Невероятные трюки, красочные номера, роскошные костюмы, масштабные декорации, уникальное сочетание кавказского темперамента и утонченной восточной грации – все это можно увидеть в программе «Легенда», гастроли которой проходят в Воронежском цирке и продлятся до 2 сентября.

Всегда на коне!

Потрясающим цирковым шоу руководит народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства Тамерлан Нугзаров. Его имя известно далеко за пределами нашей Родины, он — обладатель множества высших цирковых наград. Потомственный цирковой артист Тамерлан Нугзаров в седле с 4 лет. Талантливый и незаурядный человек, которого на манеже уже десятки лет видят верхом на коне. Он не просто артист, он дрессировщик, режиссер, всадник, покоряющий сердца… Подопечные Тамерлана снимались в фильмах «Бег», «Камень на камне», «О бедном гусаре замолвите слово» и др.

Уникальный конный цирк под руководством Тамерлана Нугзарова объездил весь мир, и везде артистам аплодируют стоя. Это не удивительно, ведь цирк Нугзарова не просто набор номеров и трюков — все они объединены одной идеей и вместе составляют очень красочный и зрелищный спектакль. Театрализованное представление «Легенда» — это прекрасная, волшебная сказка о добре, о единстве человека и природы.

В основу спектакля, который привезли в столицу Черноземья, легла древняя кавказская легенда о том, как когда-то давно на свадьбе жених поссорился с братом невесты. В ход пошли кинжалы, и казалось — не миновать убийства. Мать жениха вышла на мужскую половину и бросила головной платок — для строгого мусульманского Кавказа это чрезвычайный поступок, женщина без головного убора позорит себя. Это так поразило дерущихся, что они бросили оружие и помирились. С тех пор это стало обычаем: в безвыходных ситуациях женщины таким образом останавливали распри.
Воронежцы оценили великолепную работу джигитов, цыганские и половецкие пляски, конные бои и погони, сложнейшие трюки – обрывы, стойки на спине бегущей лошади, прыжки всадника, спустившегося под живот лошади… Темп, в котором работают джигиты, заставляет зрителей замирать от страха и восхищения. Уникальные трюки на лошадях и высочайшее мастерство работы скакунов – большой козырь этой программы. Также воронежцы смогут увидеть бурых и гималайских медведей, воздушных гимнастов, веселого клоуна, жонглера с кубиками, дрессированных пуделей и грациозного леопарда. Роскошные костюмы, невероятные трюки, завораживающая атмосфера — все это великолепие воронежцы уже смогли оценить на открытии нового сезона в Воронежском цирке.

С лошадьми Тамерлан связан с детства, которое у артиста было очень не легким. Отец Тамерлана были сослан в лагеря, когда мальчик был еще совсем маленьким. Сначала его воспитывали бабушка с дедушкой, затем Тамерлан воспитывался в детдоме. Именно там у него зародилась любовь к лошадям — при детском заведении была своя конюшня. Кроме того, его дед был офицером царской армии, жил в лесничестве и имел целый табун лошадей. Впервые мальчик сел на лошадь, когда ему было всего лишь 2 года. А уже в сознательном возрасте его учителем стал знаменитый Казбек Нугзаров (отчим Тамерлана), который долгое время покорял сердца зрителей в известном номере Али-Бека Кантемирова. Позже Казбек создал свой номер, в котором с 1958 года выступал Тамерлан.

— Я попал в цирк благодаря отчиму, которого считаю отцом. Он и научил меня всему. И вот уже 60 лет я на манеже. За эти годы изучил свой жанр от и до. Был и конюхом, и сопровождающим перевозку лошадей. Любой руководитель должен пройти все ступени профессии с начала и до конца, чтобы понимать, где он работает. Но люблю свою работу, поэтому никогда от нее не устаю.

«Я ничего не вымучиваю!»

«С лошадьми мы понимаем друг друга с полуслова, — говорит Тамерлан. – Все трюки даются мне легко, я ничего не вымучиваю…» Наверное, поэтому спектакль «Легенда» и смотрится на одном дыхании. «Легенда» называется спектаклем, так как она сюжетна и в ней органично соединились разнообразные жанры: балет, декорации, конный цирк, жонглирование, дрессура, акробатика, воздушная гимнастика. Зрелище эффектное, завораживающее, эмоциональное. Зритель вместе с артистами переживает драматические события, погоню, сражение, радуется счастливому исходу и соединению влюбленных, а потом с восторгом следит за блестящей джигитовкой артистов, демонстрирующих мастерство, удаль и ловкость.

