказывал о вашем городе! И я пообещал, что привезу свои картины в Воронеж. И когда встал выбор между Волгоградом, Саратовом и Воронежем, я выбрал ваш город» Как выяснилось, в Воронеже Никасу уже приходилось бывать. «Когда Алексей Васильевич рассказывал о городе, я сразу начал вспоминать образы – я же в 81-ом году приезжал сюда за дипломатом – за таким пластмассовым ящиком, который нужен мне был для красок, для папок с рисунками. Чтобы было удобно. Он был очень комфортный в этом плане. Поэтому, вспомнив юность, я с удовольствием приехал сюда вновь, уже с выставкой. Губернатор обещал приобрести 1-2 картины для воронежского музея, и часть из вырученных денег я отдам на благотворительность. Просто мама с детства меня учила, что если ты заработал три копейки, одну надо отдать на благотворительность. Я отдаю две…»
«Феррари» за портрет

Кстати, состоятельные воронежцы могут заказать Сафронову свой портрет. Правда, размеры гонорара Никас афишировать не стал. Сказал лишь, что писал портреты и по 20, и по 100 тысяч евро. «Все это очень индивидуально и зависит от размера холста, техники, сложности, затраченного времени (обычно у Никаса уходит на одну работу 1.5-2 месяца, — Прим. Авт.) То есть это вопрос моего вложения, — говорит художник. – Плюс, конечно, за имя добавляется. Но я прекрасно понимаю, что если король Брунея может подарить мне за портрет «феррари» за 480 тысяч евро, то в России я буду работать за совершенно другие деньги. Кстати, подаренную королем машину я продал за 300 тысяч евро. Как-то боязно мне было разъезжать на такой дорогой машине. А тут живые деньги получил!»

Впрочем, иногда он может сделать это и совершенно бесплатно.
К примеру, он только что дописал портрет Фиделя Кастро, за который ему обещали хорошо заплатить, но от гонорара Никас отказался. Работу Сафронов собирается вручить кубинскому лидеру 15 апреля. «Хотите, напишу ваш портрет? Бесплатно!», — предложил он одной из журналисток. Правда, та, поскромничав, отказалась.

Никас Сафронов назвал свою выставку юбилейной. 8 апреля художник будет отмечать свое 55-летие, к этому и приурочил экспозицию. Кстати, к юбилею художника выходит книга, написанная им в соавторстве с Александром Стефановичем (экс-супругом Аллы Пугачевой) с несколько нескромным названием «Никас великолепный», которая тоже будет представлена на выставке. «Я, правда, был против такого названия, но Стефанович настоял», — улыбаясь, поведал Сафронов.

«Узнав, что я художник не бедный, жена-итальянка подала на развод!»

Сафронов рассказал, что этот год знаменателен для него тем, что в его трехэтажной квартире, наконец, заканчивается ремонт, который длился ровно 10 лет. «Как я однажды пошутил, этот ремонт примечателен тем, что в каждой стене находится по замурованному строителю», — пошутил Никас, а затем пообещал пригласить всех присутствующих на новоселье.

Поделился Сафронов и еще одним радостным моментом своей жизни. «Недавно у меня была выставка в Лондоне, где я, наконец, примирился со своим сыном Стефано, которого я не видел много лет. Дело в том, что когда моя итальянская жена Франческа вдруг узнала, что я художник небедный, она сразу подала на развод и раздел имущества – хотела быстренько отсудить у меня половину. Причем, она хотела, чтобы судебное заседание проходило в Лондоне – как мне сказали мои адвокаты, за 30 лет там еще ни один мужчина не выиграл ни одного суда. И когда у нее ничего не получилось, Франческа стала негативно настраивать сына против меня. Она не отпускала его ко мне, говорила, что Россия – поганая страна, язык у нас варварский, а сам Никас ужасный отец. Когда я сделал выставку, посол нашей страны пригласил на нее принца Чарльза. А я пригласил туда сына. Еле уговорил, он долго отказывался, аргументируя тем, что будет неловко чувствовать себя там в школьной форме. Я заверил, что никого из публичных персон на выставке не будет, и Стефано согласился. И тут появляется принц и заявляет: «Королям за честь, а нам принцам и вовсе входит в обязанность дружить с Никасом!» После этого сын меня сразу зауважал, приехал ко мне в Москву и теперь изучает русский язык…»

«Можете обращаться – усыновлю!»

