В нашем городе начались гастроли самой дорогостоящей и роскошной цирковой программы «Королевский цирк». Недаром создатель, продюсер, директор, художественный руководитель и дрессировщик (да-да, все в одном лице!) Гия Эрадзе назвал свое шоу Королевским – здесь каждая деталь сделана с таким шиком, которому позавидовал бы царский двор!

Чтобы доставить в Воронеж животных, а также объемные декорации, звуковое и световое оборудование, потребовалось 19 огромных фур. Гия Эрадзе. Потрясающее костюмированное представление, сочетающее дрессуру, воздушную акробатику и другие цирковые жанры просто не может оставить равнодушным ни взрослых, ни детвору. Воронежцы, посетившие премьеру в минувшие выходные, все, как один, сошлись во мнении, что эта программа является самой яркой цирковой программой из всех, что им приходилось видеть!

«Когда целуешься с тигром – видишь только клыки!»

Стало уже традицией, что перед премьерой Гия Эрадзе собирает воронежских журналистов в стенах цирка, причем обычной пресс-конференцией дело не ограничивается – административная группа Гии проводит еще и экскурсию в закулисную часть, где можно увидеть всех животных «Королевского цирка» и узнать об их особенностях.
Действительно, все животные «Королевского цирка» красивые и ухоженные. Гия любит, чтобы все было красиво. И даже стены обшарпанной конюшни, он заклеил яркими красочными афишами – чтобы глаз радовался.

Тигры и львы содержатся в разных вольерах, но на манеже прекрасно ладят друг с другом. В тигриной труппе есть три сестры и брат, и еще брат с сестрой от других родителей. Можно сказать, целый семейный клан. Здесь можно увидеть амурских, суматранских, и бенгальских белых тигров, а также уникальное животное – лигра. «Это животное рождено в Сочинском зоопарке от лигрицы и льва. Там настолько хорошие условия, что животные начали размножаться. Барон работает в нашем аттракционе, и две девочки-лигрицы – в «Баронетах» у Широкаловых». Единственный, кто содержится в отдельном вольере – очаровательный 4-месячный львенок. Он еще в манеж не выходит, а только учится выполнять трюки.

Всего у Гии 14 хищников, которые выходят на манеж под руководством очаровательной Людмилы Сурковой – обладательницы международной цирковой премии «Принцесса цирка». На манеже дрессировщица на качелях взмывает с тигром под купол цирка, а еще бесстрашно целует хищника в усатую морду.

— Страшнее всего в первый раз было исполнить именно этот трюк, потому что перед глазами у тебя только открытая пасть и клыки – ты больше ничего не видишь. Потом привыкла… — признается Людмила.

Дрессировщица признается, что тигры, как и все кошачьи, не слишком привязчивы по своей натуре. На вопрос: «Кто из них вас больше всего любит», Людмила улыбается… «Кого в данный момент кормишь, тот и больше любит! Если меня долго нет, животные, конечно, скучают. Как и кошки, они любят, когда их гладят, чешут пузико или за ушком…

Любопытные ламы и «обманчивые» зебры

Дальше идем в конюшню… Вот гордо восседают «корабли пустыни» — огромные величественные верблюды, которые поглядывают на нас с ленцой и безразличием Зато ламы – альпака и гуанака, резво подбегают к заслону и начинают с интересом разглядывать камеру, чуть ли не тыкаясь в нее носом. «Ламы по природе своей очень любопытны, — улыбается администратор цирка Кристина Михай. – Несмотря на то, что животные уже привыкли, что раз в месяц их посещают журналисты, им все равно очень интересно. Кстати, близко не подходите – лама из семейства верблюжьих, и может плюнуть!» Кстати ламы из всех парнокопытных выше всего прыгают! Это можно наблюдать во время представления, когда в аттракционе экзотических животных «Африка» артисты натягивают высоко над головой имитацию шкуры, и эти очаровашки легко преодолевают препятствие.

Зебра Элечка, хоть и выглядит добродушной, но это лишь видимость. «У зебры — очень сильные челюсти, и они запросто могут выкусить кусок мяса!, — предостерегает дрессировщица. – Кстати, зебры плохо поддаются дрессуре. На задних копытах они ходить не будут, но преодолевать препятствия – мы их научили». Проходим мимо четырехмесячных яков, которые в шоу пока не участвуют , и натыкаемся на непонятное животное. Красивое, но не известное.

— Это антилопа Орикс – прекрасный представитель африканской саванны. Он был бы более узнаваем, будь у него рога. Но он их сбросил очень давно, по той причине, что нет необходимости обороняться, ведь у нас он находится в абсолютном спокойствии. Бараны, когда перестают сражаться друг с другом, сбрасывают рога — так природой заложено.