Тамерлан Нугзаров сетует, что сейчас конного цирка как такого уже практически и не осталось.

— Обычно 1-2 лошадки в программе показывают, и все. Но что такое одна лошадь, в огромном зале? Это как один артист на сцене весь спектакль. У нас конный цирк исчез, его нет. Раньше были такие знаменитые династии, как Тугановы, Кантемировы и т.д. А теперь несколько лошадей, и те с элементарной дрессурой. Дым, музыка, блески и девочки полуголые. Цирк – это искусство в первую очередь для детей, не должно быть здесь полуголых девок и мужиков в наколках. В цирке, как в спорте, должно быть все чисто. В футболе главное мяч забить, а в цирке трюк показать. У нас почти нет акробатов, полетов, жокеев почти нет… Сейчас идут по западному дешевому образцу. Я обучил шесть руководителей-джигитов, многие сейчас работают за границей. Мне 76 лет, из которых 60 лет я работаю в цирке. И до сих пор скачу на лошади, работаю высшую школу. У нас 25 скакунов на конюшне, а одновременно в манеж выходят 18-20 лошадей! Это арабские скакуны, орловские рысаки, русские верховые, фризы, липицианы…

«Лошади, как дети, не любят однообразия!»

Все кони Тамерлана Нугзарова — холеные и ухоженные, словно с картинки. «Лошадь требует такого же ухода, как грудной ребенок, – говорит дрессировщик. – Они все нуждаются в особых условиях. Надо их вовремя кормить, чистить, осматривать и, конечно, тренироваться. Тренинг — обязательная часть нашей работы. После разминки их надо растирать жгутом, который скручивается из сена – такой вот своеобразный массаж. Кроме того, мы их ежедневно выгуливаем, животные должны дышать свежим воздухом! Мы на улице сделали им целый открытый манеж, они там бегают! Лошади ведь, как дети. Вот вы их научили одному движению, а они раз-два сделали, и потом думают, как бы отказаться, делают что-то по другому. И ты начинаешь репетировать уже это «по-другому». Им просто, как и детям, надоедает однообразие. А еще им нужно постоянно находиться в движении — бегать, прыгать, разминаться…»

Ежедневно своим питомцам по Тамерлан Нугзаров дает по 6 килограммов овса, 3 кило морковки, а сена – сколько их конская душа пожелает. Кстати, сено выбирают очень тщательно — если в нем, допустим, много клевера, «жирной травы», животному такая пища не подходит. А вот сахар лошадкам дают только на репетициях – чтобы было желание работать! Кроме того, лошади постоянно употребляют витамины (их подмешивают им в кашу) и лен – чтобы хорошо работал желудок и кишечник, и чтобы шерстка блестела!

Как бы ни было непросто содержать четвероногих артистов, отказываться от них нельзя ни в коем случае, считает дрессировщик. «Лошади, занятые в джигитовке, быстро изнашиваются. Дрессированные лошади и те, которые показывают высшую школу – изнашиваются меньше. Лет до 17 они обычно работают, а потом я отдаю их в реабилитационные центры, чтобы больные детишки на них ездили. Лошадки-то у меня спокойные! На мясокомбинат не могу их отдать, сердце кровью обливается!»

«Самое сложное – быть артистом!»

— Я читала, что вы можете научить лошадь даже улыбаться. Это фигуральное выражение?

— Всего можно достичь с помощью дрессуры. И заставить лошадь улыбаться, кстати, не сложно. Приподнимаешь им губу, и она вроде как улыбается. Закрепляешь действие куском сахара, и так несколько раз. Потом уже говоришь – засмейся, и она «смеется».

— Какой самый сложный трюк у вас?

— Самое сложное быть артистом. Мой отчим, который меня всему научил и все мне передал, только выезжал на манеж, и зрители уже аплодировали. Ему не надо было ничего делать, никакие трюки. А так конечно круглые «вертушки» сложно делать… Когда артист на шею лошади садится и крутится. Любые трюки сложно делать, когда лошадь летит галопом. Но зрителю наоборот нравится темп, когда развеваются плащи, флаги…

Я всегда говорю, что плохих трюков нет, есть плохие артисты! Мало быть хорошим акробатом, нужен еще артистизм. Если наездник пыхтит и пот ручьем льется, это будет смотреться не эстетично. У артиста должен глаз гореть, он должен быть харизматичным. Под костюмом ничего не спрячешь, энергетический посыл должен идти изнутри. Настоящий артист все делает так, как будто он ничего не делает.

— А травмы часто случаются?