Сафронов рассказал, что имеет трех сыновей. Старший сын Лука – от русской девушки, средний – Стефано — от итальянской жены Франчески, а младший – Ландин — от немки Катрин. «А еще мне часто приписывают внебрачных детей, поделился с нами Никас. — Вот буквально недавно мне стала звонить одна мадам, предлагала встретиться, показать сына. Я спросил, сколько мальчику лет, оказалось – 26. Ужас! Я пытался узнать, где мы с ней познакомились, но на все вопросы она отвечала: «Увидишь сына, сам все поймешь!» Я встретился с этим мальчиком, спрашиваю: «Мама тебе рассказала, как ты появился?» Он ответил, что мама от него это скрывает. Спрашиваю, чем занимается — закончил консерваторию по классу скрипки. И тут я догадался, в чем дело. Говорю: «Тебе, наверное, деньги нужны?» — «Нужны!» — «Работа нужна?» — «Нужна!» Я пообещал поговорить с бывшим ректором консерватории, но поставил условие — не буду помогать, пока его мама честно не скажет, где мы с ней познакомились. И тогда она позвонила мне и честно призналась: «Никас, да я вас даже не видела никогда. Просто мне в церкви сказали, что вы всем помогаете!» Да, я всех принимаю, так что, если кто захочет — можете смело обращаться. Я усыновлю, или хотя бы помогу, чем смогу. Но тому мальчику помогать не стал – потому что они начали просить о помощи со лжи!»

Когда мы спросили Никаса, о чем он мечтает, художник честно признался: «Хочу купить остров в Тихом океане, и там немного пожить. А еще в этом году планирую начать ремонт своего замка в Шотландии. Это большой замок, который достался мне за сущие копейки. Сейчас он стоит 8 миллионов евро, а я приобрел его за 2!
Я случайно на него набрел, когда был в Шотландии. Он стоял в лесу заброшенный, а вокруг – девственная природа. Я сразу влюбился в это место, и долго уговаривал местные власти, чтобы мне его продали…» «Когда отделаете замок, один там будете жить?», поинтересовался корреспондент «ВестиПК». «Можем вместе!», — бесхитростно улыбнулся Никас.

«Дали и да Винчи тоже были коммерсантами…»

— Никас, вас постоянно обвиняют в том, что вы за свои картины просите баснословных денег… Некоторые искусствоведы в открытую называют вас коммерсантом, а не художником…

— Коммерсантом был и Сальвадор Дали, и Леонардо да Винчи. Да, я продаю картины. А «Черный квадрат» Малевича – это разве не коммерция? Меня бесит, когда говорят: «Ах, какая картина! Какая философия!» Да ничего там нет, это же обычная авантюра. А я продаю картины, а не какие-то квадраты. И если мои работы кому-то нравятся и их приобретают, то это уже о чем-то говорит!

Кроме того, если картину хочет купить музей, или не очень обеспеченный человек, я всегда готов уступить, продать дешевле той цены, по которой обычно покупают клиенты в Москве или коллекционеры за границей. Я понимаю, что есть другие заботы — нужно спасать врачей, пенсионеров, учителей. Но именно искусство — музыка, живопись — и дает стимул для жизни. Не зря ведь говорят, что не хлебом единым жив человек. Можно съесть хлеб с маслом, можно с медом, а можно с икрой. Но главное, чтобы хлеб был. И хлеб — это творчество, искусство. Шостакович и во время войны писал музыку, и Леонардо рисовал, когда Италия воевала с Францией. Не ради обогащения, а ради любви к искусству. Я сам построил храм святой Анны в Ульяновске, и собираюсь построить еще не один храм. Я не только зарабатываю, я еще и делюсь!