Пятнистые партнеры

Далее нашей собеседницей становится дрессировщица Татьяна Мащенко, которая показывает воронежцам уникальный номер «Собаки на лошади». «Этот трюк — единственный в мире. Идея объединить лошадей и собак пришла мне в голову несколько лет назад, но аттракцион мы выпустили недавно», — поведала нам дрессировщица. На представлении далматины-наездники скачут на очаровательных пятнистых пони на радость детворе, а зритель даже не догадывается, сколько труда было вложено, чтобы появился такой номер. В номере задействовано шесть собак, три пони и пятнистая лошадь. Общий язык, по признанию дрессировщицы, животные нашли не сразу. «Это сейчас они партнеры и легко выполняют совместные трюки, а поначалу они очень удивлялись друг другу. Далматины не понимали, почему лошадки такие же пятнистые, как они. Они думали, что это кто-то «свой», но смущал запах лошади. На других лошадей они так не реагировали, удивлялись именно масти…»

В программе также можно увидеть забайкальских кучерявых и горно-алтайских лошадей, трех потрясающих вороных фризов и невероятной красоту андалуза – самую дорогостоящую лошадь на конюшне. Именно этот красавец работает номер «Белый пегас», который так нравится зрителям.

Гия Эрадзе очень ценит каждого, кто работает в коллективе.

— Я считаю труд моих помощников просто неоценимым!, — говорит Гия. — В советские времена артисты цирка в конце гастролей всегда подходили к униформистам и благодарили, что-то дарили им от себя… Эту традицию я по сей день стараюсь поддерживать, потому что именно от технической службы – как я их называю «люди в черном» — зависит 99% твоего успеха. Особенно от ассистентов. На личном опыте могу сказать, что когда на меня нападали животные, именно ассистенты меня вовремя отбили – вовремя включили брандспойт, и лев на меня не пошел. Они ухаживают за животными – посмотрите какие они все красивые! Разгрузка тоже лежит на их плечах. Вот я вчера прилетел из Монако, и сразу отправился в Воронеж. А у меня уже все смонтировано, декорации стоят, все готово к прогонам. Раньше, в советском цирке, на парад в конце представления выходили и униформисты. Сейчас, к сожалению, эта традиция забыта. Но у меня в Московском цирке Никулина, они тоже выходили на поклон!

«Мы будем представлять Россию в Монте-Карло»

 

— В вашей программе много экзотических животных, с которыми никто не работает. По какому принципу вы их отбирали?

— Ну, к примеру, когда я придумывал аттракцион «Африка», мы натянули канаты в виде лиан, поставили пальмы, и мне показалось, что чего-то не хватает. Чего-то живого, бегающего… И мне приснилось, что надо взять лемуров — чтобы они по этому канату ходили весь аттракцион Но к этому ведь нужно было их приучить. Это только кажется, что все просто. Ой, лемуры, мол, бегают, и все. Но их нужно было воспитать и сделать ручными, научить тому, чтобы они с этих канатов никуда не разбегались, не убегали в зал. Мы учили лемуров не кидаться на животных, которые в этом время бегают по манежу, а тех – не бояться лемуров, издающих странные звуки. Это все не так легко, как кажется…

— У вас огромная труппа, много животных, масштабные декорации, костюмы, свет, звук… Наверное, очень тяжело перевозить все это великолепие из города в город?

— Сейчас гораздо проще ездить. Это раньше цирковые программы переезжали из города в город в почтовых вагонах, которые мы топили углями. Сейчас передвигаемся на комфортабельных фурах, которые подгоняются прямо к цирку. Там определенная температура, плюс у нас уже есть специальные транспортировочные вольеры, которые мы собираем внутри авто-фуры. Так что животные чувствуют себя очень комфортно. А за этой колонной в микроавтобусах едут сопровождающие, рабочие по уходу за животными. Плюс по одному сопровождающему в каждую фуру.

— Вы сказали, что перед Воронежем заехали в Монако. Расскажите об этом поподробнее…

— В прошлом году в итальянском городе Латина мы взяли все возможные золотые награды, Гран При в том числе. Весь пьедестал был полон артистам нашего Королевского цирка, и там мы и получили приглашение от артистического директора фестиваля господина Урса Пилса приехать на фестиваль в качестве почетных гостей, где мы сейчас и побывали. Принцесса Монако лично пригласила нас на следующий год поучаствовать в фестивале Монте-Карло — поверьте, такая честь выпадает не каждому цирковому артисту. Мы уже подписали договор об участии на фестивале «Монте-Карло» — в Монако в 2019 году Россию будет представлять Королевский цирк Гии Эрадзе. Мы там еще ни разу не были.