— Цирк без травм не бывает. Самое страшное – когда лошадь падает на всем скаку. На ведь может споткнуться, поскользнуться.

— Я знаю, что вы всегда сами выбираете лошадей, ездите по конезаводам. У нас в Хреновом лошадей не покупали?

— Брали и в Хреновом, и на Чесменском конезаводе. С Чесменского и сейчас работает ваш конь, ему 24 года уже! А в Хреновом последний раз лет 40 назад брал. А недавно приехал, и посмотреть не на что. Хилых лошадей, которых только на мясо сдавать, продают по 300 тысяч. Самое страшное, когда все становится частным. Раньше лошадей выбирали по промеру груди, промеру ноги. Элитная лошадь всегда стоила дорого. Чистокровные английские скаковые лошади – самые дорогие в мире. Их сперма стоит полмиллиона долларов! Это только покрытие! И еще неизвестно, что из этой лошади выйдет. Как только жеребенок рождается, за ним уже приезжают из Америки, Франции… Это серьезный бизнес. Были у меня когда-то и английские лошади, но сейчас уже нет.
Мы в конном спорте какие-нибудь места получаем за границей? Нет! На скачках тоже наши кони не пользуются успехом. Потому что все перешло в частные руки! Чтобы лошадь была хорошей, ее надо хорошо кормить! Мы даем своим лошадям овес, геркулес, отруби, сахар и по 3 килограмма морковки в день каждой.

«Частный цирк – это балаган!»

— Вы ведь один из первых, кто в цирке создал представление с сюжетной линией…

— Один из первых, но не первый. Когда-то, в советские годы, был спектакль «Бахчисарайская легенда» — в нем 35 лошадей участвовало. А потом уже появилась моя «Горская легенда». Мне помогали ставить этот спектакль мои друзья — Махмуд Эсамбаев, балетмейстер Чечено-Ингушской АССР Топа Элимбаев… Да я у многих совета спрашивал. Один человек не может быть настолько гениален, чтобы все придумать. Мне вообще повезло в жизни, меня поддерживали многие именитые цирковые артисты – и Бугримова, и Кантемиров, и старик Туганов…

— Вас же и Росгосццирк поддерживает, вы рассказывали, что всех лошадей, все костюмы покупает вам Главк…

— Цирковое искусство не может существовать без государства. Частный цирк – это балаган. Лошадей нужно кормить, лечить, чистить, перевозить – все это стоит больших денег! Все российские цирки были построены за счет государства. В 72-м году я начал выезжать за границу, и в Америке мы знаете, где работали? На хоккейных полях! По 20-25 тысяч человек! И битком все было! Ни одного свободного места! Советский цирк был очень популярен, он был на высоком уровне. А сейчас о цирке забыли, как будто его нет. Сейчас все идет к тому, что здания передадут в частные руки. Но частный цирк не выживет. Как Большой театр, так и цирк должен быть при государстве. Но частные прокатчики обворовывают цирк, поэтому индустрия в упадке. Сейчас директора в цирках не имеют ни на что права — чтобы несчастный болтик купить, надо спрашивать разрешения у Главка.

— А чем частные цирки хуже?

— Дым, блестки, мишура и больше ничего там нет. У них красивые девочки-администраторы при макияже, и все мужики, раскрыв рот, думают – о, какой же цирк хороший. У них красочная реклама по всему городу, а на представлении нет трюков, смотреть не на что! А у государственных программ нет денег на рекламу. А без рекламы сейчас никуда. Да, у нас тоже есть дым, световые эффекты и даже фейерверк. Но у нас самый настоящий цирк, потому что есть трюки.

— Вам вручали самые высшие цирковые наград и принц Монако Альберт, и Джина Лоллобриджида, и голливудский актер Кирк Дуглас… Вам такие знакомства принесли какие-то бонусы?

— Помню, Дуглас пришел на наше представление в Лос-Анджелесе в темноте. Свет уже потушили, он пробрался к своему месту в первом ряду в темных очках. Мне сказали о том, что на представлении присутствует голливудская звезда, и я, отработав номер, взял его за руку и вытащил на манеж. Весь зал засмеялся. Я и с великим аргентинским футболистом Марадонной общался, в Испании. И также вытаскивал его на манеж. Они – знаменитости – такие вещи любят. Эти люди очень веселые, общительные… А вот про Джину Лоллобриджиду ничего особенного сказать не могу, когда мы познакомились, она была уже в годах.