— А вообще обидно, когда ругают?

— А как вы думаете? Конечно, обидно. Я мог бы заработать денег, купить домик в Швейцарии и свалить отсюда — раз тут ко мне так относятся. Но я этого не делаю. Иногда даже прошу прощения у людей, которые передо мной виноваты. Недаром существуют прощенные воскресенья – когда надо самому пойти на встречу, потому что другому человеку неудобно, он боится. Я считаю, что людей лучше не ругать, а хвалить – пусть даже за мелочь, пусть это будет авансом. И тогда он нарочно сделает что-нибудь хорошее…
Я не люблю дурацкую критику. Если художник, искусствовед или журналист говорит о тебе «вы такой-то» — это очень плосткостно. Потому что на самом деле я и такой, и этакий, и черный, и белый, и пушистый, и светлый, и ангельский, и жесткий, и практичный, и модный… Как и любой другой человек! Это все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Но кто-то получил свой миллион, а кому-то не довелось. И тогда возникает черная зависть, обида — почему не ему, не у него. Начинаются всякие придумки — да у него старуха в Кремле, которая его двигает, да он работает на КГБ… И начинается эта возня. Начинают говорить: «Вот Вася Сидоров — хороший художник, а валяется на помойке. Ему не повезло, а Никасу повезло!» Может, Вася и хороший, но нужно ведь еще одно место с дивана поднять.

«Я бы и Бен Ладена написал!»

— Еще злопыхатели говорят, что у вас не искусство, а картинный шоу-бизнес…

— Если вы о том, что я пытаюсь присоседиться к славе звезд, то это чушь! Десять лет назад я вошел в сотню лучших художников мира и в число 14-ти самых известных эротических художников. Это о чем-то говорит? Я не бегаю за Киркоровым, я пишу Мэрил Стрип, Софи Лорен, Шона Коннери — людей, которые мне интересны. Я пишу Личности. Делал Дудаева в 89-м году — он мне тоже интересен. У меня спрашивают: «Вы бы написали Бена Ладена?» Да! Это интересно мне как художнику, как психологу. Может, я не стал бы его приукрашивать – это другой вопрос. Но то, что это интересное, историческое лицо — несомненно. Я бы написал Сталина, Наполеона и может быть даже Гитлера. Как говорится, «времена не выбирают — в них живут и умирают». Поэтому мы изучаем вышеозначенных людей, как исторических персонажей. Никому не интересен тот, кто ищет миллион, но всем интересен тот, кто его нашел. Сахаров, Лихачев, Роллинг Стоунз — они заставили говорить о себе. Они история, эпоха и я их пишу тоже. Еще я пишу монахов, священников. Сейчас лечу к одному монаху в Грецию, он молится за Россию.

— На выставке представлен портрет Романа Абрамовича. Почему вы решили его написать?

— Этот портрет заказала подруга Анны Жуковой — девушки Абрамовича. Она хотела им сделать приятное, изобразить его рыцарем… Даже залог отдала. А потом она поссорилась с Жуковой и не стала забирать картину, она осталась в коллекции. Абрамович, кстати, один из немногих, кто не позировал мне – я писал его по впечатлению от фильма про него.

«Люди зарабатывают имя, но не всегда продают искусство»

— Как вы относитесь к современному искусству?

— Что им считать? Есть жульническое искусство. Например, картина «Целующиеся милиционеры», раскрученная своими людьми и купленная Третьяковкой за 150 тысяч евро. Недавно я открыл книгу современного искусства — там квадратов пятьдесят написано разными художниками. Квадрат и маленькая точка, квадрат в квадрате… Голь на выдумки хитра. Тут много ума не надо. Подпись важна. Студенты Уорхола раскрашивали работы, а он только подпись поставил. И картина уже стоит 20 миллионов долларов. Потому что подпись его, и потому что там изображена Элизабет Тейлор. Люди зарабатывают имя, но не всегда продают искусство.