Теперь думаем над тем, какие номера повезем в Монако. Некоторые из них мы показываем сегодня в Воронеже. Это акробаты на встречных качелях под руководством Михаила Филинова — очень серьезный номер со сложными трюками. Недавно ребята завоевали золотую награду в Китае… К сожалению, не всех животных можно вывозить в Монако, но наш конный аттракцион «Русь» мы туда повезем обязательно. У меня шикарные девочки-джигитки, которые собрали тоже все возможные награды на фестивалях. В Европу не со всеми животными можно въехать. Принцесса Монако призналась, что очень хотела бы увидеть наш аттракцион с медведями, в котором работают ваши земляки Алексей и Екатерина Плотниковы – обладатели множества цирковых наград. Это мой любимый аттракцион, и не побоюсь громких заявлений — это лучший аттракцион с медведями в стране. Но по закону Франции, туда нельзя ввозить медведей. К сожалению, очень много номеров я не могу отправить ни на какие фестивали, в Европе сейчас практически везде запрещен ввоз животных, благодаря Гринпису. Да что там Европа! Сейчас уже даже на Украину проблематично их ввезти!

— В советское время снимали очень много фильмов про цирк, почему сейчас этого не делают?

— А как же сериал «Маргарита Назарова», который недавно успешно прошел по Первому каналу? Ольга Погудина просто блестяще исполнила главную роль! Эта картина вызвала у меня настоящий шквал эмоций. До слез! Особенно сцена, где умирал Константиновский… К открытию Нижегородского цирка осенью 2017 года, которому присвоили имя Маргариты Назаровой, я делал программу, посвященную этой великой дрессировщице. Плюс снимал о ней документальный фильм, когда работал с Гурабом Георгиевичем Гарсеванишвили – братом второго мужа Назаровой Мераба Гарсеванишвили. Так что я ее судьбу знаю, и когда смотрел фильм, отметил, что там много похожего, несмотря на некий художественный вымысел. Ведь на самом деле судьба распорядилась так, что Маргарита Назарова ушла из жизни в полном одиночестве. Картина получилось очень трогательной, она действительно про цирковую судьбу…

— Зрителям еще очень нравится ваш клоун Харри! Он такой добрый и позитивный…

— Это Заслуженный артист России Игорь Яшников. Я люблю больше буффонадных клоунов. Сегодня много разных видов клоунады, но для меня коверный без клоунского грима и костюма – не клоун. Сегодня появились современные клоуны в черных фраках, но я от своей стилистики не отступлюсь. Потому что я знаю, что нужно показывать зрителю, на что они идут. Поэтому 18-й год существует наш коллектив, и 18-й год нас ждут в каждом городе страны!

Марина Хоружая

Справка «ВестиПК»

Гия Эрадзе родился и жил в Тбилиси. Его родители к цирковому миру не имели никакого отношения. Ребенок рос, как все дети. Но очень любил цирк, не пропускал ни одного представления. Причем Гия не просто любил смотреть цирковые программы, он представлял себя на манеже рядом с артистами. А пока не было возможности реализовать детскую мечту, мальчик ходил на ипподром – катался на лошадях, пытался изучать их повадки. Там-то его и увидела народная артистка Грузии Нана Мелкадзе, она как раз отбирала наездников в аттракцион «Джигиты Грузии». Так Гия начал работать в цирке. Потом был аттракцион Автандила Пирадзе «Интеркосмос», где Гия выступал воздушным гимнастом и учеба в тбилисском эстрадно-цирковом училище по специальности «жонглирование». Как губка Эрадзе впитывал цирковые премудрости, но душа жаждала другого. Парню хотелось заниматься дрессурой, а в училище дрессировщиков не готовят, потому что этот дар – понимать животных – дается, как говорят, «свыше».

Между тем в родной Грузии настали не лучшие времена. Аттракцион «Интеркосмос» распался и, предвидя это, Автандил Пирадзе помог Гии подготовить номер с дрессурой смешанных животных. Дрессировать такие группы непросто, но Гии все давалось легко. Шесть лет с коллективом он ездил по «четырехугольнику» — Батуми, Ереван, Баку, Тбилиси. Частенько гастрольные пути юного артиста пересекались с путями великих мастеров дрессуры. И Гия любую свободную минуту посвящал репетициям с непревзойденными укротителями – такими, как Тереза Дурова, Степан Исаакян. Ловил их каждое слово, жест, прием. Он и сам признается, что ему всегда нравилось общаться со старшими коллегами, учиться у них всему…

Вскоре Гия Эрадзе задумал свой собственный грандиозный спектакль с группой смешанных животных. И создал. Да такой, что даже старожилы циркового мира не перестают удивляться. В 2000-м году на манеже Владивостокского цирка он выпустил грандиозное шоу «Пять континентов», в котором удачно соединил традиционный цирк, театр и варьете. Шоу «Пять континентов» объездило за эти годы многие страны мира, и всю Россию вдоль и поперек. Но когда «разрослось», то превратилось в две полноценные программы – «Баронеты» и «Королевский цирк».

...