А что касается бонусов, то я никогда ими не пользовался. Хотя наш антрепренер Стив часто водил нас в знаменитый старинный ресторан с великими артистами, где мы знакомились, общались. Мы даже в Белом Доме были — нас повели туда на экскурсию. Помню, идем мы по белому коридору, увешанному портретами президентов, а там огромный негр стоит с кольтом. Я спросил: «Зачем вам кольт?» «На всякий случай», — многозначительно ответил он. А недавно я был в Ингушетии, общался с главой республики. И когда я ему сказал, что мне от него ничего не надо — ни денег, ни лошадей, ни костюмов, он так удивленно на меня посмотрел. У меня есть государство, поэтому я никогда ни у кого ничего не просил.

— Из российских звезд вы с кем-то дружите?

— С Кобзоном дружу. Дружил с Махмудом Эсамбаевым, с Муслимом Магомаевым… Плисецкая к нам в цирк приходила… Кобзон раньше часто в цирк ходил, он очень цирк любит. Я недавно ходил к нему в Думу по делам цирка, и он, конечно помог. Раньше цирковые, эстрадные, театральные артисты, спортсмены — все дружили, ходили друг к другу на концерты, спектакли и представления. Сейчас этой сплоченности уже нет. А жаль…

Лошади-кинозвезды!

— Тамерлан Темирсолтанович, а в кино вас с вашими лошадьми сниматься не звали?

— Как не звали? В фильме «Бег» я есаула играл, там снимались и мои лошади. Очень сильный фильм о гражданской войне, в Ленинграде снимали. В картине «Война и мир» тоже участвовали, «Карнавал», «Звезда пленительного счастья» — там я играл генерала. Раньше вообще цирковые животные очень много участвовали в съемках, а потом появились частные конторы и стали все больше приглашать оттуда. Потом и вовсе сделали конный полк «Мосфильма»… Но нас, артистов цирка, брали на трюки — военным запрещали трюки делать.

— В вашей «Горской легенде» участвовал ваш сын – Тамерлан-младший. Почему его сегодня нет в Воронеже?

— Сын ушел из профессии на пенсию. Посмотрев, на то, что сейчас творится в цирке, не захотел оставаться. Я, кстати, никогда никого не принуждал идти по нашим стопам, у нас все добровольно. Да, наша профессия опасна, но еще опаснее в наше время остаться без работы. У людей дипломы есть, а работы нет! Сейчас младший внук Тимур у нас выходит на манеж в финале программы. Этот семилетний пацан с чисто русским лицом так здорово танцует лезгинку! Все аплодируют! Старшему внуку Даниилу уже 24 года. Он у нас крупный парень и к цирку никакого отношения не имеет. Зато хорошо учится!

— Ваш дед – офицер царской армии – дожил до 101 года. Вы в одном интервью сказали, что секрет долголетия мужчины – это мало спать и много работать. Следуете этому принципу?

— А как же! Мне 76 лет, а я еще в седле! И сплю мало — часов 6-7 ночью мне вполне достаточно. Если сильно устал, могу и днем минут 20 вздремнуть. Мужик должен вкалывать, а не сидеть перед телевизором, или уткнувшись в телефон. От этого живот растет! У меня репетиции каждый день, кроме понедельника. Я если в отпуск ухожу, меня хватает на 2 дня отдыха, потом начинает сердце болеть. И тогда я на своей даче начинаю что-то пилить, мастерить, строить. Меня никто не заставляет в 7 утра вставать, мой организм уже просто к такому режиму привык. Все что внутри дома я сделал своими руками.

— Откуда такие навыки?

— Я некоторое время воспитывался в детдоме, и там у нас был отличный учитель по труду. Техник, который самолеты готовил перед вылетом. Он нас научил электромоторы делать, подъемные краны. Все было заложено с детства. Думаете, кто в программе придумал мост, лифт? Это я все придумал!

— А вы прививали такие навыки сыновьям, внукам?

— Про внуков говорить нечего – нынешнее поколение сейчас полностью погружено в гаджеты, им больше ничего не интересно. Из-за этого все хилые. Даже кавказцы сейчас очень слабые стали. Раньше брал – мужики с мышцами были. А сейчас их матери откармливают пирогами, лишь бы только не уезжали. Из пацана не делают мужчину. Парень должен учиться, заниматься спортом, работать…

— А вы следите за тем, чтобы ваших внуков правильно воспитывали?

— Бабушка портит! Сю-сю-сю!

— Когда вы в отпуске и лошади вас долго не видят, они скучают? Узнают вас по шагам?

— Да, они узнают только по шагам, по движениям, по голосу и по запаху. На вид они никого не узнают. Лошади ведь цвета не различают. У них нет цветного.

Марина Хоружая,
Фото автора

...