— И как определить, что из предлагаемого «мусора» искусство?

— Раньше люди достигали совершенства за счет точности передачи объекта, чуть искажая в своей манере. Эль Греко – делал чуть вытянутые лица, Рембрант отличался игрой светотени. Но все-таки все пытались достигнуть совершенства, схожести. А потом стала появляться абстракция, черные квадраты. А ведь первые квадраты были написаны за сорок лет до Малевича! Альфонс Алле Герхард написал в 1893 году черный квадрат, картина называлась «Битва негров в пещере глубокой ночью». Потом был написан белый квадрат — «Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору». В 1894 году Альфонс Алле написал красный квадрат, который назвал ««Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Просто кто-то просто пошутил и забыл, а Малевич пробил свое.
Если вы не разбираетесь в искусстве, не знаете фамилий художников, вы интуитивно подойдете к картине Леонардо да Винчи, в крайнем случае – к Сальвадору Дали. Вам это будет близко, вы увидите там точность, сходство. Но вы не подойдете к квадрату Малевича – вы даже не поймете, что это такое. Это всего лишь пиар, вкладывание огромных денег для дальнейшей отдачи.

— Чье искусство вам самому нравится?

— Мне нравится Пикассо, какие-то работы Шагала, Матисса. Мне нравился Провоторов, который потом ушел в монахи и Худяков, который сейчас только на компьютере картины делает. Мне казалось, они талантливые люди. Нравится Тернер, Жозеф Каро, итальянский художник Франческо Гварди, из импрессионистов – Моне. Мне нравятся те, кто уже состоялся во времени.

«Написав икону, вырвал мальчика из лап дьяволистов…»

— Вас многие сравнивают с Сальвадором Дали…

— Просто в 90-х годах, когда я работал в сюрреализме, или в символизме, люди пытались утащить меня в какую-то нишу. Они у меня с Дали находили некую схожесть в технике. На самом деле с Дали можно сравнивать и Брейгеля, и Босха, и Арчимбольдо… Они тоже сюрриалисты, они тоже могли быть как Дали, и все же они оригинальны. И у меня другая техника и совершенно другой подход. Я вот недавно продал «Распятие», но оно совершенно другое, чем у Дали. Ее купил немец за большие деньги. Влюбился в картину и все. Он даже не знал, кто такой Никас Сафронов. Просто пришел с приятелем за компанию в мою мастерскую. А потом вернулся за картиной – говорит: «Я не могу ее не купить, она снится мне уже несколько дней!» 45 тысяч евро отдал!

— В Лондоне есть картина «Плачущий мальчик», которая всем владельцам приносит неудачу – у хозяев сгорают дома. Причем, сгорает все кроме этой картины. А вы говорили, что ваши картины приносят удачу, что их владельцы богатеют…

— Ну, владельцы моих картин и так люди не бедные. А то, что приносят удачу – это точно. До выборов я написал портрет Владимира Владимировича Путина, и потом он стал президентом. Я недавно написал икону – женщина умоляла, стояла на коленях. У нее сын ушел в секту дьяволистов и священник ей посоветовал просить за него у Казанской божьей матери. Этой женщине приснился сон, что икону напишу я. И вот когда в 11 утра я освящал ее в Церкви Воскресения на Успенском Вражке, ее сын пришел домой и сказал, что ушел из секты. Что-то сработало в высших сферах. Я ведь вкладываю в каждую картину духовное начало. Молюсь всегда перед началом и в конце работы. А когда пишу – всегда хорошо думаю об этом человеке, об этом предмете… Я люблю природу, люблю людей и поэтому мои картины лечат. Еще ни один человек не пытался избавиться от моих картин, не просил вернуть. Наоборот, купив одну, они потом обязательно возвращаются за другими.

Марина Хоружая,
фото автора.

...