Совсем недавно казалось, что социальные сети и блоги вот-вот вытеснят традиционные средства массовой информации. Газеты закрывались, не выдерживая конкуренции с более оперативными и «простыми» цифровыми соперниками. Однако сегодня ситуация вокруг социальных сетей уже не кажется столь однозначной.

Результаты последних опросов говорят о том, что люди перестают рассматривать социальные сети как источник новостей. По данным ВЦИОМ, полностью отказаться от печатных газет и журналов в пользу электронных версий пока готов лишь каждый пятый россиянин. Казалось бы, самое положительное качество социальных сетей — оперативность. Но оно же в итоге и подталкивает их к катастрофе. В погоне за оперативностью теряется качество. Проверка фактов, грамотный текст — все это отходит даже не на второй, а на десятый план, главное — скорость подачи информации и броский заголовок. Отсюда — огромное количество «фейков» — новостей с непроверенной, зачастую ложной информацией. Люди перестают доверять «новостям из интернета», они ищут достоверную, проверенную информацию. Социальные сети постепенно теряют свой авторитет, превращаются из «народного» источника новостей в информационный шум сомнительного содержания.

Хорошо это или плохо? Депутат Воронежской областной Думы, Председатель Комитета по промышленности, инновациям и вопросам импортозамещения, член комитета по образованию, науке и молодежной политике, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Григорий Чуйко считает, что падение доверия к электронным СМИ в сегодняшних реалиях закономерно.

При этом депутат, известный своей активной работой по развитию прогрессивных технологий и инноваций, отмечает, что интернет-пространство необходимо сделать площадкой для прогрессивно мыслящих людей. «Электронные медиа имеют огромный ресурс для развития и предоставления людям качественного информационного контента, — считает Григорий Чуйко. — Если бы пользователи соцсетей и блоггеры не прятались за никами, а говорили от своего лица, не скрывая реальных имен, они были бы заинтересованы в предоставлении своей аудитории проверенной информации, а не заведомо ложных новостей, рассчитанных на дешевую и быструю популярность.

Авторитет и доверие очень тяжело заслужить, а потерять можно легко — всего лишь выдав в «эфир» несколько фейков. Интернет — это, по сути, единственная площадка, наделяющая людей полной свободой слова, позволяющая донести реальные факты и свободно обсуждать существующие проблемы. За это надо бороться, надо возрождать доверие к электронным СМИ публикацией качественного контента от заслуживающих доверия источников».

Кстати, недавнее исследование Digital News Report-2018 показало, что число пользователей, которые доверяют соцсетям в части новостного контента, сокращается. Социальные сети прочно занимали новостную нишу. Так, число людей, рассматривающих Facebook как новостную площадку, упало с 42 процентов в 2016 году до 36 процентов в 2017. На смену соцсетям приходят мессенджеры, впрочем, правдивость их сообщений также никто не гарантирует.

В России аналитики Digital News Report-2018 исследование не проводили. Но данные «Фонда общественного мнения» свидетельствуют, что в нашей стране на первом месте в качестве новостной источника остается по-прежнему телевидение, затем следуют интернет-издания и только потом — соцсети.

Ольга Вознесенская

...